Ликвидация аварийных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов на складе ГСМ филиала СКЖД ОАО "РЖД" и разработка мероприятий по их предотвращению

курсовая работа

3.2.4 Технологический блок №1

В блок входит односторонняя ж.д. эстакада с одним сливным колодцем. Одновременно на ж.д. эстакаде может обслуживаться не более 1 вагона цистерны с бензином.

Краткая характеристика опасности: блок представляет опасность ввиду, присутствия на нем бензина в значительных количествах, проведения на ж.д. эстакаде газоопасных работ по вскрытию верхнего люка вагона цистерны, зачистке вагона цистерны. При механическом повреждении, коррозионном износе, нарушении герметичности сливных устройств, сливных рукавов, неисправности котла ж.д. цистерн возможны разливы бензина. В котлах вагонов цистерн возможно образование взрывоопасной концентрации паров бензина с воздухом.

Для предотвращения аварийных ситуаций на технологическом оборудовании имеются следующие защиты:

- в районе ж.д. эстакады оборудованы контруклоны с двух сторон ж.д. эстакады, препятствующие растеканию бензина на большой площади;

- в районе ж.д. эстакады имеется подземная аварийная емкость объемом 25 м3 с оборудованными в нее стоками для разлившегося бензина;

- контроль уровня загазованности на площадке эстакады силами дежурного персонала.

При нормальной работе и обслуживании технологического оборудования авария маловероятна.

Факторы опасности: раздражение слизистых оболочек и кожи, отравление при контакте с бензином; пожары разливов при авариях; формирование пожаровзрывоопасной среды в воздухе и взрыв.

Наиболее опасным возможным вариантом аварийной ситуации является разрушение нижнего сливного устройства и полный выход бензина из котла вагона цистерны.

Принципиальная технологическая схема блоков представлена в приложении А.

Схема анализа вероятных моделей возникновения и развития аварий представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Схема анализа вероятных моделей возникновения и развития аварий на ж. д. эстакаде

Расчетные сценарии развития возможных аварий на ж.д. эстакаде:

А1-01: Нарушение герметичности котла вагона цистерны > разлив бензина в поддон под эстакадой > испарение с поверхности разлива > взрыв ТВС в присутствии источника воспламенения;

А1-02: Нарушение герметичности котла вагона цистерны > разлив бензина в поддон под эстакадой > воспламенение разлива в присутствии источника воспламенения, пожар разлива;

А1-03: Образование взрывоопасной ТВС в котле вагона цистерны > взрыв ТВС в присутствии источника воспламенения > пожар разлива бензина.

При нарушении герметичности сливного устройства, сливного рукава, нарушении герметичности котла вагона цистерны, скорость выброса бензина относительно невелика. Разлитый бензин будет удерживаться контруклонами, оборудованными с двух сторон ж.д. эстакады, часть разлива по оборудованным стокам собирается в подземную аварийную емкость объемом 25 м3. Площадь разлива будет равна ? 120 м2. С учетом оборудованных контруклонов, стока части бензина в аварийную емкость расчетную площадь разлива можно оценить как 120 м2. Для сценариев А1-01, А1-02, А1_03 расчетную площадь разлива принимаем 120 м2.

Расчет категории взрывоопасности производим для наихудших метеорологических условий - при неподвижной воздушной среде, температура окружающей среды 30С.

Показатели взрывоопасности:

- общий энергетический потенциал, кДж 5,3·106

- относительный энергетический потенциал 10,5

- приведенная масса продукта, кг 86.8

- категория взрывоопасности блоков 3

Делись добром ;)