logo
Проблема ядерного вооружения в XXI веке

2.2 Ядерное оружие как ключевой фактор национальной безопасности

Сегодняшнее положение зеркально тому положению, которое сложилось в разгар Холодной войны. В 60-70 - х годах прошлого века было существенным доминирование в обычных вооружениях. Тогда США и НАТО видели в ядерном оружии функцию сдерживания, противостоящий, как писалось в то время «советской угрозе». Сегодня ситуация кардинально поменялась. Для нас наличие ядерного оружия - это обладание некоторой причиной, которая не позволяет противнику диктовать, заставляет сдерживать свои аппетиты. Если раньше «гнались» за нами, то сейчас Россия вынуждена предпринимать срочные меры, чтобы не отставать от других ядерных держав. Для Российской Федерации на сегодня не может быть и речи о полном уничтожении ядерного арсенала. Более того: прекрасно осознавая несопоставимость уровня нашего военного потенциала ни с потенциалами западных «соседей» (США и НАТО), ни восточных (например, Китая), Москва не может себе позволить сокращения своих запасов ядерного вооружения. Эта реальность приводит нас к переосмыслению содержания Пражского договора.

Бесспорно, что по сравнению с Договорами СНВ-1 и СНП Пражский договор (СНВ-3), подписанный в апреле 2010 года, можно назвать достаточно радикальным. Он предусматривает сокращение стратегических носителей ядерного оружия до уровня 700 развернутых единиц и 800 развернутых и неразвернутых 22 единиц. Максимальное число ядерных зарядов (как у России, так и у США) ограничено порогом в 1550 единиц. Причем каждой из сторон возможно самостоятельное определение состава своего стратегического наступательного вооружения Иванов И.С. Останется ли мир заложником ядерного оружия? Международная жизнь, 19 февраля 2013.. Нужно отметить, что на момент подписания договора, Россия и США находились в заведомо неравном положении, так как у России в это время оказалось меньше заявленного договором потолка численности стратегических носителей, чем у Америки Арбатов А.Г. .Угрозы реальные и мнимые, Россия в глобальной политике, Весна 2013..

Пражский договор можно назвать, наверно, одним из самых противоречивых в мировой истории ядерного оружия Дворкин В.З. Ядерное разоружение - проблемы и решения. Индекс Безопасности, № 3-4 (102-103), Осень-Зима 2012, С. 57-68. На сегодняшний момент времени остается не ясным, для какой из стран данный договор обернется большим выигрышем. Но совершенно ясно, что Америка изменила стратегию и на первое место выносит не ядерное стратегическое вооружение, а делает ставку на наступательные и оборонительные ударные системы, а также на обыкновенные вооружения.

Реальная угроза мировой ядерной войны существует. Но взаимо опасность такой войны, заставляет мировых лидеров искать нелегкие пути для сведения подобных рисков к нулю. Сейчас существуют множество всевозможных ядерных договоров. Однако созданный человечеством монстр по-прежнему опасен и требует постоянного контроля. К тому же с раскручиванием новых витков человеческой истории у данного монстра вырастают новые головы, предлагая проблемы все более и более сложные. Одной из наиболее актуальных опасностей сегодня является попадание ядерного оружия в руки террористов, что продемонстрировали события 11 сентября 2001 года в США, когда весь мир увидел реальную угрозу, какую представляет не отдельный террорист, а террористическая организация, созданная страной. Поэтому новая ядерная доктрина американцев будет строиться, как минимум, на трех базисных моментах. Во-первых, ядерная доктрина сфокусирована на предотвращении попадания ОМУ к террористическим группировкам, которые в последние годы проявляют к ядерному оружию всевозрастающий интерес. Во-вторых, американцев волнует распространение ядерного оружия во все большем количестве стран. Причем их больше всего беспокоят «ядерные игры» Северной Кореи и Ирана, которые продолжают реализовывать свои ядерные программы вопреки всем международным договоренностям. В-третьих, целесообразно говорить об укреплении безопасности на региональном уровне, как еще одном ключевом пункте ядерной доктрины США Kissinger Н., Nunn S., Perry W., Shultz G. Next Steps in Reducing Nuclear Risks: The Pace of Nonproliferation Work Today Doesnt Match the Urgency of the Threat, The Wall Street Journal, March 5, 2013.

Важнейшая задача в области национальной безопасности России - обеспечение возможности моментального реагирования на любые поступающие извне угрозы. Сегодня они тем или иным образом связаны с ОМУ или ОМП. И, несмотря на то, что ядерная доктрина России имеет свои особенности (которые наиболее характерно были выражены в Военной доктрине ), российская позиция по вопросам предотвращения попадания ядерного оружия в руки террористов и региональной ядерной политики во многом сходна с американской.

Сегодня Америкой разрабатывается и активно внедряется новая система вооружений. Прослеживается тенденция к снижению объективной зависимости от ядерного вооружения. Однако одновременно в Бело доме понимают, что в уже в ближайшем будущем ядерное оружие возможно не будет средством сдерживания ядерных взрывов.

На сегодняшний день никто, даже Китай (не говоря уж и о России) не способен сравниться мощью США вне ядерного вооружения Забалуев Ю.Ф. Ядерная программа КНДР. ФГУП «Институт стратегической стабильности», 2012.. Более того, американцы в своем военно-стратегическом развитии взяли курс на интенсивное совершенствование тактического ядерного оружия, как наименее затратного способа устрашения своих потенциальных и не очень врагов. А это значит, что инициатива Дж. Буша-старшего касательно европейского сокращения американского арсенала ТЯО уходит в небытие.

А Россия на все военно-технологические вызовы современности не может, к сожалению, ничем ответить. И после Пражского договора, скорее всего, возникнет ситуация, когда отношения между США и Россией кардинальным образом изменятся. И, как представляется, далеко не в нашу пользу.

Когда речь заходит о роли ядерного оружия в реализации ядерными странами своих геополитических идей, традиционно, в голове складывается образ «вечной дуэли» России и США, которая длится уже более полувека. Даже в середине 40-х гг., когда еще нельзя было говорить о противоборстве стран как таковом. Однако не стоит забывать, что кроме Штатов и России к ядерным державам относится и Англия (с 1952 года), и Франция (1960), и Китай (1964). При рассмотрении любой темы, касающейся стратегического ядерного оружия, и этой, в частности, нельзя забывать про страны, официально признанные «ядерными». Более того, сейчас важно помнить еще и о других четырех странах, которые в свое время «неофициально» проводили ядерные испытания: это, в первую очередь, Израиль, Индия и Пакистан (1998), Северная Корея (2006) Воронцов А., Толорай Г. Прецедент Северной Кореи /Ядерная перезагрузка: сокращение и нераспространение вооружений /под ред. А. Арбатова; Моск. Центр Карнеги. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011, с.104-116..

Все вышеперечисленные страны сейчас активно наращивают свои ядерные арсеналы, прекрасная понимая, что ядерное оружие для них в ближайшие годы будет выступать эффективным инструментом внешней политики. В связи с этим необходимо осознавать, что в рамках российско-американских отношений не удастся бесконечно сокращать стратегические ядерные силы. Нам уже давно пора вместе со Штатами обратить внимание на другие ядерные и «пороговые» страны. И на высшем уровне вести разговор о многостороннем сокращении ядерных вооружений, о многостороннем режиме проверки ядерного оружия Арбатов А.Г. .Угрозы реальные и мнимые, Россия в глобальной политике, Весна 2013..

В первую очередь, международно-правовые обязательства должны взять на себя официально ядерные державы. Ситуация же с привлечением де-факто ядерных стран чревата законодательным тупиком. В ДНЯО (1968) говорится, что «государством, обладающим ядерным оружием, является государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 года» Белая книга «ДНЯО-2010: как упрочить режим». ПИР-Центр, 2010.. Важно, что большинство государств мира являются участниками договора. Израиль, Индия, КНДР и Пакистан составляют исключение, по понятным причинам - ядерное оружие для них стратегически важно, ведь из всех возможных инструментов влияния на ход мирового политического процесса эти страны выбрали именно такой, самый «невидимый», но самый страшный. Для того чтобы можно было вести речь о многостороннем режиме сокращения и разоружения, надо признать вышеперечисленные страны ядерными. А если легализовать их действия, то объективно нивелируется значимость ДНЯО. В связи с этим, можно предположить, что по примеру таких держав еще не одна страна нарушит режим нераспространения Арбатов А., Дворкин В. Ядерная перезагрузка: сокращения и нераспространение вооружений. РОССПЭН, 2011..

Вопросы ядерного распространения в стратегическом диалоге Москвы и Вашингтона никогда не были обделены вниманием элит стран и, как представляется, будут оставаться ключевыми. Казалось бы, Россия и США пережили в своих ядерных отношениях все, что возможно только представить, начиная от глобального противостояния двух систем и гонки ядерных вооружений, хождения по острию «ядерного ножа» в 1962 году и заканчивая осознанием обеими странами бессмысленности наращивания ядерных арсеналов, попытками (пусть и не всегда успешными) их ограничить. Более того, ввиду последних договоров уже можно говорить и о реальном сокращении стратегических ядерных сил Дворкин В.З. Ядерное разоружение - проблемы и решения. Индекс Безопасности, № 3-4 (102-103), Осень-Зима 2012, С. 57-68. Тем не менее, ядерная составляющая российско-американских отношений еще много лет будет одной из центральных.