1.3 Уровни развития практических умений обучающихся по предмету ОБЖ
Как показал анализ выше, предмет ОБЖ, прежде всего, предназначен для получения практических компетенций в защите от реальных опасностей, а также для формирования социальных качеств учащегося, осознающего себя личностью социально активной, уважающей законы Российской Федерации и правопорядок, готовой выполнять свои обязанности перед обществом и государством от внешних и внутренних угроз.
"По современным требованиям ФГОС необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач" [17, с. 88].
Практическая деятельность по предмету ОБЖ помогает обучающимся самостоятельно принимать решения о действии, анализировать и моделировать проблемную ситуацию, предлагать идею решения проблемы и брать на себя ответственность за последствия сделанного выбора, планировать действия и структурировать их во времени, строить взаимоотношения в коллективе и уметь продуктивно участвовать в коллективной деятельности [13, с. 17].
В процессе развития практических умений происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы учащихся, так как игра построена на интересе, увлеченности, эмоциональной привлекательности, желании обучающегося проявить себя с лучшей стороны.
"Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельностью. Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено - осознание уникальности своего интеллекта" [12].
Организация игровой деятельности на уроках ОБЖ имеет свои особенности, которые включены в определенные уровни развития умений:
1. Образовательный уровень:
- способность к прочному усвоению учащимися учебного материала;
- способность расширения кругозора учащихся через использование дополнительных источников.
2. Развивающий уровень:
- развитие у обучающихся творческого мышления;
- способность практического применения умений и навыков, полученных на уроке ОБЖ.
3. Воспитательный уровень:
- воспитание нравственных взглядов и убеждений;
- выработка самосознания - осознанной сопричастности с происходящими событиям;
- воспитание саморазвивающейся и самореализующейся личности.
В процессе формирования этапов по направлению ОБЖ с применением ситуационных задач, преподавателю следует определить: средства и методы решения каждой ситуационной задачи; учебно-материальное обеспечение урока; методы организации работы учащихся при решении каждой задачи; критерии оценки работы учащихся.
По мнению Н.В. Кузнецовой, "игровая деятельность развивает целенаправленность действий. Именно на этом этапе в курсе ОБЖ появляется возможность развивать игровое творчество под влиянием воспитания и обучения, так как его развитие зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Отличительная черта игровой деятельности на уроках ОБЖ - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности" [16, с. 5].
Таким образом, на этапах применения ситуационных задач у обучающихся рождается практическая деятельность творческого воображения, создающая решение определенных жизненных задач.
Как считает Н.И. Купарадзе, "именно в период игровой деятельности происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая материалы по теме. Основой творчества, основой созидания нового является воображение" [17, с. 53].
"В процессе обучения выделены основные, жизненно важные этапы по программе ОБЖ [19]:
1 этап. Формирование понятийного и категорийного аппарата. В данном контексте решение проблем выступает на первый план, так как без понимания невозможно сформировать отдельную личность как культурный субъект социума.
2 этап. Это - этап систематизации полученных знаний учеником, где происходит некое формирование "картины мира и жизни", озвучена и проиллюстрирована роль отдельного индивидуума. На этом этапе происходит важное формирования личности безопасного типа, т.е. здесь ребенок должен увидеть, что имеются причинно-следственные связи, в т.ч. существуют отдельные последствия также у поступков отдельной личности. Важным является убеждение ученика в верности преподаваемой и увиденной им "картины мира", и всех механизмов, которые объединяют процессы внутри, а также опасности и угрозы, окружающие отдельную личность.
3 этап. В этом этапе главное - макропрактика самого ученика ("макро" от греч. makrуs - длинный, большой). На данном этапе обучающийся формируется как личность, используя свои знания, необходимые данные о процессах, которые происходят в окружающем его мире, и где используются знания безопасной жизнедеятельности и есть необходимость их применять.
Таким образом, игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный эффективный метод обучения школьника его собственной активной позиции, связанный с инициативой и творчеством. Именно в ситуационной игре обучающийся развивается как личность, получая новые знания и овладевая важными умениями. Кроме этого, у него появляется возможность актуализировать свои знания через практические умения.
- Введение
- 1. Теоретико-методологические основы развития практических умений по предмету ОБЖ у обучающихся
- 1.1 Теоретические основы развития практических умений обучающихся
- 1.2 Сущность практических умений обучающихся по предмету ОБЖ
- 1.3 Уровни развития практических умений обучающихся по предмету ОБЖ
- Глава 2. Развитие практических умений у обучающихся 5 классов на уроках ОБЖ с использованием ситуационных задач
- 2.1 Решение ситуационных задач как ведущий метод обучения на уроках ОБЖ
- 2.2 Возможности ситуационных задач в развитии практических умений обучающихся 5-х классов на уроках ОБЖ
- 2.2. Методические разработки уроков по теме «рао» курса обж в 8 классе.
- 2.1 Формирование здорового образа жизни на уроках обж в 5–6 классах
- Глава 3. Обобщение опыта работы учителя «обж»
- 1.2. Игровая деятельность на уроках обж.
- Глава 2. Эксперементальная работа по использованию методов активного обучения на уроках обж
- Использование методов активного обучения на уроке обж при изучении темы «авария на радиоактивных объектах»
- Глава 1. Теоретические основы использования методов активного обучения на уроках обж
- Программа подготовки к государственному экзамену по дисциплине «Теория и методика обучения обж»