Охрана и безопасность труда. Анализ производственного травматизма
1. Законодательство РФ об охране труда, сфера его действия и основные принципы государственной политики в области охраны труда
Законодательство по охране труда в настоящее время характеризует то, что сейчас на территории Российской Федерации действует около 3 тысяч нормативных актов, регулирующих отношения в сфере охраны труда, большая часть которых принята еще исполнительными органами бывшего СССР, такие как Постановления Совмина РСФСР, Кабинета Министров СССР, Совмина СССР и ВЦСПС, Госкомтруда СССР и ВЦСПС, приказы, письма различных Министерств и ведомств, государственные нормативы, методические указания.
Столь крупная нормативная база документов, принятых еще к тому же в иных социально-экономических условиях создает определенную сложность в регулировании отношений в сфере охраны труда.
Некоторые Федеральные законы, регулирующие социально-экономические отношения, затрагивают вопросы, связанные с охраной труда, такие как:
- Федеральный закон от 1 мая 1999 года №92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений»;
- Федеральный закон от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Законы и иные нормативные акты по охране труда, принятые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить Федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по совместным предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Действие законодательства о труде и об охране труда распространяется согласно статье 11 ТК РФ на:
трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения;
другие отношения, связанные с применением личного труда, если это предусмотрено ТК РФ либо иным федеральным законом;
работодателей (физических и юридических лиц), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности);
трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных либо учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если другое не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Согласно той же статье 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
«военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;
другие лица, если это установлено федеральным законом».
На граждан, работающих на территории иностранного государства, распространяется законодательство о труде и охране труда этого государства. А что касается иностранных работников, работающих на территории Российской Федерации, то на них распространяется наше законодательство, если только международным договором между Российской Федерацией и этим государством не предусмотрено иное.
В соответствии с частью 2 статьи 10 ТК РФ правила международного договора применяются в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Основные принципы государственной политики в области безопасности человека
Безопасность жизнедеятельности - система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде, и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропологического влияния на среду обитания.
Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевания человека и снижающих его работоспособность. При обеспечении безопасности жизнедеятельности нельзя не учитывать и качество результатов полезного труда. Таким образом, цель БЖД - достижение безаварийной ситуации и готовность к стихийным бедствиям и другим проявлениям природной среды, предупреждение травматизма, сохранение здоровья, работоспособности и качества результатов полезного труда.
Для достижения цели БЖД выдвигаются научные и практические задачи. К научным задачам относится получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов, либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явлений и т.д., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относится разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством результатов трудовой деятельности.
Основные положения БЖД
БЖД -- система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания.
Цель БЖД
Цель = БС + ПТ + СЗ + ПР + КТ
БС -- достижение безаварийных ситуаций
ПТ -- предупреждение травматизма
СЗ -- сохранение здоровья
ПР -- повышение работоспособности
КТ -- повышение качества труда
Для достижения поставленной цели необходимо решить две группы задач:
1. Научные (мат. модели в системах человек-машина;
Среда обитания - человек - опасные (вредные) производственные факторы; человек-ПК и т.д.)
2. Практические (обеспечение безопасных условий труда при обслуживании оборудования).
Правовые и нормативно-технические основы обеспечения БЖД
Основные положения изложены в Конституции (дек. 1994г) в законе по охране труда и охране природы (1992-93) в КЗоТе. В качестве подзаконных актов выступают ГОСТы, Нормы и Правила. Взаимодействие государственного надзора, ведомственного и общественного контроля.
I. Высший надзор по соблюдению законности осуществляет ген. прокурор.
II. Государственный надзор в соответствии со 107 ст. КЗоТ за соблюдением норм и правил по охране труда осуществляется:
III. Спец. уполномоченными инспекциями, независящие в своей деятельности от деятельности предприятия (Укркомгидромет, Госгортехнадзор, Госатомнадзор и т.д.);
IV. Профсоюзами в лице правовой и технической инспекцией труда.
V. Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами в соответствии с подчиненностью.
VI. Общественный контроль -- ФНП в лице профсоюзных комитетов, находящихся на каждом предприятии.