Паспорт безопасности нефтебазы
2.2 Риски возникновения ЧС, связанных с возникновением техногенных пожаров
Исходя из реальной обстановки на данном объекте возможны следующие варианты возникновения и развития пожара.
1. Пожар в резервуаре, как правило, начинается со взрыва смеси паров горючей жидкости с воздухом, находящийся под крышей резервуара. В результате взрыва происходит полное или частичное разрушение крыши резервуара или же может быть отрыв резервуара в нижнем поясе днища и розлив загоревшейся жидкости по всей территории обвалования (группы резервуаров). 2. Пожар в насосной станции по перекачке нефтепродуктов может сопровождаться взрывом паров ЛВЖ и розливом нефтепродуктов по всему помещению насосной.
Характеристика зданий и сооружений:
Насосная пожаротушения: размер 6*25 м., стены - панель «сендвич», кровля - оцинкованная сталь.
Станция очистки стоков: размер 12*12 м., стены - панель «сендвич», кровля - оцинкованная сталь.
Насосная станция: размер 5*7 м., стены - панель «сендвич», кровля - оцинкованная сталь.
Трансформаторная подстанция: размер 9*9 м., стены - панель «сендвич», кровля - оцинкованная сталь.
СТО: размер 21*36 м., стены - панель «сендвич», кровля - оцинкованная сталь.
Операторская налива: размер 3,5*5 м., стены - панель «сендвич», кровля - оцинкованная сталь.
Проходная: размер 12*16 м., стены - кирпичные, кровля - мет. черепица.
АБК: размер 54*12 м., стены - кирпичные, кровля - мет. черепица.
Операторская слива: размер 12*18 м., стены - панель «сендвич», кровля - оцинкованная сталь.
КПП: размер 4,2*3,2 м., стены - панель «сендвич», кровля - оцинкованная сталь.
По данным обзора аварий и отказов трубопроводов, происшедших на действующих объектах основными причинами аварий и неисправностей являются:
дефекты труб (13,9 %);
дефекты оборудования (1,4 %);
брак строительно-монтажных работ (23,2 %);
нарушение правил технической эксплуатации (3,9 %);
внутренняя эрозия и коррозия (2,4 %);
подземная коррозия (37,1 %);
механические повреждения (6,9 %);
стихийные бедствия (2,2 %);
прочие (9 %).
При описании наиболее вероятных и представительных сценариев возникновения и развития пожаровзрывоопасных аварий обычно выделяют следующие основные события:
- мгновенное воспламенение истекающего продукта с последующим горением;
- мгновенной вспышки не произошло, меры по предотвращению пожара успеха не имели, возгорание пролива;
- аварийный разлив ЛВЖ с образованием облака ТВС и его дрейф с рассеиванием по восьми направлениям ветра со своими скоростями;
- сгорание облака парогазовоздушной смеси;
- сгорание облака с развитием избыточного давления в открытом пространстве;
- разрушение близлежащей емкости под воздействием избыточного давления или тепла при горении пролива;
- мгновенного воспламенения не произошло, авария локализована благодаря эффективным мерам по предотвращению пожара либо в связи с рассеянием загазованности.
Опасными (поражающими) факторами аварии (врыв, пожар) по линейной части магистральных нефтепродуктопроводах являются:
- растекание нефтепродукта и загрязнение им территории, почвы, подземных и открытых водных источников;
- образование опасных концентраций паров нефтепродуктов в приземистом слое атмосферы;
- опасное воздействие негорящего нефтепродукта на людей, здания и сооружения, животный и растительный мир;
- тепловое излучение пожара;
- ударная волна взрыва.
Вероятность ЧС составляет 5,4 х 10-6, что находится в пределах допустимых значений
В соответствии с "Методическим руководством по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах" основными показателями риска являются интегральные (по всей длине трассы нефтепровода) и удельные (на единицу длины нефтепровода) значения:
частоты утечки нефти в год;
- ожидаемых среднегодовых площадей разливов и потерь нефти от аварий;
- ожидаемого ущерба (как суммы ежегодных компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды и стоимости потерянной нефти).
На рис. 1 представлено распределение ожидаемого ущерба вдоль трассы нефтепровода.
Рисунок 1
Оценки риска могут быть использованы при обосновании страховых тарифов при страховании ответственности за ущерб окружающей среде от аварий и выработке мер безопасности. В частности, линейные участки нефтепроводов с наиболее высокими показателями риска должны быть приоритетными при проведении внутритрубной диагностики или ремонта трубопроводов.