logo
Развитие практических умений обучающихся 5-х классов на уроках ОБЖ через использование ситуационных задач

1.3 Уровни развития практических умений обучающихся по предмету ОБЖ

Как показал анализ выше, предмет ОБЖ, прежде всего, предназначен для получения практических компетенций в защите от реальных опасностей, а также для формирования социальных качеств учащегося, осознающего себя личностью социально активной, уважающей законы Российской Федерации и правопорядок, готовой выполнять свои обязанности перед обществом и государством от внешних и внутренних угроз.

"По современным требованиям ФГОС необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач" [17, с. 88].

Практическая деятельность по предмету ОБЖ помогает обучающимся самостоятельно принимать решения о действии, анализировать и моделировать проблемную ситуацию, предлагать идею решения проблемы и брать на себя ответственность за последствия сделанного выбора, планировать действия и структурировать их во времени, строить взаимоотношения в коллективе и уметь продуктивно участвовать в коллективной деятельности [13, с. 17].

В процессе развития практических умений происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы учащихся, так как игра построена на интересе, увлеченности, эмоциональной привлекательности, желании обучающегося проявить себя с лучшей стороны.

"Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельностью. Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено - осознание уникальности своего интеллекта" [12].

Организация игровой деятельности на уроках ОБЖ имеет свои особенности, которые включены в определенные уровни развития умений:

1. Образовательный уровень:

- способность к прочному усвоению учащимися учебного материала;

- способность расширения кругозора учащихся через использование дополнительных источников.

2. Развивающий уровень:

- развитие у обучающихся творческого мышления;

- способность практического применения умений и навыков, полученных на уроке ОБЖ.

3. Воспитательный уровень:

- воспитание нравственных взглядов и убеждений;

- выработка самосознания - осознанной сопричастности с происходящими событиям;

- воспитание саморазвивающейся и самореализующейся личности.

В процессе формирования этапов по направлению ОБЖ с применением ситуационных задач, преподавателю следует определить: средства и методы решения каждой ситуационной задачи; учебно-материальное обеспечение урока; методы организации работы учащихся при решении каждой задачи; критерии оценки работы учащихся.

По мнению Н.В. Кузнецовой, "игровая деятельность развивает целенаправленность действий. Именно на этом этапе в курсе ОБЖ появляется возможность развивать игровое творчество под влиянием воспитания и обучения, так как его развитие зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. Отличительная черта игровой деятельности на уроках ОБЖ - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности" [16, с. 5].

Таким образом, на этапах применения ситуационных задач у обучающихся рождается практическая деятельность творческого воображения, создающая решение определенных жизненных задач.

Как считает Н.И. Купарадзе, "именно в период игровой деятельности происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая материалы по теме. Основой творчества, основой созидания нового является воображение" [17, с. 53].

"В процессе обучения выделены основные, жизненно важные этапы по программе ОБЖ [19]:

1 этап. Формирование понятийного и категорийного аппарата. В данном контексте решение проблем выступает на первый план, так как без понимания невозможно сформировать отдельную личность как культурный субъект социума.

2 этап. Это - этап систематизации полученных знаний учеником, где происходит некое формирование "картины мира и жизни", озвучена и проиллюстрирована роль отдельного индивидуума. На этом этапе происходит важное формирования личности безопасного типа, т.е. здесь ребенок должен увидеть, что имеются причинно-следственные связи, в т.ч. существуют отдельные последствия также у поступков отдельной личности. Важным является убеждение ученика в верности преподаваемой и увиденной им "картины мира", и всех механизмов, которые объединяют процессы внутри, а также опасности и угрозы, окружающие отдельную личность.

3 этап. В этом этапе главное - макропрактика самого ученика ("макро" от греч. makrуs - длинный, большой). На данном этапе обучающийся формируется как личность, используя свои знания, необходимые данные о процессах, которые происходят в окружающем его мире, и где используются знания безопасной жизнедеятельности и есть необходимость их применять.

Таким образом, игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный эффективный метод обучения школьника его собственной активной позиции, связанный с инициативой и творчеством. Именно в ситуационной игре обучающийся развивается как личность, получая новые знания и овладевая важными умениями. Кроме этого, у него появляется возможность актуализировать свои знания через практические умения.