Разработка мероприятий по улучшению условий труда моториста в цехе топливоподачи ОАО "ОГК-6" Новочеркасской ГРЭС

курсовая работа

6.2 Мероприятия по снижению напряженности трудового процесса

Главным функциональным элементом рабочего места моториста автоматизированной топливоподачи являются вертикальные панели, на которых смонтированы средства отображения информации в виде записывающих и показывающих приборов (термометров, ротаметров, манометров и т. д.) и органы управления (тумблеры, кнопочные переключатели, ручки и т. д.).

Для облегчения оперативной ориентации моториста щит снабжен мнемосхемами, т. е. наглядным изображением на плоскости с помощью условных знаков основных элементов технологической схемы (аппаратов, емкостей, насосов) в их реальной связи. На мнемосхемах разноцветными лампочками показывается состояние того или иного элемента - рабочее, нерабочее, аварийное.

Перед индикаторным щитом, на расстоянии 1,5 м размещается стол со средствами связи, (селектор, телефон), с помощью которых моторист общается с обеспечивающими службами, руководством смены, цеха.

В процессе работы моторист то сидит за столом, то стоит у щита или передвигается вдоль него. Работа осуществляется в свободной, произвольной позе.

Зрительное напряжение, требуемое от моториста при управлении процессом невелико. Стрелки и шкалы приборов в условиях произвольной рабочей позы представляют собой объекты различения III-IV класса точности. Соответственно на щите нормируется освещенность в пределах 200-300 лк.

Трудовая деятельность моториста слагается из двух основных элементов: наблюдения за индикаторным щитом и, в случае появления сигналов о нарушениях в системе, - активных регулировочных действий (интеллектуальные нагрузки, класс 3.1.). Этой деятельности свойственны многоходовые задачи управления, связанные с поиском причин рассогласования в системе, основанном на известном алгоритме (производственной инструкции).

Управляющие регулировочные действия (перенастройка автоматических устройств, переход на ручное управление, команды аппаратчикам, дежурным слесарям и прибористам) просты, не требуют существенных физических усилий. При нормальном ходе технологического процесса удельный вес этих действий 5-15%. Таким образом налицо явные условия гиподинамии. Труд оператора в основном характеризуется процессом наблюдения, обработкой информации и принятием решений, на которые, по хронометражным данным, затрачивается 70-80% рабочего времени (сенсорные нагрузки, класс 3.1.).

Для характеристики наблюдательских функций моториста следует отметить, что информация о нарушениях в автоматической системе управления и, соответственно, сигналы о необходимости вмешательства в управление при нормальной работе оборудования поступают на пульт весьма редко. Число значимых сигналов за смену может не превышать 10-20, а время, необходимое на регулировочные действия, может укладываться в 5-8% рабочего времени. Следовательно, наряду с гиподинамией работа моториста осуществляется в условиях выраженной монотонности обстановки (монотонность нагрузок, класс 3.1).

Помимо этого моторист испытывает высокую эмоциональную нагрузку, так как несет ответственность за функциональное качество работы, несоблюдение которого влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады) (класс 3.1.).

Для снижения напряженности трудового процесса моториста автоматизированной топливоподачи рекомендуется внедрить следующие мероприятия:

1. В помещении щита разместить два рабочих места. В этом случае мотористы (операторы), как члены комплексной бригады (смены) с полным разделением труда, распределяют свою деятельность по зонно-агрегатному принципу, т. е. с индивидуальной ответственностью за свою стадию, зону.

Такая организация труда, основанная на специализации, способствует приобретению точных навыков и формирует способность оператора осуществлять вероятностное (временное и пространственное) прогнозирование событий в динамике технологического процесса даже на основе неполной информации. Специализация в данном случае обусловливает надежность и малую утомительность работы.

2. Выбор нового режима приема пищи. Особенности технологических процессов на предприятиях ТЭК существенно ограничивают возможность нормирования внутрисменного режима труда и отдыха. Регламентация коротких перерывов на отдых практически неосуществима, ибо они могут в любой момент совпадать с выполнением управляющих действий. Не всегда может быть использован и вариант регламентации перерыва с подменой, потому что ответственный исполнитель зачастую не имеет права покидать рабочее место. По этим же причинам не регламентируется и обеденный перерыв. Однако в середине смены обязательно выделяется время для приема пищи. Это время практически используется следующим образом:

а) операторы и начальник смены подменяют друг друга и обедают в столовых или буфетах на территории завода;

б) пища приносится с собой и принимается в специально оборудованной комнате или в отведенном для этого месте в самой операторной, снабженном холодильником, электрочайником, умывальником;

в) обед привозится из заводской столовой в термосах и раздается в специальной комнате вблизи операторной, при этом соблюдается очередность приема пищи между операторами посредством подмены.

Учитывая особенности производственной и трудовой деятельности операторов, последний способ организации обеденного перерыва наиболее предпочтителен.

3. Применение функциональной музыки как средства рационализации режима труда операторов по 5 минут в конце каждого часа работы для борьбы с монотонностью.

4. Разработка нового графика работы сменного персонала. Монотонная работа в режиме ожидания оказывает неблагоприятное влияние на надежность оператора (особенно в ночные часы). У моториста автоматизированной топливоподачи нормируемый 6-часовой рабочий день при четырехдневной неделе. Рекомендуется внедрить вариант режима труда, предусматривающий сокращение вдвое продолжительности ночной рабочей недели (см. графики).

Делись добром ;)