Паспорт безопасности нефтебазы

дипломная работа

2.2 Риски возникновения ЧС, связанных с возникновением техногенных пожаров

Исходя из реальной обстановки на данном объекте возможны следующие варианты возникновения и развития пожара.

1. Пожар в резервуаре, как правило, начинается со взрыва смеси паров горючей жидкости с воздухом, находящийся под крышей резервуара. В результате взрыва происходит полное или частичное разрушение крыши резервуара или же может быть отрыв резервуара в нижнем поясе днища и розлив загоревшейся жидкости по всей территории обвалования (группы резервуаров). 2. Пожар в насосной станции по перекачке нефтепродуктов может сопровождаться взрывом паров ЛВЖ и розливом нефтепродуктов по всему помещению насосной.

Характеристика зданий и сооружений:

Насосная пожаротушения: размер 6*25 м., стены - панель «сендвич», кровля - оцинкованная сталь.

Станция очистки стоков: размер 12*12 м., стены - панель «сендвич», кровля - оцинкованная сталь.

Насосная станция: размер 5*7 м., стены - панель «сендвич», кровля - оцинкованная сталь.

Трансформаторная подстанция: размер 9*9 м., стены - панель «сендвич», кровля - оцинкованная сталь.

СТО: размер 21*36 м., стены - панель «сендвич», кровля - оцинкованная сталь.

Операторская налива: размер 3,5*5 м., стены - панель «сендвич», кровля - оцинкованная сталь.

Проходная: размер 12*16 м., стены - кирпичные, кровля - мет. черепица.

АБК: размер 54*12 м., стены - кирпичные, кровля - мет. черепица.

Операторская слива: размер 12*18 м., стены - панель «сендвич», кровля - оцинкованная сталь.

КПП: размер 4,2*3,2 м., стены - панель «сендвич», кровля - оцинкованная сталь.

По данным обзора аварий и отказов трубопроводов, происшедших на действующих объектах основными причинами аварий и неисправностей являются:

дефекты труб (13,9 %);

дефекты оборудования (1,4 %);

брак строительно-монтажных работ (23,2 %);

нарушение правил технической эксплуатации (3,9 %);

внутренняя эрозия и коррозия (2,4 %);

подземная коррозия (37,1 %);

механические повреждения (6,9 %);

стихийные бедствия (2,2 %);

прочие (9 %).

При описании наиболее вероятных и представительных сценариев возникновения и развития пожаровзрывоопасных аварий обычно выделяют следующие основные события:

- мгновенное воспламенение истекающего продукта с последующим горением;

- мгновенной вспышки не произошло, меры по предотвращению пожара успеха не имели, возгорание пролива;

- аварийный разлив ЛВЖ с образованием облака ТВС и его дрейф с рассеиванием по восьми направлениям ветра со своими скоростями;

- сгорание облака парогазовоздушной смеси;

- сгорание облака с развитием избыточного давления в открытом пространстве;

- разрушение близлежащей емкости под воздействием избыточного давления или тепла при горении пролива;

- мгновенного воспламенения не произошло, авария локализована благодаря эффективным мерам по предотвращению пожара либо в связи с рассеянием загазованности.

Опасными (поражающими) факторами аварии (врыв, пожар) по линейной части магистральных нефтепродуктопроводах являются:

- растекание нефтепродукта и загрязнение им территории, почвы, подземных и открытых водных источников;

- образование опасных концентраций паров нефтепродуктов в приземистом слое атмосферы;

- опасное воздействие негорящего нефтепродукта на людей, здания и сооружения, животный и растительный мир;

- тепловое излучение пожара;

- ударная волна взрыва.

Вероятность ЧС составляет 5,4 х 10-6, что находится в пределах допустимых значений

В соответствии с "Методическим руководством по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах" основными показателями риска являются интегральные (по всей длине трассы нефтепровода) и удельные (на единицу длины нефтепровода) значения:

частоты утечки нефти в год;

- ожидаемых среднегодовых площадей разливов и потерь нефти от аварий;

- ожидаемого ущерба (как суммы ежегодных компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды и стоимости потерянной нефти).

На рис. 1 представлено распределение ожидаемого ущерба вдоль трассы нефтепровода.

Рисунок 1

Оценки риска могут быть использованы при обосновании страховых тарифов при страховании ответственности за ущерб окружающей среде от аварий и выработке мер безопасности. В частности, линейные участки нефтепроводов с наиболее высокими показателями риска должны быть приоритетными при проведении внутритрубной диагностики или ремонта трубопроводов.

Делись добром ;)