Правовые нормативно-технические и организационные основы защиты населения и территорий в чрезвычайных экологических ситуациях

реферат

3.3 Силы и средства РСЧС

В состав сил и средств РСЧС входят специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и объектов экономики, предназначенные для предупреждения и ликвидации ЧС. Состав сил и средств РСЧС определяется Правительством РФ.

Силы и средства единой системы (РСЧС) подразделяются на силы наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС.

К ним относятся:

а) Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС - службы (учреждения) и организации функциональных территориальных подсистем всех уровней РСЧС, осуществляющие наблюдение (мониторинг) и контроль за состоянием окружающей природной среды (ОПС), за обстановкой на потенциально опасных объектах (ПОО) и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения.

Следовательно, силы наблюдения и контроля включают в себя органы, службы и учреждения, которые осуществляют госнадзор, инспектирование, мониторинг и контроль, анализ состояния ОПС, ПОО, веществ, материалов и здоровья людей.

б) Силы и средства ликвидации ЧС - силы и средства территориальных и функциональных подсистем РСЧС, предназначенные для проведения АС и ДНР в зонах ЧС.

В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации.

Для предупреждения и ликвидации ЧС создаются и используются: резервный фонд Правительства РФ; запасы материальных ценностей; резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и объектов экономики.

Важной составной частью РСЧС является автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС), позволяющая обеспечить обмен информацией в интересах сбора, хранения как оперативных, так и статистических данных о ЧС. Целью развития АИУС является интеграция всех информационных ресурсов РСЧС, повышение оперативности, полноты, достоверности и устойчивости информационного обеспечения процессов управления РСЧС.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС функционирование РСЧС осуществляется по трем режимам:

а) в режиме повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях;

б) в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;

в) в режиме чрезвычайной ситуации - при возникновении ликвидации ЧС.

Решение на ввод режима принимают соответствующие руководители органов исполнительной власти в РФ.

Таким образом, итоги 15 летнего периода функционирования РСЧС показывают, что РСЧС позволила объединить в единый комплекс органы управления, силы и средства всех государственных и местных структур, объектов экономики на предупреждение и ликвидацию ЧС. При этом в рамках целостной системы сформирована и совершенствуется единая нормативно-правовая база МЧС РФ. Образовалась разветвленная эффективно работающая система управления, которая сейчас трансформируется в общегосударственную систему антикризисного управления. В настоящее время формируется Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС). Он представляет собой территориально распределенный информационно-управляющий комплекс с элементами, позволяющий управлять силами, средствами и ресурсами РСЧС и ГО в условиях кризиса и ЧС. Наличие НЦУКС позволит вести постоянный мониторинг, анализ и оценку риска возможных ЧС, образовать единую информационную систему, скоординировать работу всех уровней управления, эффективно использовать все доступные ресурсы.

Приоритетной в деятельности РСЧС является работа в области предупреждения ЧС и смягчения их последствий. Разработаны и внедрены механизмы государственного и экономического регулирования в вопросах снижения рисков ЧС, создана система их мониторинга и прогнозирования. Работа в этой области ведется в соответствии с федеральной целевой программой «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010г.».

В данный период приоритетными направлениями совершенствования РСЧС являются:

а) продолжение развития нормативно-правовой базы;

б) реформирование спасательных сил. Для этого предусматривается:

- создать специальные формирования взамен войск ГО;

- сократить мобилизационную базу для развертывания сил и средств ГО в военное время, а также в мирное время при крупномасштабных ЧС или в кризисных ситуациях;

- оптимизировать состав и структуру группировки сил РСЧС в целях повышения готовности и эффективности их использования;

- обеспечить социальные гарантии военнослужащим, пожарным и спасателям;

- модернизировать существующую материально-техническую базу.

Все это осуществляется согласно «Плану строительства и развития сил и средств МЧС РФ на 2007-2010гг.».

Делись добром ;)