logo
Кампания по формированию здорового образа жизни среди студентов СПБПУ

1.2 Правительственная пропаганда ЗОЖ

пропаганда здоровый образ жизнь

Состояние здоровья населения, а в первую очередь, детей и молодежи - важнейший показатель благополучия общества и государства. Поэтому укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни - одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Вопросы формирования здорового образа жизни также нашли отражение: в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в проекте Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года.

С 2009 года введено новое приоритетное направление бюджетной политики в области здравоохранения - комплекс мер по формированию здорового образа жизни и сокращению потребления алкоголя и табака.

В настоящее время в нашей стране уже действует целый ряд законов, направленных на профилактику заболеваний и поддержку здорового образа жизни. К ним относятся:

Основы законодательства об охране здоровья граждан, определившие профилактическую деятельность одним из основных направлений здравоохранения;

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», установивший обязательность гигиенического воспитания и обучения граждан, направленных на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни;

Федеральные законы «Об ограничении курения табака», «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака», определившие правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения, обязавшие федеральные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения, образования и культуры регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения табака через средства массовой информации;

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», направленный на обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту;

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», установивший правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

К федеральным законам, направленным на формирование здорового образа жизни и повышение ответственности за собственное здоровье у граждан России, также необходимо отнести: «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» и другие.

В целях реализации указанных законов Правительством Российской Федерации принят ряд федеральных целевых программ, направленных на профилактику заболеваний населения и формирование здорового образа жизни населения. В план мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 ода №170-р, включена разработка и реализация государственной политики в области здорового питания населения и повышения его физической активности.

Во многих субъектах Российской Федерации принимаются законодательные и нормативные правовые акты, региональные программы, направленные на формирование у населения здорового образа жизни и профилактику заболеваний.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что современная система мер, предпринимаемых обществом для формирования образа жизни, способствующего укреплению здоровья молодых людей и включения их в активную социальную жизнь, развивается и реализуется на трёх уровнях:

- социальном: пропаганда здорового образа жизни средствами массовой информации, проведение образовательной и информационно-просветительской работы учреждениями здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, подростково-молодежными клубами, общественными объединениями и др.;

- инфраструктурном: создание условий для ведения здорового образа жизни в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), развитие сети физкультурно-спортивных и досуговых организаций, региональных профилактических организаций (центров медицинской профилактики, восстановительной медицины и реабилитации); проведение экологического контроля; оснащение образовательных, медицинских и др. учреждений, организаций необходимым оборудованием и проч.;

- личностном: формирование системы ценностных ориентаций молодого человека, стандартизация бытового уклада его жизни.

Введение закона об ограничении табакокурения привело к снижению производства сигарет и распространенности этой вредной привычки. Об этом сказал 23 сентября на пресс-конференции первый заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко. «Уже прошло снижение производства сигарет, -- отметил он. -- Оно началось три года назад, но шло небольшими темпами, до 3% в год. Наибольшее снижение производства произошло в первом квартале 2014 года и было связано с повышением акцизов». Депутат привел данные ВЦИОМа: за шесть месяцев этого года на 7% снизилось число курильщиков. «Это очень серьезная цифра», -- считает Герасименко. По его словам, ограничение мест курения привело к тому, что часть курильщиков отказались от пагубной привычки, еще часть граждан стали курить меньше и есть шансы, что они смогут бросить курить.