Повышение уровня безопасности труда при работе подрядных организаций на объектах ООО "Газпром трансгаз Сургут"

дипломная работа

2. Аналитический обзор законодательных и нормативных требований по вопросам организации систем управления безопасностью труда

Система законодательства РФ в области охраны труда и промышленной безопасности можно представить следующим образом, классифицировав нормативные правовые акты по юридической силе:

I. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

II. Конституция РФ.

III. Федеральные конституционные законы.

IV. Федеральные законы, кодифицированные акты (кодексы).

V. Нормативные правовые акты Президента РФ.

VI. Нормативные правовые акты Правительства РФ.

VII. Нормативные правовые и иные акты федеральных органов исполнительной власти.

Исходя из целей и задач данной работы, рассмотрим законодательные акты и нормативные документы, содержащие требования к системам управления охраной труда и промышленной безопасностью.

В области промышленной безопасности это, прежде всего, Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [3].

Положения Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 22-ФЗ [4] в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» внесены дополнения, содержащие определение системы управления промышленной безопасностью и требование к ее созданию.

Так, в соответствии с определением, данным в ФЗ [3] «Система управления промышленной безопасностью - комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий»

с 1 января 2014 года действует норма ФЗ [3] об обязанности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности, создавать системы управления промышленной безопасностью и обеспечивать их функционирование.

В ст.11 ФЗ [3] обозначены требования к системам управления промышленной безопасностью. Системы управления промышленной безопасностью обеспечивают:

- определение целей и задач организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в области промышленной безопасности, информирование общественности о данных целях и задачах;

- идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и связанных с такими авариями угроз;

- планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах, в том числе при выполнении работ или оказании услуг на опасных производственных объектах сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями;

- координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов на опасных производственных объектах;

- осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности;

- безопасность опытного применения технических устройств на опасных производственных объектах в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона;

- своевременную корректировку мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;

- участие работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах;

- информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности.

Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации [5]. Следует отметить, что обязанность по созданию и функционированию системы управления охраной труда была внесена в ст.212 ТК РФ Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"[6]

Тем не менее, системный подход к управлению в области охраны труда устанавливался рядом международных нормативных документов и разработанных на их основе межгосударственных и национальных стандартов системы стандартов безопасности труда.

Так в 2006 году, на 95-й Генеральной конференции Международной организации труда (далее МОТ) была принята Конвенция 187 [7]. В пункте 6 рекомендацией [8] конвенции установлено, что государства - члены МОТ должны содействовать принятию системного подхода к управлению охраной труда, изложенному в документе ILO-OSH 2001 [9]. Для реализации этого пункта рекомендаций в Российской Федерации введен в действие в качестве национального стандарта ГОСТ 12.0.230-2007[10].

В данном стандарте представлена модель системы управления охраной труда (рис. 1)

Рис. 1 Модель системы управления охраной

В основе документа лежит методология, основанная на принципе последовательного выполнения функций управления: «организации - планирования и применения - оценки (контроля) - действий по совершенствованию», кратко описываемого следующим образом:

- «концепция» (политика): разрабатывают руководящую идею (замысел), теоретическое построение системы управления охраны труда в организации;

- «организация»: организация работ по созданию, применению и обеспечению функционирования системы управления охраной труда;

- «планирование и применение»: разрабатывают цели и процессы, необходимые для достижения результатов, в соответствии с концепцией (политикой) охраны труда организации, а также внедряют процессы обеспечения охраны труда;

- «оценка (контроль): осуществляет проверку процессов обеспечения охраны труда, при которой процессы контролируют и измеряют, а также анализируют на соответствие концепции (политики) охраны труда, целевым и плановым показателям, законодательным и прочим требованиям. Результаты анализа докладывают;

- «действия по совершенствованию»: рассматривают результаты анализа руководством, принимают решения по улучшению результативности системы управления охраной труда и осуществляют ее постоянное совершенствование.

Системный подход в управлении охраной труда определяет систему производственных процессов, их связи и принципы взаимодействия, выявляет процессы, которые приводят к достижению желаемых результатов с минимальными затратами. Он позволяет сосредотачивать усилия на наиболее важных процессах и осуществлять непрерывное улучшение системы управления охраной труда посредством проверки (аудита), оценки и последующих модернизаций. В итоге повышается результативность и эффективность деятельности организации в этой сфере.

В соответствии с п. 4.1.3 ГОСТ Р 12.0.007- 2009[2] принцип (или петля) управления представляет собой цикл управления, содержащий перечень последовательно выполняемых функций управления, к которым относятся логически связанные функции управления: планирование, выполнение плановых мероприятий, их контроль, принятие решения и совершенствование системы управления. Многократно повторяющиеся циклы управления при последовательной их реализации составляют процесс управления.

Система управления охраной труда направлена на обеспечение безопасности труда работников, поэтому ее следует ориентировать на персонал организации и подрядчиков, работающих под управлением организации.

Стремление осуществлять выпуск конкурентоспособной продукции в требуемом количестве должно стимулировать (мотивировать) работодателей обеспечивать условия труда работников, основанные на безопасности труда.

Реализация этого положения направлена на:

- рост прибыли производителей за счет гибкости и быстроты реагирования на требования работников;

- повышение производительности труда за счет усиления социальной защищенности работников;

- повышение престижа предприятия и доверия к организации со стороны инвесторов, партнеров и контрагентов.

В соответствии с п. 7.2 ГОСТ Р 12.0.007- 2009 [2] организация обеспечивает выполнение безопасных подрядных работ. Подрядчик представляет услуги работодателю на его территории, в соответствии с договором, согласованными техническими требованиями, сроками и условиями. Для обеспечения охраны труда в организации следует выбирать квалифицированных подрядчиков, способных предоставлять безопасные услуги.

Выполняя работы на территории организации, подрядчики подвергаются тем же рискам, что и работники организации. Поэтому перед началом работы необходимо проводить инструктаж сотрудников подрядных организаций, требовать от них соблюдение охраны труда на площадке организации.

Процесс выбора подрядчиков, работающих на площадке организации, должен содержать:

- оценку способности подрядчика предоставлять безопасные услуги;

- критерии охраны труда;

- эффективную связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечивать условия передачи информации об опасностях/рисках и меры по предупреждению и ограничению их воздействия на территории организации;

- мероприятия по информированию работников подрядчика о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях и инцидентах на производстве при выполнении ими работ для организации;

- требования по ознакомлению с опасностями рабочих мест подрядчиков и (или) их работников, а также их инструктаж на рабочих местах перед началом работы с целью обеспечения безопасности труда работников подрядчика в процессе выполнения ими работ на площадке организации;

- контроль выполнения подрядчиком на площадке организации требований заказчика в области охраны труда.

Законодательство возлагает на работодателя ответственность за обеспечение охраны труда в организации. Он организует работу и своими действиями вовлекает работников в эту работу.

Работодатель и руководители высшего звена добиваются единства цели организации и путей достижения этой цели, соблюдения общих для работников организации ценностей, убеждений и норм, поддержания социально-психологического климата в организации, при котором работники полностью вовлекаются в решение задач организации. Руководящая роль работодателя направлена на создание результативной системы управления охраной труда. Она позволяет ему:

- определять цели;

- выделять приоритетные цели/задачи и необходимые ресурсы;

- содействовать планированию работ;

- повышать ответственность руководителей всех уровней за результаты деятельности;

- обеспечивать работника всей необходимой информацией об опасностях, с которыми он может столкнуться вовремя работы. Если работник на своем рабочем месте может соприкасаться с опасными веществами и материалами, в его распоряжении должна быть информация (в объеме и формате, установленном соответствующими международными организациями) обо всех опасных свойствах данных веществ и мерах по безопасному обращению сними;

- организовывать работу по обеспечению безопасности труда;

- повышать мотивацию персонала на выполнение единых целей и задач по обеспечению охраны труда;

- сводить к минимуму действие субъективных факторов.

Структура организации представляет собой совокупность подразделений, между которыми существуют взаимосвязи, обеспечивающие достижение целей организации. Структура организации зависит от:

- целей и задач организации;

- видов экономической деятельности и размеров организации;

- характера производственных и управленческих функций;

- факторов внутренней и внешней среды.

Разработка структуры необходима для обеспечения деятельности организации. От структуры организации зависит эффективность ее деятельности и достижение высоких результатов. Организационные структуры имеют большое разнообразие видов и форм.

При формировании системы управления охраной труда следует устанавливать структуру организации и процессы обеспечения охраны труда, а также учитывать принятые на начальных этапах решения по:

- управлению охраной труда, признанной на всех уровнях;

- определению и доведению до работников обязанностей, ответственности и полномочий лиц, которые определяют, оценивают или оптимизируют опасности и риски;

- проведению, при необходимости, эффективного и оперативного контроля за охраной труда работников;

- сотрудничеству, обмену информацией между работниками, включая их представителей;

- соблюдению принципов построения систем управления охраной труда, в стандартах или в программах по охране труда, за выполнение которых отвечает руководство организации;

- определению и выполнению концепции и целей по обеспечению охраны труда в организации;

- установлению эффективных мероприятий по определению, устранению или ограничению опасностей и рисков для обеспечения повышения безопасности работников в течение всего трудового процесса;

- разработке программ улучшения и оздоровления условий труда в организации;

- обеспечению эффективных мер по вовлечению всех работников, их представителей, а также комитета (комиссии) по охране труда (при его наличии) в работу по обеспечению охраны труда в организации;

- предоставлению необходимых условий и ресурсов для лиц, ответственных за обеспечение охраны труда, включая членов комитета (комиссии) и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.

На работника, в соответствии с законодательными требованиями возложены обязанности:

- использовать безопасные методы проведения работ;

- ознакомляться с предоставленной в его распоряжение информацией о возможных рисках и опасностях;

- соблюдать требования охраны труда, правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

- проходить обучение безопасным методам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

- извещать руководителя о ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья;

- проходить обязательные медицинские осмотры (обследования);- активно участвовать в деятельности организации по обеспечению охраной труда.

Работники всех уровней реализуют все производственные процессы, и их активное участие является необходимым условием обеспечения охраны труда. Поэтому работодателю следует привлекать работников, а также их представителей по охране труда к управлению охраной труда, включая управление аварийными мероприятиями.

Вовлечение всего коллектива организации в деятельность по обеспечению охраны труда (в том числе профилактическую) дает возможность ему выполнять осознанные действия по осуществлению их трудовых функций, использовать способности каждого с максимальной эффективностью.

Управление охраной труда является коллективной деятельностью, требующей совместных усилий. Поэтому сотрудникам, занимающимся планированием, исследованием, проектированием, постановкой продукции на производство, работникам, непосредственно занятым в производстве, а также сотрудникам экономических служб, отделов сбыта и кадров следует участвовать в деятельности по управлению охраной труда. Это достигается определением во всех службах и на всех организационных уровнях обязанностей и полномочий в отношении безопасности всех видов работ, их объема и технологии (методы, правила). В должностных инструкциях следует определять степень свободы действий членов персонала в рамках их должностной компетенции, обеспечивающей творчество и активное участие работников в управлении охраной труда.

Участие работников в управлении охраной труда обеспечивает:

- повышение ответственности каждого за результаты своей деятельности;

- рост заинтересованности каждого в успехах организации и своей причастности к решению общих задач;

- переход от разобщенных действий к солидарным и осознанным, работе в коллективе, сотрудничеству и социальному партнерству;

- мотивацию всех и каждого в отдельности к участию в постоянном улучшении деятельности организации.

Активное участие работников в управлении охраной труда обеспечивается:

- привлечением работников, а также их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия по ликвидации возможных аварий;

- выделением времени и возможностей для активного участия работников, а также их представителей в процессах организационного характера, планирования и реализации действий по совершенствованию системы управления охраной труда, оценке ее эффективности;

- созданием, формированием и эффективным функционированием комитета (комиссии) по охране труда, признанием и повышением авторитета представителей работников по охране труда;

- определением требований к необходимой компетентности работников в области охраны труда.

Одним из основных свойств любой системы, в том числе и системы управления охраной труда, является ее постоянное улучшение.

Результативность системы управления повышается при использовании концепции и целей, результатов проверок, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий.

При непрерывном совершенствовании управления охраной труда организация всегда стремится достичь повышения результативности управления охраной труда, направленного на исключение травм, смертельных случаев, профессиональных заболеваний работников, путем снижения опасностей трудового процесса и сопутствующих ему рисков.

Процессы выполнения организацией требований обеспечения безопасности и охраны здоровья сравнивают с достижениями других организаций в целях совершенствования деятельности по охране здоровья и обеспечению безопасности труда, внесения в этот процесс элемента соревнования и поощрения тех, кто добился лучших результатов.

Результативные решения базируются на анализе фактических данных и достоверной информации. Система управления должна предусматривать проведение анализа фактов, известных работникам, что будет способствовать принятию правильного решения на основе этого анализа.

Только на основании анализа данных (информации, фактов) руководство принимает решения по повышению эффективности системы, улучшению условий труда и потребности в ресурсах. Принятые решения официально доводят до сведения лиц, ответственных за конкретный элемент системы, комитета по охране труда, работников, а также их представителей.

Выявленные в процессе проверки, контроля и оценки результативности системы управления охраной труда, а также результаты анализа руководством ее эффективности несоответствия подлежат устранению. Это обеспечивается принятием решения и разработкой мероприятий по проведению корректирующих и предупреждающих действий, а также по своевременному внесению необходимых изменений в действующие планы и программы.

В необходимых случаях требования по охране труда и промышленной безопасности законодательных и нормативных документов дополняются требованиями Компании. Эти требования разрабатываются и применяются в тех случаях, когда установленные нормативные требования отсутствуют или их уровень не отражает потребности Компании.

Делись добром ;)