logo
Организация охраны труда в общеобразовательном учреждении

1.2 Нормативная база для регулирования охраны труда учебного заведения

Базой для управления охраной труда служит законодательство о труде его охране. Законодательство содержит целый ряд законов, главными из которых являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ и Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (рис. 1.1).

Трудовой кодекс Российской Федерации -- кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, который введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года. Кодекс является основополагающим документом перед другими принятыми федеральными законами, указами президента, постановлениями Правительства РФ и др. Трудовой кодекс определяет трудовые отношения между работниками предприятий, учреждений и т.д. и работодателями. Целью трудового законодательства является:

ѕ установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

ѕ защита прав и интересов работников и работодателей;

ѕ создание благоприятных условий труда.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1.1 Структура законодательной и нормативной документации по охране труда

интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по [1, ст. 15]:

ѕ организации труда и управлению трудом;

ѕ трудоустройству у данного работодателя;

ѕ профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

ѕ социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

ѕ участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

ѕ материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

ѕ надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

ѕ разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Нормативная база для регулирования охраны труда учебного учреждения включает в себя следующие нормативные акты [29, ст. 6-10]:

1. «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» (Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 № 796).

2. «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда» (Постановление Минтруда России от 17.12.2002 № 80).

3. «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29).

4. Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива. (Постановление Минтруда России от 8.04.94 г. № 30).

5. Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных (комиссий) комитетов по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек. (Постановление Минтруда России от 12.10.94 г. № 64).

6. Положение о службе охраны труда в системе Министерства образования Российской Федерации. (Утверждено приказом Министерства образования РФ от 27.02.95 г. № 92. Приложение).

7. ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения».

8. Инструкции по охране труда для работающих по должностям, профессиям и видам работ (ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения». Постановление Минтруда России от 17.12.2002 № 80 «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда»).

9. Инструкции по охране труда для учащихся по предметам учебного плана, по внеклассным и внешкольным мероприятиям.

10. Приказ Минздрава и Минобразования РФ от 30.06.92 г. № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях». (Вестник образования № 8, 1992 г.).

11. Правила по технике безопасности и производственной санитарии для учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 12, 13, 1973 г.).

12. Правила по технике безопасности и производственной санитарии при трудовом обучении и летних практических работах учащихся IX-X(XI) классов общеобразовательных школ в сельскозяйственном производстве от 29.03.76 г. (Охрана труда в школе. Сборник нормативных документов, М., 1981 г).

13. Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школ и предприятий, в которых производится трудовая подготовка учащихся по автоделу от 12.04.73 г. (Охрана труда в школе. Сборник нормативных документов, М., 1981 г.).

14. Письмо Минпроса РСФСР от 08.01.88 г. № 4-М «О допустимых нормах переноса тяжестей учащимся общеобразовательных школ». (Сборник приказов Минпроса РСФСР №1, 1998 г.).

15. Правила техники безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ от 19.07.87 г. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 34, 1987 г.).

16. Правила по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) физики общеобразовательных школ от 27.12.82 г. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 17, 1983 г.).

17. Правила по технике безопасности при изучении биологии в общеобразовательных школах от 18.03.80 г. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 30, 1981г.).

18. Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах от 19.04.79 г. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 10, 1980 г.).

19. Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, ПТУ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89). (Бюллетень Госкомитета СССР по народному образованию № 2, 3, 1990 г.).

20. Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами по РФ. (Утверждена приказом Минобразования РФ от 13.07.92 г. № 293).

21. Положение об учебных мастерских общеобразовательных школ от 28.07. 86 г. № 169. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 32, 1986 г.).

22. Положение о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 29, 1988 г.).

23. Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР от 01.10.90г. № 639 (Бюллетень Госкомитета СССР по народному образованию № 2, 1991г.).

24. Примерный перечень профессий и видов работ на которых возможно применение труда учащихся VIII-IX классов общеобразовательной школы в период каникул. Постановление Госкомтруда и социальным вопросам от 1.07.85г. №210/14-51. (Сборник приказов Минпроса РСФСР № 5, 1986 г.).

25. О службе охраны труда образовательного учреждения. (Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 11.03.93 г. № 662).

26. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.1178-02.

27. Санитарные правила и нормативы. СанПиН 2.4.7.1166-02. 2.4.7. Гигиена детей и подростков. «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования», (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 07.10.2002 г.).

28. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.540-96. «Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ», (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 04.07.96 г. № 12).

Это далеко не полный перечень нормативно-правовых документов по охране труда в учреждениях образования.

Государственная политика охраны труда наиболее полно реализуется только при условии, что работники знают соответствующие нормативные документы и настоятельно способствуют их выполнению на своих участках производственной или образовательной деятельности.

На уровне образовательных учреждений вопросы по охране труда регулируются коллективным договором, должностными инструкциями, актами профсоюзных организаций и т.д.

Согласно Закону РФ за нарушение законов и других нормативно-правовых актов по охране труда, создание препятствий в деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда, а также представителей профсоюзов, их организаций и объединений виновные лица привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности согласно закону.

1.3 Задачи и функции системы организации охраны труда в образовательных учреждениях

охрана труд образовательный учреждение

Для создания служб охраны труда в учреждениях образования не предусмотрено ее финансирование, должности специалистов не предусмотрены в штатных расписаниях учебных заведений с количеством работников менее 50 человек [1].

Создание в учебных заведениях службы охраны труда в настоящее время достаточно сложно. Функции специалистов службы могут выполнять работники с педагогическим, политехническим образованием, однако их заработная плата в этом случае будет ниже, чем зарплата педагогических работников.

В связи с этим одной из главных задач, охраны труда, в соответствии с требованиями государственной политики, является повышение уровня всей профилактической работы по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний [29, ст.15].

Особое внимание следует уделить обучению сотрудников трудового коллектива вопросам безопасности труда и пропаганде охраны труда.

В организации системы охраны труда в учреждениях образования можно выделить следующие задачи:

ѕ обеспечение безопасности зданий и сооружений;

ѕ обеспечение безопасности образовательных процессов;

ѕ профессиональный отбор работников по специальностям;

ѕ нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

ѕ обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

ѕ санитарно-бытовое обслуживание работников;

ѕ обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха работающих;

ѕ широкое внедрение положительного опыта в сфере охраны труда.

Основные функции системы организации охраны труда в образовательных учреждениях:

ѕ организация и координация работ по охране труда;

ѕ учет и оценка показателей состояния охраны труда;

ѕ планирование работ по охране труда;

ѕ контроль состояния охраны труда и функционирования СУОТ;

ѕ стимулирование за работу по охране труда.

Организуя работу по охране труда в учреждении образования, нужно учесть, что безопасность нужно обеспечивать не только трудящимся, но и учащимся. Необходимо отметить, что в Уставе учреждения образования должен быть расписан раздел по охране труда и технике безопасности. В нем описывается организация системы охраны труда: полномочия и обязанности руководителя учреждения; основные направления в работе по охране труда (рис. 1.2).

Перед началом каждого учебного года издается приказ директора образовательного учреждения о назначении ответственных за охрану труда и ТБ и формируется комиссия по контролю за охраной труда.

Работа комиссии по охране труда основывается на Положении о комиссии. Положение утверждают один раз и вносят в него изменения по мере необходимости.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1.2 Система работы по обеспечение безопасности и охраны здоровья воспитанников

В системе организации охраны труда участвуют исполняющий обязанности специалиста по охране труда, все педагоги, административный и технический персонал. Их функциональные обязанности устанавливаются приказом руководителя учреждения образования и Правилами техники безопасности.

Выводы по главе 1

1. Под охраной труда в отрасли образования понимается система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников и учащихся в процессе трудовой деятельности и учебного процесса, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия. В учреждениях образования воспитанник, ученик, студент готовится к полноценной жизни в условиях существующего в России уровня безопасности. А значит, его необходимо научить предотвращать несчастные случаи через формирование активной социальной позиции в отношении собственной безопасности и безопасности окружающих, развить практические навыки по самозащите в условиях растущей психологической нагрузки, обеспечить нормальный и здоровый образ жизни в условиях нашей суровой действительности.

2. Основой управления охраной труда является законодательство о труде и охране труда. Нормативно-правовая база включает в себя целый ряд законов, инструкций, нормативных документов, главными из которых являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ».

3. Основными задачами в области охраны труда является создание безопасных условий пребывания учащихся и персонала в образовательном учреждении, соблюдение санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной и электробезопасности, обучение безопасному поведению, знанию правил охраны труда, ведение обязательной специализированной документации, определяемой номенклатурой дел и многое другое.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ТРУДА

2.1 Организация охраны труда в различных типах образовательных учреждениях на примере общеобразовательной организации

В статье 23 Закона РФ «Об образовании в РФ» определены следующие типы образовательных организаций, реализующие основные образовательные программы [2, Ст. 23]:

1) дошкольная образовательная организация;

2) общеобразовательная организация;

3) профессиональная образовательная организация;

4) образовательная организация высшего звена.

Общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования [2, Ст. 23].

Проведем анализ организации работы по охране труда на примере Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 114» за 2014-2015 учебный год.

Учредителем МАОУ «СОШ и УИОП №114» является управление образования мэрии г. Владивосток.

В школе организована работа спортивных секций:

ѕ баскетбол (юноши 5-6, 9-10 классы);

ѕ баскетбол (девушки 8-11 классы).

Учащиеся начальной школы проводят шефские концерты и спектакли для воспитанников подшефных МДОУ №66 и №38.

Количество обучающихся за счёт бюджета в 2015/2016 учебном году (на 01.10.2015 г.) - 648 чел.

Таблица 2.1 - Контингент учащихся за счет бюджета МАОУ «СОШ и УИОП №114» в 2015/2016 учебном году

Уровень образования

Количество обучающихся

Начальное общее образование

335

Основное общее образование

235

Среднее общее образование

78

Для учащихся 1-4 классов работают 5групп продлённого дня.

Высшим органом ученического самоуправления в школе является общешкольная ученическая конференция. В период между конференциями функционирует Школьный Совет, состоящий из Совета Председателей и Совета Старшеклассников.

В составе Школьного Совета работают комитеты:

ѕ комитет по учёбе «Интеллект»

ѕ комитет по здоровью и спорту

ѕ комитет дисциплины и порядка

ѕ комитет «Поиск»

ѕ комитет «Творчество и организация досуга».

Органом общественного самоуправления в школе с 2011г является Управляющий совет.

В 2013 г. создан Наблюдательный совет школы.

Организационно-технические мероприятия по охране труда МАОУ «СОШ и УИОП №114» в 2015-2016 учебном году.

В начале учебного года под руководством администрации в школе сформирована комиссия по охране труда. Между членами администрации и педагогическим коллективом школы распределены обязанности в работе по созданию безопасных условий труда и профилактике детского травматизма. на 2014-2015 учебный год с профсоюзным комитетом заключено Соглашение по охране труда. Изданы приказы по охране труда в соответствии с циклограммой приказов. Перед началом учебного года проведёны инструктажи на рабочих местах, повторные инструктажи по охране труда и технике безопасности с работниками школы с последующей регистрацией в специальном журнале. С вновь принятыми на работу сотрудниками проведён вводный инструктаж, который зарегистрирован в соответствующем журнале. Все сотрудники учреждения к началу учебного года своевременно прошли медицинский осмотр, что дало им право приступить к работе.

Разработаны следующие мероприятия:

«Программа обучения персонала школы по вопросам ОТ на 2014-2015 учебный год», «План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2014-2015 учебный год», «План мероприятий по улучшению условий труда работников МАОУ «СОШ с УИОП № 114» на 2014-2015 учебный год. В течение года проведено обучение педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, МОП по вопросам охраны труда с последующей поверкой знаний и выдачей удостоверений.

Кабинеты повышенной опасности на начало учебного года были полностью укомплектованы аптечками для оказания первой помощи в соответствии с требованиями правил ТБ. По мере необходимости обновлены инструкции по ОТ и ТБ в кабинетах повышенной опасности и столовой.

Профилактика травматизма среди учащихся МАОУ «СОШ с УИОП № 114» на 2014-2015 учебный год.

На 03.09.2015 г. классными руководителями 1-11 классов проведён вводный инструктаж учащихся по ТБ («Правила для учащихся», ИОТ-113- «Правила поведения на дорогах»). В течение учебного года проводился инструктаж перед проведением общественно-полезных работ, массовых мероприятий, экскурсий. Повторный инструктаж по «Правилам поведения на дорогах» проводился 1 раз в четверть. Также в 2014-2015 учебном году проводился внеплановый инструктаж в 5, 3, 2 и ]1 классах в связи с травмами учащихся во время перемен.

В соответствии с планом работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди учащихся на 2014-2015 учебный год в сентябре - октябре 2014 г. инспекторами ГИБДД были проведены беседы с учащимися 1-8 классов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В начальной школе оформлен уголок безопасности дорожного движения. С родителями учащихся 1-11 классов, на родительских собраниях, были проведены тематические беседы по «Формирование навыков правильного поведения на дорогах»». На классных часах, перед началом каникул, классными руководителями 1-11 классов, проводился инструктаж по «Правилам поведения на дорогах», согласно инструкции ИОТ-113. В апреле 2015 г. в школе прошла Неделя безопасности дорожного движении. Во время проведения мероприятия были проведены тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков «Красный, жёлтый, зелёный».

В 2014-2015 учебном году в школе зарегистрировано 5 случаев травматизма учащихся, все произошли во время перемены:

Таблица 2.2 - Статистика травматизма учащихся МАОУ «СОШ с УИОП № 114» в 2014-2015 учебном году

Ф.И.О.

Год рожд.

Класс

Дата

происшествия

Классификация

№, дата

составления

акта Формы

Н-2

Полищук Татьяна

2002

09.12.2013 г.

Лёгкая

№7 от 11.12.2013 г.

Семыкина Анна

2006

04.02.2014 г.

Лёгкая

-

Соболев Александр

2005

06.02.2014 г.

Лёгкая

№1 от 07.02.2014 г.

Жерновой Ростилслав

2004

24.02.2014 г.

Лёгкая

№2 от

26.02.2014 г.

Капелина Милослава

2001

26.03.2014 г.

Лёгкая

-

Расследование зафиксированных случаев травматизма проведено в установленные сроки в соответствии с требованиями нормативных актов.

В 2013-2014 учебном году неоднократно были зафиксированы случаи травматизма учащихся во время уроков физической культуры и при проведении тренировок в спортивных секциях. В связи с чем, в этом учебном году, комиссией по ОТ и ТБ было уделено особое внимание этому направлению в учебно-воспитательном процессе школы.

Таблица 2.3 - Динамика травматизма среди учащихся МАОУ «СОШ с УИОП № 114» за 2013-2015 г.г. (по состоянию на 01.06.2015 г.) по возрасту учащихся

Год

Всего

Начальная школа

Среднее звено

Старшее звено

2013

4

2

2

0

2014

5

1

3

1

2015

(январь-май)

4

2

2

0

Таблица 2.4 - Динамика травматизма среди учащихся МАОУ «СОШ с УИОП № 114» за 2013-2015 г.г. (по состоянию на 01.06.2015 г.) по степени тяжести

Год

Лёгкие

Средней тяжести

Тяжёлые

2013

4

0

0

2014

4

1

0

2015

(январь-май)

4

0

0

Таблица 2.5 Динамика травматизма среди учащихся МАОУ «СОШ с УИОП № 114» за 2013-2015 г.г. (по состоянию на 01.06.2015 г.) по месту получения травмы:

Год

Урок

Перемена

Тренировка

Внеклассные мероприятия

2012

0

3

0

1

2013

1

3

0

1

2014

(январь-май)

0

4

0

0

Во время проведения занятий в спортивном зале учителями физической культуры Гладченко Т.К., Кузнецовой Н.В., Авдашкевич А.В своевременно проводятся инструктажи с учащимися с записью в классном журнале. При выполнении спортивных упражнений на уроках или проведении спортивных игр, учителя строго следят за соблюдением учениками норм и правил ТБ. Повышение контроля со стороны учителей со стороны ОТ и ТБ в 2014-2015 учебном году не было зафиксировано ни одного случая травматизма среди учащихся ни во время урока физической культуры, ни во время занятий спортивных секций.

Медико-санитарные условия осуществления образовательного процесса обеспечиваются соблюдением норм освещенности, санитарно-гигиенического, воздушного и теплового режимов.

Безопасность образовательного процесса обеспечивается действующими системами автоматической противопожарной сигнализации с голосовым оповещением, прямой телефонной связью с управлением по делам ГО и ЧС, кнопкой тревожной сигнализации и системой видеонаблюдения. Каждый год производятся противопожарные работы (обработка древесных конструкций), проводятся испытания и перезарядка огнетушителей. Стенки учебного заведения покрашены особым негорючим веществом.

В течении года регулярно осуществлялся технический осмотр и проверка работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации, системы речевого оповещения, прямой телефонной связи и автоматической передачи сигнала «Пожар». Техническое состояние всех систем соответствует нормам пожарной безопасности. На 1-4 этажах школы функционируют камеры видеонаблюдения, однако видеокамеры у входа в школу и по периметру здания не установлены.

ООО «Охранное агентство «Страж» регулярно проводит плановый осмотр охранного оборудования и проверки кнопки тревожной сигнализации.

В 2014-2015 г. не был проведен капитальный ремонт кровли, что привело к протеканию талых вод в каб. №48.

Все школьные помещения регулярно и своевременно проветриваются. Кабинет химии оборудован вытяжной вентиляцией, которая находится в рабочем состоянии.

Нормы освещенности в целом соблюдаются, замеры производятся сотрудниками Роспотребнадзора.

В школе организована работа лицензированного здравпункта, однако медицинский работник находится в школе 2 раза в неделю, что не достаточно для обеспечения при необходимости квалифицированной медицинской помощи учащимся школы.

Административно-общественный контроль над состоянием охраны труда в школе осуществляется регулярно.

Были проведены проверки ведения журналов инструктажа учащихся при проведении внекласных мероприятий (октябре и ноябре 2014 г., феврале и апреле 2015 г.). На 03 сентября 2014 г. всеми классными руководителями 1-11 классов проведён вводный инструктаж учащихся по правилам ТБ согласно инструкциям (ИОТ-113- «Правила поведения на дорогах», «Правила для учащихся»).

Некоторые классные руководители несвоевременно вносили записи в журнал о проведённых инструктажах с учащимися. Таким классным руководителям были сделаны замечания по ведению журнала, которые были ими устранены в определённые приказом сроки.

В 2014-2015 учебном году на совещаниях при директоре были заслушаны отчеты:

Октябрь - работа классных руководителей 1-11 классов по профилактике травматизма среди обучающихся (комиссия по ОТ, справка, СД).

Обращено внимание на недостаточную работу классных руководителей средней школы по организации профилактической работы с учениками. Плохая организация дежурства классов, а также снижение контроля над поведением учащихся во время межурочных перемен.

Ноябрь - проверка кабинетов повышенной опасности на предмет соблюдения требований ТБ, проверка заполнения журналов и проведения инструктажа с учащимися (зам.директора по НМР, справка, СД).

Все кабинеты повышенной опасности укомплектованы аптечками первой медицинской помощи. На видных местах вывешены Правила поведения учащихся в внеплановых ситуациях. В кабинетах имеются все необходимые инструкции по ОТ и ТБ.

Декабрь - соблюдение норм ТБ при проведении уроков физической культуры и занятий спортивных секций (собеседование, справка СД; зам. директора Ширинец В.В.); отчет об оценке состояние работы по профилактике травматизма среди учащихся;

Январь - отчет об анализе состояния работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

Февраль - обеспеченность технического персонала школы средствами индивидуальной защиты;

Май -- повторный отчет о состояние работы по профилактике травматизма и ОТ.

Совместно с профсоюзным комитетом, комиссией по ОТ и администрацией школы в марте 2015 г. был проведён смотр учебных кабинетов. Состояние всех кабинетов было признано удовлетворительным, то есть такое, которое удовлетворяет санитарным нормам. Соответствует нормам и освещённость рабочих мест учащихся и учителей. В кабинетах повышенной опасности №№31,41,18,28, учебных мастерских, кабинете обслуживающего труда, спортивных залах имеются все необходимые инструкции по ОТ. На видных местах вывешены «Правила поведения учащихся», в малом спортивном зале обновлён «Уголок безопасности».

Положительные тенденции:

1. Все запланированные на 2014-2015 учебный год мероприятия по охране труда выполнены в полном объёме.

2. Усиление контроля со стороны администрации за безопасной организацией образовательного процесса.

3. Обеспечение безопасных условий труда для работников школы.

4. Отсутствие случаев травматизма учащихся во время образовательного процесса (уроки, тренировки, внеклассные мероприятия в школе).

Отрицательные тенденции:

1. Не достаточно ответственное отношение ряда классных руководителей к проведению инструктажей и бесед с учащимися и ведению журнал инструктажа.

2. Снижение контроля со стороны классных руководителей 1-5 классов за поведением учащихся во время перемен.

3. Рост случаев травматизма учащихся во время перемен.

Выявленные отрицательные тенденции МАОУ «СОШ с УИОП № 114» в 2014-2015 уч.г требуют особого внимания со стороны руководителя организации а также разработке дополнительных рекомендаций по улучшению организации охраны труда в данном общеобразовательном учреждении.

2.2 Инструктаж учащихся и работников образовательных учреждений по охране труда

Закон РФ «Об основах охраны труда в РФ» настоятельно рекомендует всем работодателям во время приема на работу сотрудников и в процессе их работы проводить за свой счет инструктаж, обучение и контроль знаний по охране труда, по правилам поведения в случае аварий и оказанию первой медицинской помощи [29].

Запрещается допускать к работе лица, не прошедших обучения и контроль знаний по охраны труда и технике безопасности.

Особое внимание следует обратить на обучение и инструктаж работников по охране труда, так как это является частью системы организации охраны труда. Инструктаж по ОТ и ТБ проводится:

ѕ с работниками в процессе их трудовой деятельности;

ѕ с учащимися в учебно-воспитательных учреждениях образования.

На работах с повышенной опасностью работники должны проходить профессиональный отбор, специальное обучение и один раз в год контроль знаний соответствующим нормативным актам об охране труда.

Основы охраны труда и безопасности жизнедеятельности воспитанники, ученики, студенты получают в общеобразовательных учреждениях. Обучение студентов и учащихся по вопросам охраны труда в отношении конкретных работ проводится на предприятиях, где эти работы выполняются.

Обучение работников охране труда проводится при получении новой профессии, повышении квалификации, подготовке, переподготовке сотрудников.

После изучения курса по охране труда у участников учебно-воспитательного и производственного процесса обязательно проводится контроль знаний. Для этого в учебно-воспитательном учреждении существует постоянно действующая комиссия. В состав этой комиссии входят не менее трех человек, которые уже прошли обучение и контроль знаний по охране труда. Результаты контроля знаний работников по ОТ и ТБ оформляются протоколами. Сотрудники, которые показали удовлетворительные результаты, получают удостоверения.

Если сотрудник показал неудовлетворительный результат, то, в течение одного месяца, назначается повторная проверка его знаний. В случае если и следующая проверка показывает неудовлетворительный результат, то решатся вопрос о профнепригодности сотрудника для данного рабочего места и трудоустройстве его на другом рабочем месте. Сотрудники, которые имели перерыв в работе по профессии более одного года, заново проходят обучение охране труда перед началом самостоятельной работы. Работник получает допуск к самостоятельной работе только после вводного инструктажа, обучения и контроля знаний, первичного инструктажа на рабочем месте, стажировку и приобретение навыков безопасных методов труда.

По характеру и времени проведения инструктажи по вопросам охраны труда подразделяются на:

ѕ вводный;

ѕ первичный;

ѕ повторный;

ѕ внеплановый;

ѕ целевой.

Вводный инструктаж по вопросам охраны проводится:

ѕ с учащимися, воспитанниками и студентами в учебно-образовательных учреждениях перед началом трудового и профессионального обучения в лабораториях, мастерских, на полигонах и тому подобное;

ѕ с учащимися, воспитанниками и студентами, которые прибыли на предприятие для прохождения производственной практики;

ѕ с работниками, которые находятся в командировке на предприятии и принимают непосредственное участие в учебном процессе, а также с учащимися в учебных заведениях в начале учебного года по предметам повышенной опасности (физика, химия, биология, информатика, физкультура, трудовое и профессиональное обучение), при занятиях в кружках и спортивных секциях;

ѕ со всеми работниками, которые только что приняты на работу независимо от их образования, стажа работы.

О проведении вступительного инструктажа делается запись в специальном журнале, а также в документе о принятии сотрудника на работу.

Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной с учетом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, утвержденной руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом.

Первичный инструктаж проводится на рабочем месте до начала работы:

ѕ с работником, вновь принятым на предприятие;

ѕ с работником, который переводится из одного цеха производства в другой;

ѕ с работником, который будет выполнять новую для него работу;

ѕ с командированным работником, который принимает непосредственное участие в производственном процессе на производстве;

ѕ со студентом, учеником и воспитанником, который прибыл на производственную практику перед выполнением новых видов работ, перед изучением каждой новой темы во время проведения трудового и профессионального обучения в учебных лабораториях, классах, мастерских, на участках, во время проведения внешкольного обучения в кружках и секциях и так далее.

Первичный инструктаж проводится по программе, составленной с учетом требований соответствующих инструкций по охране труда и технической документации.

Повторный инструктаж проводится со всеми работниками: на работах с повышенной опасностью -- 1 раз в квартал, на других работах -- 1 раз в полугодие, а также с учащимися образовательных учреждения по предметам повышенной опасности не реже одного раза в полугодие. Повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа в полном объеме.

Внеплановый инструктаж проводится:

ѕ при введении в действие новых или пересмотренных нормативных актов об охране труда, а также при внесении изменений и дополнений в них;

ѕ при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструментов, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на охрану труда;

ѕ при нарушении работником, студентом, учеником или воспитанником нормативных актов об охране труда, которые могут привести или привели к травме, аварии или отравлению;

ѕ по требованию работников органа государственного надзора за охраной труда, высшей хозяйственной организации или государственной исполнительной власти в случае, если выявлено незнание работником, студентом или учащимся безопасных методов, приемов труда или нормативных актов об охране труда;

ѕ при перерыве в работе исполнителя работ более чем на 30 календарных дней -- для работ с повышенной опасностью, а для остальных работ -- более 60 дней.

Объем и содержание инструктажа определяется в каждом отдельном случае в зависимости от причин и обстоятельств, повлекших необходимость его проведения.

Целевой инструктаж проводится с работниками при:

ѕ выполнении разовых работ, не связанных с непосредственными обязанностями по специальности (погрузочно-разгрузочные работы, разовые работы вне предприятия, цеха и т. п.);

ѕ ликвидации аварии, стихийного бедствия;

ѕ проведении работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и т. д;

ѕ экскурсиях на предприятия;

ѕ организации массовых мероприятий с учащимися и воспитанниками (экскурсии, походы, спортивные мероприятия).

Целевой инструктаж фиксируется документом, разрешающим проведение работ, например: наряд-допуск.