logo
Проблема ядерного вооружения в XXI веке

Заключение

Бесспорно, что пока на планете существует ядерное оружие, угроза возникновения мировой ядерной войны ни в коем случае не исчезает. И на общем фоне пересмотр Российской Федерацией и Америкой роли стратегического ядерного оружия, как и внешнеполитическая деятельность этих стран в сфере «ядерных вопросов» еще не раз эхом отзовутся на международном климате. Поэтому проблема выстраивания адекватной и долгосрочной концепции использования стратегического ядерного оружия всегда будет оставаться актуальной.

Сегодня ядерное оружие играет куда менее заметную роль в военной стратегии США, чем в годы "холодной войны", Пентагон делает ставку на завоевание подавляющего превосходства в сфере обычных вооружений, чтобы добиться победы в противоборстве с любым противником без применения ядерного оружия. Яркой иллюстрацией последней тенденции является радикальное сокращение Соединенными Штатами ядерного оружия с 6000 до 1700 единиц и переориентация стратегических систем доставки на решение "неядерных" задач. Вместе с тем, пока высокоточное оружие не способно выполнять функцию сдерживания, США создают резерв в своем ядерном арсенале, а также рассматривают возможность применения ядерных боезарядов малой мощности для поражения сильно защищенных стратегически важных объектов, в том числе ракетных шахт и командных пунктов, неуязвимых для высокоточного оружия. Двусторонний контроль над ядерными вооружениями ограничивает свободу Вашингтона в реализации американской политики глобального лидерства.

Позиции Российской Федерации по отношению к контролю над ядерным оружием должна выстраиваться с учетом следующих факторов. Нужно учитывать, что роль ядерного вооружения для обеспечения национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации объективно возрастает. С учетом того, что вся экономика и вооруженные силы общего назначения РФ пребывают в стадии выхода из глубокого кризиса, только наличие ядерного оружия в полном объеме позволяет дать гарантии суверенитета и предотвращения масштабной внешней агрессии, а также сохранения статуса великого государства. Однако, экономические возможности Российской Федерации разрешают поддерживать свой стратегический арсенал на уровне не большем, чем 1500 боеголовок. В такой ситуации Россия осознает свою выгоду в дальнейшем построении своих отношений с Америкой в сфере ядерного оружия с помощью формальных договоров. Но Россия не располагает реальными возможностями воздействовать на позицию США и удерживать их в рамках существующего договорного процесса без нанесения ущерба своим стратегически интересам. Как показывают последние саммиты, попытка РФ сохранить хотя бы форму диалога по стратегическим вопросам приводит к подписанию ни к чему не обязывающих соглашений.

Возможность сохранения российско-американского контроля над ядерным арсеналом в нынешних реалиях ограничена. Большая вероятность того, что процессы сокращений СНВ американцами станут «виртуальными». Причем Америка будет добиваться реального сокращения ядерного вооружения Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Антонов А.И. Контроль над вооружениями: история, состояние, перспективы. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); ПИР-Центр, 2012 - 245 с.

2. Арбатов А.Г. .Угрозы реальные и мнимые, Россия в глобальной политике, Весна 2013.

3. Арбатов А., Дворкин В. Ядерная перезагрузка: сокращения и нераспространение вооружений. РОССПЭН, 2011.

4. Белая книга «ДНЯО-2010: как упрочить режим». ПИР-Центр, 2010.

5. Бликс Х. Нераспространение: взгляд с Венеры. Индекс Безопасности, №1 (100) 2012, С. 61- 64.

6. Воронцов А. Ядерное испытание КНДР: взгляд из Пхеньяна. Ядерный клуб, № 1, ноябрь-декабрь 2009.

7. Воронцов А., Толорай Г. Прецедент Северной Кореи /Ядерная перезагрузка: сокращение и нераспространение вооружений /под ред. А. Арбатова; Моск. Центр Карнеги. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011, с.104-116.