План мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район"

дипломная работа

1.2 Система управления безопасности дорожного движения в России

Система управления безопасности дорожного движения представляет собой сложную структуру взаимосвязанных элементов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Департамент ОБДД МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации. Департамент ОБДД МВД России обеспечивает и осуществляет функции Министерства по выработке предложений по формированию и реализации основных направлений государственной политики, нормативному правовому регулированию в области обеспечения безопасности дорожного движения. Департамент выполняет функции федерального органа управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, возглавляющего систему Госавтоинспекции, и иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России.

Основными задачами Департамента являются:

- совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- организация и принятие в пределах своей компетенции мер по обеспечению безопасности дорожного движения;

- обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- совершенствование системы государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- организация и координация деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности дорожного движения;

- организационно-методическое руководство органами управления и подразделениями, входящими в систему Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее - Госавтоинспекция).

В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и Положением о Департаменте ОБДД МВД России.

Департамент осуществляет руководство деятельностью Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Центра оперативного реагирования и специальных мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, департамент обязан выполнять задачи федерального органа управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее - Госавтоинспекция), а начальник департамента является по должности главным инспектором безопасности дорожного движения 21.

Госавтоинспекция наделена специальными, контрольными, надзорными и разрешительными функциями в области обеспечения безопасности дорожного движения и входит в состав милиции общественной безопасности. Основной задачей Госавтоинспекции является обеспечение соблюдения юридическими лицами независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами законодательства, иных нормативно-правовых актов в сфере дорожного движения.

Деятельность Государственной инспекции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина гласности.

Государственная инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О милиции», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ от 30.12.2001, редакция от 06.12.2007), Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. N 711).

Государственная инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, с военной автомобильной инспекцией, юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.

Органы управления и подразделения Государственной инспекции образуют систему Государственной инспекции, в которую входят: федеральный орган управления Государственной инспекции, территориальные органы управления Государственной инспекции субъектов Российской Федерации подразделения Государственной инспекции в районах, городах, округах и районах в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, специализированные и иные подразделения Государственной инспекции, научно-исследовательские учреждения Государственной инспекции и их филиалы.

Федеральный орган управления Государственной инспекции самостоятельное структурное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации, возглавляющее систему Государственной инспекции 22.

Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения дорожного движения, которыми устанавливаются требования, осуществляется:

- к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;

- к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;

- к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;

- к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним;

- к перевозкам в пределах компетенции Госавтоинспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов.

Кроме того, на Госавтоинспекцию возложен еще широкий круг обязанностей - от подготовки водителей автомототранспортных средств, их учета, регулирования дорожного движения до выработки предложений по повышению безопасности дорожного движения. Противоречивость полномочий Госавтоинспекции заключается в том, что за ней не закреплена разработка проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов в области безопасности дорожного движения, а, с другой стороны, она наделяется правом участвовать в разработке таких проектов, вносить в установленном порядке предложения по их совершенствованию.

В подчинении главного государственного инспектора безопасности дорожного движения находится Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России (далее - Центр). В соответствии с Уставом Центра, утвержденным приказом МВД России от 5 января 1999 г. № 5, одним из предметов его деятельности является участие в подготовке проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы МВД России, регламентирующей деятельность Госавтоинспекции. Анализ содержания Устава Центра показывает, что предметом его деятельности являются исследования и подготовка предложений по всем направлениям деятельности Госавтоинспекции. Следовательно, качество законодательной и другой нормативно-правовой базы в области безопасности дорожного движения зависит от содержания и качества проектов, подготавливаемых Центром.

Центр является некоммерческим государственным учреждением. Поэтому он должен финансироваться из бюджетных ассигнований МВД России. Однако Уставом Центра предусмотрено получение доходов от выполнения научно-технических работ, оказания услуг на договорной основе, а также от добровольных и имущественных взносов и пожертвований.

Исходя из того, что Госавтоинспекция относится к милиции общественной безопасности, статьей 10 Федерального закона «О милиции» на милицию в области обеспечения безопасности дорожного движения возложены следующие обязанности:

- осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;

- принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автомототранспортными средствами;

- организовывать и проводить государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним;

- производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

- регулировать дорожное движение;

- осуществлять в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения;

- контролировать исполнение владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности;

- в предусмотренных федеральным законом случаях предоставлять указанным в нем лицам информацию, относящуюся к осуществлению указанного обязательного страхования 23.

К техническим средства системы управления безопасности дорожного движения относятся: знаки сигнальные и дорожные, оборудование и установки для регулирования дорожного движения, светофоры, дорожные ограждения и направляющие устройства, разметка, средства технического контроля состояния дорожного покрытия, обустройство дорог. К транспортным средствам системы управления безопасности дорожного движения относятся: специальный транспорт, аварийно-спасательное оборудование, оборудование для организации парковок, приборы подачи специальных световых и звуковых сигналов, системы обеспечения безопасности водителя и пассажиров, системы навигации и охранная сигнализация.

К средствам контроля и надзора относятся:

- средства технического диагностирования транспортных средств,

- средства контроля экологической безопасности,

- средства надзора за соблюдением скоростного режима движения автотранспортных средств,

- средства освидетельствования водителей на состояние опьянения,

- приборы и оборудование для проведения технического осмотра.

К информационным системам, средства связи и автоматизации относятся:

- интегрированные автоматизированные системы,

- информационно-поисковые системы,

- автоматизирование системы управлением дорожного движения,

- средства связи и коммуникации.

Территориальные органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации являются структурными подразделениями министерств (главных управлений, управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и руководят деятельностью подчиненных им специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679).

Руководители территориальных органов управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, а их заместители - заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации. Они назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями соответствующих органов внутренних дел субъектов Российской Федерации по согласованию с руководителем федерального органа управления Госавтоинспекции и с учетом предложений руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Подразделения Госавтоинспекции в районах, городах, округах и районах в городах являются структурными подразделениями соответствующих органов внутренних дел, обеспечивают выполнение возложенных на Госавтоинспекцию функций, руководят деятельностью подчиненных им специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции (Указ Президента РФ от 02.07.2002 N 679).

Руководители подразделений Госавтоинспекции (управлений, отделов внутренних дел) в районах, городах, округах и районах в городах являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения районов, городов, округов и районов в городах, а их заместители - заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения районов, городов, округов и районов в городах. Они назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями соответствующих органов внутренних дел по согласованию с вышестоящими руководителями органов управления Госавтоинспекции (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679)

Согласно поручению президента РФ по итогам заседания Президиума Госсовета РФ в 2006г. создана правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения.

Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Комиссия) является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также Положением о Правительственной комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения.

Основными задачами Комиссии являются:

- обеспечение согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- разработка основных направлений совершенствования правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по разработке проектов и реализации федеральных программ повышения безопасности дорожного движения;

- совершенствование механизмов координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также повышение эффективности взаимодействия с заинтересованными организациями и общественными объединениями по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Комиссия в целях реализации возложенных на нее задач выполняет следующие основные функции:

- рассматривает проект государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации и другие вопросы, связанные с оценкой ситуации в сфере безопасности дорожного движения;

- организует изучение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий;

- рассматривает предложения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

- заинтересованных организаций и общественных объединений по вопросам:

а) формирования и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

б) совершенствования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения;

в) совершенствования правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения;

г) определяет с учетом поступивших предложений приоритетные направления деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;

д) рассматривает вопросы разработки и реализации федеральных программ повышения безопасности дорожного движения;

е) рассматривает обоснования потребности в финансовых и материально-технических ресурсах для реализации мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения;

ж) обобщает и распространяет положительный опыт работы комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, оказывает методическую помощь в организации деятельности этих комиссий;

з) содействует совершенствованию работы общественных объединений и развитию связей с соответствующими государственными органами зарубежных стран по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

и) осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения проблем безопасности дорожного движения 24.

Таким образом, в Российской Федерации сформирована довольно разветвленная система управления обеспечения безопасности дорожного движения. В настоящее время безопасность дорожного движения выходит за пределы чисто государственного своего понимания и обретает общечеловеческое содержание, ибо человек является высшей ценностью в государстве. Поэтому приоритетностью безопасности дорожного движения вообще становится защита человека и общества в целом. Именно с этим и должна связываться сущность обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения формирует основы социальной стабильности, а также является одним из важнейших факторов качества жизни населения.

Делись добром ;)