Разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда в ОАО "СибирьЭнерго"
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДУЕМОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА
труд охрана производственный травматизм
Компания ОАО «СибирьЭнерго» одновременно является крупнейшим на территории Новосибирской области гарантирующим поставщиком по электрической энергии и энергоснабжающей организацией по тепловой энергии. Одной из основных задач ОАО «СибирьЭнерго» является формирование эффективной, отвечающей требованиям времени системы сбыта электро- и теплоэнергии.
Основной вид деятельности компании - покупка электроэнергии на оптовом рынке электроэнергии и мощности, реализация электрической и тепловой энергии потребителям - физическим и юридическим лицам на территории Новосибирска и Новосибирской области.
Свою деятельность Энергосбыт начал в период формирования Новосибирской энергетической системы с 1 января 1937 года. В 1930-е годы Новосибирск стремительно рос и развивался по всем направлениям технико-экономического и социального прогресса. Потребление электроэнергии на нужды народного хозяйства составляло 22 млн. кВт/ч в месяц. В период становления предприятия коллектив состоял из 28 человек. В Энергосбыте были созданы группа по работе с абонентами, фабрично-заводская инспекция и лаборатория по обслуживанию и ремонту электросчетчиков.
Новосибирская энергосистема росла вместе с промышленным потенциалом Новосибирска. В связи с передачей в 1964 году сельских электрических сетей в новосибирскую энергосистему Энергосбыт стал заниматься реализацией электрической энергии потребителям сельской местности. На предприятие возлагались функции контроля режимов энергопотребления и государственного надзора за безопасной эксплуатацией электроустановок потребителей.
С 1973 года на предприятии начали внедрять автоматизированные системы обработки информации электропотребления, расчеты лимитов электрической мощности и электропотребления постепенно переводили на ЭВМ. В октябре 1980 года Энергосбыт начал выполнять функции Энергонадзора, с соответствующим наименованием.
В числе первых Новосибирский Энергонадзор начал широкое внедрение у потребителей информационно-измерительных систем учета, суммирования расхода электроэнергии и обработки информации на базе ЭВМ.
После акционирования «Новосибирскэнерго» в 1995 году Энергонадзор был преобразован в Энергосбыт. Предприятие освободилось от функций государственного энергетического надзора.
В соответствии с концепцией реформирования энергетики в 2003 году ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» одним из первых в России выделилось в независимое предприятие, развивающееся по самостоятельному пути, что позволило внедрить технологии, позволяющие сделать взаимоотношения с потребителями более понятными и открытыми. Многие энергосбытовые компании России только приступают к налаживанию подобных технологий.
Основными задачами ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» были сбыт электрической и тепловой энергии, расчеты с потребителями и востребование оплаты, заключение договоров и приемка новых объектов, полное обслуживание всех систем и приборов учета энергии.
Новейшая история компании начинается с совершенствования корпоративной структуры предприятия, соответствующего новым экономическим условиям. 1 октября 2010 года произошла реорганизация в форме присоединения ЗАО «Новосибирскэнергосбыт» к ОАО «СибирьЭнерго».
ОАО «СибирьЭнерго» решает все вопросы, связанные с деятельностью Гарантирующего поставщика, за исключением функций по формированию тарифов, по выдаче технических условий и заключению договоров на технологическое присоединение к сетям, которые из ОАО «СибирьЭнерго» переходят в ОАО «Управляющая компания Сибирьэнерго», созданное для управления энергосбытовым бизнесом на территории Сибирского федерального округа.
Предметом деятельности организации является:
сбор средств за потребленную электро- и теплоэнергию от юридических и физических лиц;
проведение работы по взысканию задолженности с юридических и физических лиц;
сбор средств с населения за коммунальные услуги;
покупка и продажа тепловой энергии на розничном рынке;
покупка и продажа электрической энергии на розничном и оптовом рынке;
заключение и проведение расчетов по договорам на оказание услуг на передачу энергии;
техническое обслуживание, ремонт, замена, установка, продажа, проверка приборов учета энергии;
установка и продажа водосчетчиков;
проектирование, согласование и монтаж систем учета воды, электрической и тепловой энергии;
выполнение проектов энергоснабжения;
электромонтажные работы;
электрические измерения и испытания;
оказание консультационных услуг по вопросам электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения;
оказание услуг по выводу потребителей на оптовый рынок энергии и мощности;
представление интересов потребителей на оптовом рынке (участие в торгах, ведение договоров, консультирование);
консультационные услуги по правовым вопросам для населения и юридических лиц;
представление интересов юридических и физических лиц по вопросам энергоснабжения в судах;
оказание комплекса сервисных услуг по подключению потребителей к электрической и тепловой сети (консультирование, проектирование, подготовка документов для договоров, заключение договоров, продажа и установка счетчиков);
проектирование, продажа, установка, обслуживание АСКУЭ (Автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии), АСКУТЭ (Автоматизированных систем коммерческого учета теплоэнергии);
разработка, создание и управление информационными, коммуникационными и иными системами;
энергоаудит.
В составе ОАО «СибирьЭнерго» для выполнения задач и функций образованы отделения, отделы и службы:
Приобское отделение;
Искитимское отделение;
Татарское отделение;
Барабинское отделение;
Карасукское отделение;
Чулымское отделение;
- производственно-технический отдел (ПТО);
- инженерно-инспекторский отдел (ИИО);
- договорной отдел (ДО);
- служба сопровождения деятельности (канцелярия, административно-хозяйственный отдел, отдел капитального строительства, группа материально-технического снабжения, гараж, столовая, здравпункт);
- центр продаж энергии населению (ЦПЭН);
- служба сопровождения деятельности (бухгалтерия, отдел кадров, штаб ГО и ЧС, референт, планово-экономический отдел, юридический отдел);
- отдел информационных и телекоммуникационных систем (ОИиТС);
- цех электрических счетчиков (ЦЭС);
сервисный центр (СЦ);
отдел маркетинга (ОМ);
отдел финансов (ОФ);
отдел реализации энергии (ОРЭ);
- отдел по организации сбытовой деятельности в отделениях (ООСДО);
- центр управления жилищным фондом (ЦУЖФ);
- служба охраны труда (СОТ) [1].
Организация работы по охране труда на предприятии ведется согласно «Правилам работы с персоналом на предприятиях и в учреждениях энергетического производства».
Для обеспечения безопасных и нормальных условий труда для работников на всех стадиях производственного процесса работодатель организует внедрение системы управления охраной труда (СУОТ).
Обеспечение работников спецодеждой, спецобувью и защитными средствами производится по утвержденным отраслевым нормам при наличии заявки от начальника подразделения, согласованной со службой охраны труда (СОТ).
Работники ОАО «СибирьЭнерго» проходят предварительный (при поступлении на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медицинский осмотр согласно "Перечень профессий и категорий работников, подлежащих прохождению медицинских осмотров" (Приказ Минздравсоцразвития РФ № 83 от 16.08.2004г.).
Возмещение затрат за прохождение первичного медицинского осмотра производится по окончании испытательного срока при предоставлении документов, подтверждающих понесенные затраты.
Работникам предприятия, которые по должностным обязанностям относятся к электротехническому персоналу, премия выплачивается после сдачи экзаменов на соответствующую должности группу по электробезопасности. При несоответствии группы допуска и несоблюдении сроков переаттестации размер премии снижается до 50%.
Подготовка вновь принятого оперативного персонала проводится по утвержденным «Программам», в которых определены этапы подготовки (стажировка, проверка знаний, дублирование, противоаварийная тренировка).
Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для жизни до ее устранения не влечет для него каких- либо правовых, экономических и других санкций.
В ОАО «СибирьЭнерго» есть оздоровительный комплекс, посещаемый сотрудниками отделов по графику.
Контролируют (проверяют) работу предприятия по вопросам охраны труда:
ФРУ «Новосибирскэнергонадзор»;
ТЦРП Сибирьэнерготехнадзор при ОАО «Новосибирскэнерго»;
РУ «Востокгосэнергонадзор».
1.1 Специфические особенности организации технологического процесса (сервисный центр ОАО «СибирьЭнерго»)
Сервисный центр ОАО «СибирьЭнерго» предоставляет консультационные услуги по вопросам оформления и оказывает полный комплекс услуг по подготовке пакета документов для заключения договоров энергоснабжения. Документы готовятся в сжатые сроки и в тесном сотрудничестве с соответствующими службами ОАО «УК Сибирьэнерго». При этом выполняются различные сопутствующие виды работ:
- расчет электрических и тепловых нагрузок;
- выполнение проектов тепловых трасс;
- выполнение проектов электроснабжения;
- выполнение однолинейных схем с расчетом токов короткого замыкания.
Кроме того, Сервисный центр производит работы, необходимые для выполнения технических условий, выданных абонентам различными энергоснабжающими организациями и просто по заявкам клиентов. Это электромонтажные работы любой сложности и проведение профилактических и приемо-сдаточных испытаний.
В современных требованиях, предъявляемых теплоснабжающими организациями, обязательным пунктом присутствует установка приборов учета тепловой энергии. Установка приборов учета - это не просто прихоть. Приборы учета позволяют производить правильные расчеты за реально потребленную тепловую энергию, а не за какую-то расчетную величину и, кроме того, позволяют абоненту сэкономить реальные деньги за счет проведения энергосберегающих мероприятий и отсутствия оплаты за отопление в летний период.
В сервисном центре осуществляется полный комплекс услуг по установке приборов учета:
- предпроектное обследование объекта;
- разработка и согласование проектной документации;
- монтаж оборудования, электромонтаж и наладка системы;
- прием и допуск в эксплуатацию готового узла.
Также, Сервисный центр оказывает услуги по продаже, ремонту и поверке приборов учета тепла и воды, а также манометров.