Правовые основы безопасности жизнедеятельности

контрольная работа

2. Особенности экспертизы промышленной безопасности технических устройств, требования к котором регламентируются отдельными нормативно- правовыми документами: грузоподъемных кранов; сосудов, работающих под давлением; паровых и водогрейных котлов

Экспертное обследование-оценка соответствия грузоподъемной машины требованиям нормативных технических и эксплуатационных документов, результатом которой является заключение о возможности или невозможности ее дальнейшей эксплуатации. Техническое диагностирование-оценка технического состояния объекта (ГОСТ 20911-89), является составной частью экспертного обследования. Экспертиза промышленной безопасности технических устройств производится строго в соответствии положениям нормативно- технической документации по их эксплуатации. Особенности экспертизы промышленной безопасности технических устройств рассмотрим на конкретном примере: правила эксплуатации грузоподъемных кранов.

Согласно Положению по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения экспертное обследование (техническое диагностирование) ГПМ рекомендуется проводить в следующих случаях: по окончании срока службы; после аварии грузоподъемной машины (при необходимости ее восстановления); при выявлении в процессе эксплуатации грузоподъемной машины дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно.

Предусматриваются следующие виды экспертного обследования ГПМ с истекшим сроком службы:

- первичное;

- повторное;

- внеочередное.

Первичное экспертное обследование ГПМ проводится после выработки срока службы, установленного изготовителем и занесенного в паспорт крана. Повторное экспертное обследование ГПМ проводится в сроки, установленные экспертной организацией и внесенные в заключение. Внеочередное экспертное обследование ГПМ может проводиться вне зависимости от срока эксплуатации крана:

- по требованию ФСТН или по заявлению заказчика;

- в случаях выявления опасных дефектов в металлоконструкциях грузоподъемной машины, вызывающих переход ее в предельное состояние;

при подготовке дубликата паспорта; после модернизации, реконструкции, ремонта, монтажа, аварии.

Период, на который продляется срок службы ГПМ, устанавливается экспертной организацией в соответствии с рекомендациями нормативной документации ФСТН. Периодичность обследования зависит от:

- технического состояния ГПМ на момент экспертизы;

- соответствия фактического режима эксплуатации ГПМ паспортному. В случае превышения паспортного режима ГПМ требуется дополнительная проверка (расчет) ее металлоконструкции на сопротивление усталости; степени агрессивности окружающей среды; количества и качества ремонтов базовых конструкций; величины износа, в том числе коррозии, элементов конструкции; наличия остаточных деформаций несущих металлоконструкций; результатов расчета остаточного ресурса и др.

Перечисленные факты могут служить основанием для сокращения периодичности обследований, рекомендованной нормативной документацией.

Экспертному обследованию должны подвергаться ГПМ, находящиеся в рабочем состоянии.

Экспертное обследование на предмет продления срока службы рекомендуется совмещать с перемонтажом ГПМ, проведением текущего ремонта или технического освидетельствования, желательно в летний период времени. В этих целях сроки до начала проведения обследований ГПМ, установленных на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, могут увеличиться до 3 месяцев.

Экспертное обследование импортной техники выполняют специализированные организации, имеющие в своем составе специалистов-экспертов по ПС и рекомендации ФСТН на право проведения этих работ.

Основными требованиями к владельцам, организациям, проводящим обследование грузоподъемных машин являются экспертные организации и владельцы ГПМ при подготовке и проведении экспертных обследований ГПМ должны руководствоваться Правилами, государственными и международными стандартами, положениями, методическими указаниями, данными Рекомендациями и другими документами, утвержденными в установленном порядке

Экспертная организация, проводящая обследование ГПМ, должна иметь статус юридического лица; полномочия, включающие наличие лицензии на проведение экспертизы объектов повышенной опасности ФСТН; быть независимой, чтобы персонал не подвергался какому-либо административному, финансовому или другому виду давления со стороны владельца ГПМ или контролирующих органов, способных повлиять на технические решения; обладать квалифицированным кадровым персоналом, способным оценить работоспособность ГПМ, качество выполненного ремонта и уровень безопасности работ при ее дальнейшей эксплуатации; обладать необходимыми техническими средствами для проведения обследования и оценки технического состояния ГПМ до и после ремонта; иметь в пользовании учтенные и другие нормативные документы, относящиеся к обследованию конкретных типов ГПМ.

Экспертная организация перед началом обследования издает приказ о назначении экспертной комиссии по обследованию конкретного объекта, в котором назначается председатель комиссии и члены комиссии, ответственное лицо за ТБ на объекте, указываются сроки проведения обследования (согласно договору), количество и типы ГПМ. В комиссию должно входить не менее трех специалистов. Председателя комиссии рекомендуется назначать из числа лиц, имеющих II или III уровень (и выше) квалификации по технической диагностике ГПМ, членов комиссии- из числа специалистов I или II уровня. Все члены комиссии помимо аттестации по технической диагностике ГПМ должны иметь удостоверения о подготовке и проверке знаний правил по промышленной безопасности и как лицо, ответственное за безопасное производство работ ГПМ.

Экспертная организация проводит в установленном законодательством порядке страхование своей ответственности на случай возникновения аварии (поломки, трещин, изгиба, требующих выполнения ремонта или замены) несущих элементов металлических конструкций в период, на который продлен срок службы ГПМ. Страхование ответственности на случай возникновения аварий несущих элементов металлических конструкций должно проводиться на основании положений (правил) страхования.

Владелец ГПМ должен подготовить к обследованию:

- ГПМ, испытательные грузы, а также выделить опытного крановщика (машиниста, оператора) на период проведения обследования;

- оборудование и средства для обследования металлических конструкций и механизмов на высоте (при необходимости);

- акт сдачи-приемки кранового пути в эксплуатацию и предыдущий акт нивелировки путей (для грузоподъемных машин, перемещающихся по наземным или надземным рельсовым путям) в соответствии с требованиями нормативных документов;

- акт проверки сопротивления изоляции и заземления;

- документы, акты проведенного ремонта (реконструкции), а также сертификаты металла, использованного при проведении ремонта, реконструкции (если эти работы проводились);

- справку о характере работ, выполняемых ГПМ;

- журнал технических обслуживаний (либо вахтенный журнал) с записями о проведенных технических обслуживаниях и текущих ремонтах;

- паспорт, руководство по эксплуатации и другие эксплуатационные и проектно-конструкторские документы (при необходимости);

- акты и экспертное заключение ранее проведенных экспертных обследований (техническое диагностирование) ГПМ.

По результатам обследования ГПМ экспертная организация составляет заключение экспертизы и передает его владельцу ГПМ для регистрации в территориальном органе ФСТН. Заключение после регистрации является неотъемлемой частью паспорта ГПМ.

Порядок экспертного обследования грузоподъемных машин:

1. Экспертное обследование проводится на основании заявки владельца ГПМ или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями. Документы на проведение экспертного обследования ГПМ составляются после согласования договаривающимися сторонами:

- типов ГПМ и их количества;

- технических характеристик и условий эксплуатации ГПМ;

- перечня информации, необходимой для проведения экспертного обследования в соответствии с действующей НТД;

- требований, обязательных для проведения экспертизы;

- сроков проведения работ по экспертному обследованию и передачи заключения владельцу ГПМ;

- других организационно-технических вопросов.

2. Экспертное обследование ГПМ следует проводить в соответствии с программой выполнения работ, разработанной экспертной организацией на основании НТД ФСТН с учетом типа, конструкции, назначения и условий эксплуатации ГПМ, согласованной с заказчиком.

Программа экспертного обследования, как правило, предусматривает 3 этапа выполнения работ: подготовительный; рабочий; заключительный.

Подготовительный этап включает: подбор нормативно-технической и справочной документации, требуемой для технической диагностики ГПМ;

ознакомление с сертификатами (на канаты, крюки, металл, электроды и т.п.), с эксплуатационной, ремонтной, проектно-конструкторской и другой документацией на данную ГПМ; подготовку выписок из паспорта ГПМ; составление карты осмотра ГПМ (при необходимости); проверку на соответствие справки о характере работы ГПМ; проверку условий и организации работ по подготовке места проведения экспертного обследования и испытаний ГПМ; подготовку технических средств и приборов для обследования; проведение инструктажа по технике безопасности членов комиссии. Рабочий этап включает: обследование технического состояния металлоконструкций; обследование механического оборудования; обследование канатно-блочной системы; обследование гидро- и пневмооборудования; обследование электрооборудования; обследование приборов безопасности; обследование состояния крановых путей и тупиковых упоров, подтележечных путей (в объеме Рекомендаций); проведение геодезических замеров конструкции; взятие контрольных образцов из элементов металлоконструкций ГПМ для определения химического состава и механических свойств металла (при необходимости); расчет фактического режима работы ГПМ; проведение приборного контроля металлоконструкций и сварных соединений методами неразрушающего контроля (по решению комиссии); проведение испытаний (статических, динамических, специальных).

Если по результатам обследования комиссией установлено, что требуется произвести ремонт до испытания ГПМ, то после ремонта производится проверка отремонтированного узла, после чего обследование ГПМ осуществляется в той же последовательности, что и до ремонта.

Заключительный этап включает: сбор и анализ результатов обследования; составление ведомости дефектов; оценку остаточного ресурса ГПМ (балльная система); оформление актов (визуально-измерительного контроля; проверки сопротивления изоляции и заземления; химического анализа и механических свойств металла; грузовых испытаний ГПМ) и др.; расчет фактического режима работы ГПМ; проверочные расчеты несущей способности элементов конструкции, крепежа, сварных соединений (при необходимости и согласовании с заказчиком); расчет остаточного ресурса ГПМ (при необходимости); выработку решения о возможности и целесообразности продления срока эксплуатации ГПМ; рекомендации по обеспечению безопасной эксплуатации ГПМ; оформление акта обследования; оформление заключения экспертного обследования; передачу заключения владельцу ГПМ для регистрации в органах ФСТН.

При проведении внеочередного обследования объем экспертных работ определяется комиссией с учетом причин этого обследования.

Заключение

Правовые основы безопасности жизнедеятельности имеют иерархическое строение, то есть требования верхних уровней должны быть учтены при разработке нижних, конкретных подзаконных актов. Такую же иерархическую систему можно выделить и в правовых основах производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах повышенной опасности.

Правовой основой организации административно- производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности являются Федеральные законы «Об основах труда в РФ», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» и другие подзаконные акты в области промышленной безопасности, действующие на данном предприятии.

Нормативно-техническая документация по безопасной эксплуатации различных технических устройств включает в себя все необходимое для того, чтобы сделать производство безопасным.

Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности- один из важнейших элементов системы управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах. Производственный контроль организуется и осуществляется субъектами хозяйственной деятельности, независимо от их организационно-правовой формы, эксплуатирующими опасные производственные объекты.

Внедрение производственного контроля является первым этапом формирования эффективно действующих систем управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России.

Список используемой литературы

1. Александров, М.П., Колобов Л.Н. и др. Грузоподъёмные машины. - М.: Высшая школа, 1973. - 471 с.

2. Александров, М.П. Подъёмно-транспортные машины: учеб. для машиностроит. спец. вузов. - 6-е изд., перераб. - М.: Высшая школа, 1985. - 520 с., ил.

3. Безопасность труда, санитария и гигиена: Справ. пособие. - М.: Изд-во стандартов, 1999 - 174 с.

4. Грузоподъёмные машины: Учебник для вузов по специальности «Подъёмно-транспортные машины и оборудование»/ М.П. Александров, Л.Н. Колобов, Н.А. Лобов и др. [Текст]: М.: - Машиностроение, 1986 - 400с., ил.

5. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

6. Коршунов Ю.Н. Комментарий законодательства РФ об охране труда. - М.: Норма, 2001.

7. Монтаж, эксплуатация и ремонт подъёмно-транспортных машин: Учебник для учащихся техникумов / Э.И. Галай, В.В.Каверин, И.А. Колядко [Текст]. - М.: Машиностроение, 1991. - 320 с.

8. Назаров А. К. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. - М.: ДЭФА, 2000. - 120 с.

9. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".

10. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов: ППБ-10-382-00: утв. Госгортехнадзором России 31.12.99 г. - Справочно-правовая система «Консультант+»

11. Российская Федерация. Законы. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: федер. закон: [принят Гос. Думой 21 июл. 1997 г.].- Справочно-правовая с-ма «Консультант +»

12. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями от 20 мая 2002 г.).

13. . Фомочкин А.В. Производственная безопасность: - М.: ФГУП Издательство «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. Губкина, 2004 - 448 с.

14. Шишков, Н.А. Технический надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов: - М.: «Недра», 1979 - 142 с.

Делись добром ;)