Отраслевая специфика Сибирского региона и чрезвычайные ситуации техногенного характера

курсовая работа

1.2 Отрасли промышленности Западной Сибири

Отрасли рыночной специализации Западно-Сибирского экономического района входят в состав ТЭК (топливная), металлургического (черная металлургия) и машиностроительного комплексов.

Западная Сибирь является главной базой нефтедобычи в России

Суммарная протяженность системы транспортировки западно-сибирской нефти около 35 тыс. В г. Омске размещается один из лучших в стране нефтеперерабатывающих заводов, выделяющийся рекордной для России глубиной переработки нефти - порядка 80%. Нефть перерабатывается также в Тюменской обл. - в г. Тобольске. Имеются благоприятные предпосылки для переработки нефти и попутного газа в местах нефтедобычи - в Тюменской и Томской обл., для чего намечается строительство экономичных мини-НПЗ, призванных обеспечивать местные потребности в топливе. Добыча природного газа сосредоточена в Надым-Пуртазовском районе Ямало-Ненецкого АО, Газотранспортные системы, берущие начало в этом районе, следуют тремя коридорами на юго-запад - в центр России и далее в сторону Украины, Центральной и Западной Европы.

Угольная промышленность Западной Сибири сконцентрирована в Кемеровской обл., где активно разрабатываются месторождения Кузбасса и бурые угли Итатского месторождения Канско-Ачинского бассейна.

Электроэнергетика ЗСЭР в основном тепловая, работающая на попутном газе: Сургутские ГРЭС 1 и 2 я) и Нижневартовская ГРЭС в Ханты-Мансийском АО, а также на угле: ЮжкузбассГРЭС, Беловская и Томь-Усинская КЭС, несколько крупных ТЭЦ в Кемеровской обл., Омске, Новосибирске и Томске.

Черпая металлургия ЗСЭР сосредоточена в Кемеровской обл.: Новокузнецкий металлургический комбинат и Западно-Сибирский завод полного цикла, Гурьевский передельный завод. Производство готового сортового проката и стальных труб имеется в г. Новосибирске.

Машиностроительный комплекс, крупнейшие центры которого размещены в Новосибирской, Омской, Кемеровской обл. и Алтайском край.

Химическая и нефтехимическая промышленность. Современные нефтегазохимические комплексы развиваются в городах Тобольске (Тюменская обл.), Омске и Томске, где налажено производство различных полимеров, синтетических смол и пластмасс. В Омске производят также синтетический каучук и шины. Искусственные волокна выпускают в Новосибирске и Барнауле Кемеровской обл. Крупное производство азотных минеральных удобрений с параллельным выпуском серной кислоты и других химических продуктов на базе коксохимии на ОАО "Азот" в Кемеровской обл. В той же области в г. Прокопьевске развивается производство резиновых изделий. В г. Северске Томской обл. Сибирский атомный химический комбинат в настоящее время налаживает производство редкоземельных элементов.

Агропромышленный комплекс выделяется своими размерами -- это 1/6 всех сельскохозяйственных угодий страны, компактно размещенных, в основном, в зоне южно-сибирских степей и лесостепей Омской, Новосибирской и юга Тюменской обл. Местное сельское хозяйство имеет зерново-животноводческое направление.

Транспортный комплекс Западной Сибири наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи

Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района).

Важнейшие автомобильные дороги: Тюмень - Омск, Тюмень - Сургут, Кемерово - Барнаул, автомагистраль в сторону Красноярска, а также Чуйский тракт в сторону Монголии. Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию - завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири.

Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу.

Делись добром ;)