Линейная скорость оси колеса 3 (рис.11.9) равна
. (11.1)
Угловая скорость тогда
. (11.2)
Ось колеса 3 со скоростью V3 будет перемещаться по окружности, указанной пунктиром, тогда можно записать
. (11.3)
Приравняв правые части формул 11.1 и 11.2, после преобразований получим
. (11.4)
где: z3 и z7 - числа зубьев шестерни 3 и зубчатого венца соответственно; uзп – передаточное число зубчатой передачи с внутренним зацеплением.
На АЛ u = 79, z3 = 17 и z7 = 137. На современных АЛ u = 48, z3 = 13 и z7 = 137. Во всех случаях при скорости nгм = 500…560 об/мин скорость вращения лестницы равна 60…65 с.
В качестве приводов механизмом поворота АЛ и АПК применяют аксиально-поршневые гидромоторы типа МГП (мотор гидравлический планетарный). В большинстве случаев используются гидромоторы МГП-80. На некоторых подъемниках, например АКП-50(6923) установлены МП-315. Некоторые параметры их характеристик приведены в табл.11.1.
Таблица 11.1
№№ пп | Наименование показателя | Размер-ность
| Тип мотора | |
МГП-80 | МГП-315 | |||
1 2
3 4
5 6 | Рабочий объем Частота вращения nном nmax nmin Расход масла Давление на входе
Потребляемая мощность Общий КПД | см3
об/мин -"- -"- л/мин
МПа МПа кВт - | 80,5
345 810 10,2 30
16 21 6 0,76 | 314,9
88,8 210 10,2 30
16 21 3 0,76 |
Лестницы, их механизмы выдвигания, сдвигания. Лестница изготовлена из отдельных колен, собираемых телескопически в один комплект. Каждое нижележащее колено является несущим по отношению к верхнележащим. Нижнее колено, являющееся несущим для всех остальных колен, устанавливается на подъемной раме.
Каждое колено лестницы представляет собой сварную пространственную конструкцию, состоящую из боковых ферм, соединенных в нижнем поясе 6 (рис.11.10), ступеньками 10 и распорками.
Нижний пояс (тетива) 6 боковой фермы изготовлен из специального открытого профиля проката стальной ленты. Профили колен одинаковы, но по размерам различны для разных колен.
Телескопическое соединение основных колен лестницы и их перемещение относительно друг друга осуществляется с помощью опорных 2,8.17 и направляющих 1 текстолитовых роликов, а также опорных шайб 5 и упоров 4.
Направляющий ролик 1 и опорные ролики 8 размещены по отношению к профилю тетивы в двух плоскостях (рис.11.11). Опорные ролики 8 в скобах закреплены на ступенях нижележащего колена и вращаются на горизонтальной оси. Направляющие ролики 1 закреплены на кронштейнах тетив и вращаются на вертикальных осях.
Передние и средние опорные ролики являются опорами для вехнележащего колена, тетивы которых опираются на эти ролики своими нижними горизонтальными полками. Задняя часть колена своими опорными роликами 17 катится по внутренней стороне верхней горизонтальной полки тетивы низлежащего колена. Таким образом, при выдвигании и сдвигании основные колена лестницы перемещаются относительно друг друга своими тетивами по текстолитовым роликам.
При полностью сдвинутых коленах нижние торцы тетив упираются в ограничители, закрепленные на внутренней стороне тетив низлежащих колен.
При наличии в лестнице дополнительного колена оно телескопически устанавливается в верхней части первого колена. Оно выдвигается вручную, независимо от основных колен.
Тетивы дополнительного колена перемещаются на двух передних опорных роликах, установленных с внутренней стороны тетив первого колена, а также на двух текстолитовых ползунах, укрепленных снаружи нижней части тетив дополнительного колена.
По середине верхних двух ступенек дополнительного колена, так же как и на первом колене всех типов лестниц, крепят лафетный ствол.
Нумерация колен принята сверху вниз. Колена соединены с помощью тросов (канатов) 2 через ролики 1, установленные на верхних концах колен (рис.11.12). Поэтому, если каким-либо механизмом тянуть за канат 3, то все колена будут синхронно перемещаться друг относительно друга. В таком случае скорость V3к третьего колена будет равна скорости каната 3, т.е. V3к = Vк, а относительная скорость второго колена будет равна V2к = 2К и т.д. Тогда, можно записать
V1к = Vк (n - 1), м/с (11.5)
где V1к – абсолютная скорость первого колена, м/с; n - число колен лестницы, шт.
Аналогичным образом осуществляется сдвигание лестницы (см. рис.11.13).
Механизм выдвигания и сдвигания колен лестницы, обеспечивающий движение каната 3 может быть различным. Так, в настоящее время возможно применение трех типов приводов:
канатно-полиспастным с цилиндрическим гидроприводом;
лебедкой с гидромотором;
длинноходовым цилиндром.
Привод выдвигания-сдвигания колен АЛ полиспастом. Привод (рис.11.13) состоит из гидроцилиндра 7, обойм с блоками 1,3,4,6 канатов 2 и 5. Гидроцилиндр и оси блоков 1,6 закреплены в подъемной раме АЛ. На штоке гидроцилиндра закреплен кронштейн с обоймами блоков 3 и 4. Эти блоки подвижные.
Обоймы блоков 1 и 3 с канатами 2 образуют двойной шестикратный полиспаст выдвигания третьего колена. Выдвигание осуществляется двумя канатами 2.
Обоймы блоков 4 и 6 с канатом 5 образуют шестикратный полиспаст сдвигания третьего колена.
При выдвигании штока гидроцииндра 7 вместе с обоймами 3 и 4 полиспаст выдвигания удлиняется. Полиспаст сдвигания при этом укорачивается. Канаты 2, закрепленные за конец третьего колена (на схеме показан один канат) выдвинет его на необходимую длину.
Первое и второе колена выдвигаются своими канатами 8.
Выдвигание каждого колена происходит на длину 7,2 м (на АЛ-30(4310), а ход штока составляет 1,2 м, т.е. в шесть раз меньше.
При выдвигании штока гидроцилиндра будут перемещаться обоймы блоков 3 и 4, полиспаст сдвигания будет удлиняться и канат 5, закрепленный за конец третьего колена, отпустит его на необходимую высоту. Второе и первое колена будут сдвинуты канатами 9.
Приводы выдвижения с полиспастами используются на автолестницах с высотой подъема до 50 м.
Привод выдвигания лебедкой с гидромотором. Схема привода представлена на рис.11.14. гидромотор 1 приводит во вращение червяк 2. На одном валу с червячным колесом 3 находится барабан 4 с намотанным канатом 5.
Частота вращения барабана nб определяется отношением
, об/мин , (11.6)
где: nгм – частота вращения вала гидромотора, об/мин; u - передаточное отношение червячного редуктора.
Не учитывая диаметр каната, его скорость будет равна
к = , м/с , (11.7)
где: D - диаметр барабана, м.
Абсолютная скорость первого колена равна
1к = к (n - 1), м/с , (11.8)
где: n - длина лестницы, м.
Время выдвигания лестницы можно вычислить
, (11.9)
где: L – длина лестницы, м.
Выдвигание длинноходовым цилиндром. Принципиальная схема механизма представлена на рис.11.15. При подаче жидкости в поршневое пространство гидроцилиндра 7 шток 3 будет выдвигать нижнее колено 4. Все другие колена будут выдвигаться, как было описано раньше.
Сдвигание колен лестницы будет происходить при подаче жидкости в поршневое пространство цилиндра. Такой привод используется АЛ-62.
Люлька. Для АЛ рекомендуются люльки грузоподъемностью 200 кг с площадью пола не менее 0,46 м2 или 0,7 м2 для различных модификаций.
Принципиальная схема люльки (вид сбоку) представлена на рис.11.16,а. В люльках предусматривается возможность установки лафетного ствола или пеногенераторов. Вход в люльку и выход из нее осуществляется по откидному двери-трапу. На рисунке он установлен с правой стороны. На люльке установлены два выключателя лобового удара 3 и гидроцилиндр 4 выравнивания люльки. Им обеспечивается отклонение пола люльки от горизонтального положения не более 30.
Выравнивание люльки происходит под тяжестью собственного веса и гидроцилиндра 4. При перемещении люльки и открытом вентиле на трубке 4 (рис.16,в) жидкость перетекает из одной полости гидроцилиндра в другую.
В транспортном положении люлька кронштейном 3 крепится к вершине первого колена.
На люльках должны применяться пожарные спасательные устройства.
Устройство рукавное пожарное спасательное (УРПС). УРПС – это конструкция, состоящая из рукава спасательного и узла его крепления. Оно предназначено для эвакуации людей с высоких уровней при пожарах или аварийных ситуациях в зданиях и сооружениях.
Рукав спасательный – это конструкция, состоящая из одной или нескольких мягких цилиндрических оболочек. Он предназначен для безопасного спуска внутри его людей с высот.
В зависимости от назначения спасательные рукава могут быть различных модификаций: одно- и двухслойные, морозостойкие и с теплоотражательной оболочкой.
Однослойный рукав выполнен из растягиваемого в поперечном направлении материала.
Рукав спасательный двухслойный изготавливается из наружного, растягиваемого в поперечном направлении, материала и внутреннего нерастяжимого. Наружный слой создает радиальное обжатие. Его периметр в нерастянутом состоянии меньше периметра человека.
Периметр внутреннего слоя рукава значительно превышает периметр человека. Соприкасаясь с одеждой человека, он воспринимает основную часть продольной нагрузки.
Рукав спасательный РС состоит из двух соосно-расположенных рукавов: наружного эластичного и внутреннего неэластичного. В верхней части они сшиты между собой. В люльке рукава закрепляются с помощью специального металлического кольца.
Для спуска в рукаве человек опускается в него ногами вниз. Движение осуществляется под действием силы тяжести. За счет сжатия эластичного рукава обеспечивается достаточная сила трения для безопасной скорости спуска.
Некоторые параметры технической характеристики РС приводятся в табл.11.2.
Таблица 11.2
Показатели характеристики | Размер-ность | Величина |
Полупериметр рукава
Линейная плотность рукава Расчетное разрывное усилие Установленный ресурс |
см см г/м Н цикл |
32±3 95±2 920±50 15000 500 |
Некоторые параметры технических характеристик АЛ и времени маневра при работе приводятся в таблицах 11.3…11.5.
Таблица 11.3
Показатель | Размерность | АЛ-30 (131) | АЛ-45 (133ГЯ) | АЛ-50 (53229) | АЛ-3- (4310) |
Марка шасси
Мощность двигателя Число мест боевого расчета Максимальная скорость Длина выдвинутой АЛ Диапазон угла подъема Вылет лестницы Нагрузка на АЛ Грузоподъемность люльки/лифта Время выполнения маневров
| -
кВт
чел
км/ч
м
град м кг
кг
с с с
| Зил-131
110
3
80
30
0…75 16 215
-/-
25 25 60
| ЗИЛ-133ГЯ 110
3
85
45
-7…75 16 400
-/240
30 60 60
| КамАЗ- 53229 176,5
3
85
50
-7…73 16/20 300/100
200/200
40 70 65
| КамАЗ-4310 110
3
70
30
-7…75 18/24 350/100
200/-
40 40 55 |
Таблица 11.4
Показатели | Раз-мер-ность | АЛ-62 | АЛ-50 | АЛ-37 | АЛ-31 | АЛ-30 | АЛ-30 | АЛ-17 |
Шасси | - | Татра
МАН | КамАЗ | ЗИЛ (4х2) | КамАЗ (6х4) (6х6) | ЗИЛ(6х6) МАН СКАНИА РЕНО МАЗ Ивеко | ЗИЛ-5301 (4х2), МАН РЕНО | |
СКАНИА (6х6) | Мерседес Ивеко
РЕНО | |||||||
Высота подъема | м | 62 | 50 | 37 | 31,6 | 30 | 30 | 17 |
Вылет стрелы | м | 18 | 20 | 18 | 16 | 24 | 16 | 14,2 |
Грузоподъемность люльки/лифта | м | 200/180 | 200/200 | 200/- | 160* | 200/- | 160* | 160 |
Подача лафетного ствола | л/с | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
Масса полная | кг | 29000 | 24000 | 19500 | 11000 | 15800 | 10185 | 6800 |
Габаритные размеры | м | 1,5х2,5х4,2 | 12х2,5х3,7 | 11,1х2,х3,73 | 10,1х2,5 х3,4 | 11,5х2,5 х3,7 | 11х2,5 х3,2 | 7,7х2,5 х2,6 |
Примечание: * - указаны нагрузки на стрелу.
Таблица 11.5
№№ пп |
Маневры (с) | АЛ-30(131) ПМ506 | АЛ-45 (133ГЯ) ПМ501 | АЛ-3-17 (4925)ПМ537 | АЛ-30(4310) ПМ512А | АЛ-50(53229) ПМ513 |
1 | Подъем от 00 до максимальной величины | 25±5 | 30 | 45 | 40±5 | 40 |
2 | Опускание | 25±5 | 30 | 40 | 35±5 | 40 |
3 | Выдвигание на полную длину при максимальном угле подъема |
25±5 |
60 |
45 |
40±5 |
70 |
4 | Сдвигание | 25±5 | - | 40 | 35±5 | 60 |
5 | Поворот на 3600 при сдвинутой лестнице, поднятой на максимальный угол |
60±10 |
60 |
40 |
55±5 |
65 |
6 | Установка на выносные опоры | - | - | 45 | 45 | 60 |
7 | Подъем (опускание) люльки | - | - |
| - | 65 |
- Пожарная техника
- Раздел 1. Пожарно-техническое вооружение…………………………
- Глава 1. Боевая одежда пожарных. Оборудование для выполнения
- Раздел 2. Основные элементы конструкций па……………………...
- Раздел 3. Основные и специальные пожарные автомобили………
- Глава 8. Основные пожарные автомобили общего применения………...
- Глава 9. Основные па целевого применения…………………………….
- Глава 10. Специальные и вспомогательные пожарные автомобили
- Раздел 4. Техническая служба в гпс…………………………………
- Назначение пожарной техники. Ее классификация
- Краткий очерк развития пожарной техники
- Пожарные автомобили. Определение и классификация
- 3. Содержание пожарных автомобилей в пожарных частях
- 4. Задачи курса «Пожарная техника»
- Пожарная техника
- Введение
- Глава 1. Боевая одежда пожарных, оборудование для выполнения
- 1.1. Боевая одежда и снаряжение пожарных
- Теплоотражательные и теплоизоляционные костюмы
- 1.3. Оборудование и инструмент для самоспасания и спасания людей
- 1.3. Таблица
- 1.4. Инструмент для выполнения первоочередных
- 1.5. Аварийно-спасательный инструмент с гидроприводом
- Глава 1.
- Глава 2. Пожарные насосы
- 2.1. Основные определения и классификация насосов
- 2.2. Объемные насосы
- 2.3. Струйные насосы
- 2.4. Пожарные центробежные насосы серии пн
- 2.5. Пожарные центробежные насосы (пцн)
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-20/200
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-4/400
- 2.6. Вакуумные системы пожарных насосов
- Газоструйные вакуумные системы. Эти системы применяются на ац и анр с насосами пн-40, пн-60 и пн-110.
- 2.7. Неисправности центробежных насосов и их обслуживание
- Неисправности насосных установок пн. Признаки возможных неисправностей, приводящих к отказам, их причины и способы устранения приводятся в табл.2.4.
- Глава 3. Пожарно-техническое вооружение
- 3.1. Пожарные рукава
- 3.2. Гидравлическое оборудование
- 3.3. Пенные пожарные стволы
- Глава 3
- Глава 4. Огнетушители
- 4.2. Газовые огнетушители
- 4.3. Порошковые огнетушители (оп)
- 4.4. Огнетушители воздушно-пенные (овп)
- 4.5. Огнетушители аэрозольные (оа)
- 4.6. Выбор, размещение и техническое обслуживание огнетушителей
- Глава 4
- Раздел 2. Основные элементы конструкций па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- 5.1. Общие требования к па
- 5.2. Требования к па основного применения
- Ликвидация горения – боевое действие, при котором использование ац следует рассматривать как боевые условия эксплуатации.
- 5.4. Трансмиссии и приводы управления па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- Глава 6. Элементы теории движения пожарного автомобиля
- 6.1. Тягово-скоростные свойства пожарного автомобиля
- 6.1.1. Тяговая сила ведущих колес
- 6.1.2. Сила сопротивления качению колес пожарного автомобиля
- 6.1.3. Сила сопротивления подъему пожарного автомобиля
- 6.1.4. Сила сопротивления воздуха
- 6.1.5. Сила инерции
- 6.1.6. Нормальные реакции опорной поверхности колес
- 6.1.7. Уравнение силового баланса пожарного автомобиля
- 6.1.8. Уравнение мощностного баланса пожарного автомобиля
- 6.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 6.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 6.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 6.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 6.2.2. Устойчивость и управляемость пожарного автомобиля
- 6.3. Проходимость и маневренность пожарного автомобиля
- Глава 6
- Глава 7. Насосные установки
- 7.1. Требования к насосным установкам
- 7.2. Арматура водопенных коммуникаций пожарных автоцистерн
- 7.3. Водопенные коммуникации (впк) ац
- 7.4. Согласование режимов работы двигателя па
- 7.5. Компоновка пожарных автомобилей
- 7.6. Дополнительное электрооборудование
- Глава 7. Насосные установки
- Глава 8. Основные пожарные автомобили общего применения
- 8.1. Пожарные автоцистерны и автонасосы
- 8.2. Автомобили насосно-рукавные пожарные (анр)
- 8.3. Работа на пожарных автомобилях
- 8.4. Анализ ац нового поколения
- 8.5. Автомобили первой помощи пожарные (апп)*
- 8.6. Мотопомпы
- Глава 8.
- Глава 9. Основные па целевого применения
- 9.1. Пожарные насосные станции (пнс)
- 9.2. Пожарные автомобили рукавные (ар)
- 9.3. Аэродромные пожарные автомобили
- 9.4. Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения (апт)
- Пожарные автомобили порошкового тушения
- 9.6. Пожарные автомобили комбинированного тушения
- 9.7. Автомобили газового тушения (агт)
- 9.8. Автомобили газоводяного тушения (агвт)
- 9.9. Защита па от теплового излучения пожаров
- Глава 9
- Глава 10. Специальные и вспомогательные пожарные автомобили (спа)
- 10.1. Пожарные автомобили гдзс
- 10.2. Автомобили и прицепы дымоудаления
- 10.3. Аварийно-спасательные автомобили
- 10.4. Пожарные автомобили связи и освещения (асо)
- 10.5. Автомобили штабные (аш)
- 10.6. Пожарная техника на базе летательных аппаратов,
- 10.7. Техника, приспособленная для тушения пожаров
- Глава 10
- Глава 11. Пожарные автолестницы и автоподъемники коленчатые
- 11.1. Общие положения
- 11.2. Особенности устройства механизмов ал
- Линейная скорость оси колеса 3 (рис.11.9) равна
- 11.3. Управление механизмами ал и акп
- 11.4. Безопасность работы на ал
- 11.5. Обеспечение технической готовности и надежной работы ал
- 11.6. Пожарные автоподъемники (апк)
- Глава 11.
- Глава 12. Организация проектирования и изготовления пожарной техники
- 12.1. Методы правового регулирования взаимоотношения заказчика с разработчиком и производителем пожарной техники
- Глава 13. Эксплуатация пожарной техники
- 13.2. Методы оценки надежности и качества па
- 13.3. Система технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей
- 13.4. Влияние природно-климатических условий на эксплуатацию па
- 13.5. Техническое диагностирование
- Глава 14. Организация и задачи технической службы
- 14.1 Техническая служба, как система управления
- 14.3. Организация эксплуатации пожарных рукавов
- Глава 14
- Глава 13
- Глава 15. Обеспечение боевой способности пожарных частей
- 15.1. Обоснование потребности пожарной технической продукции
- 15.2. Приемка и списание пожарной техники
- 15.3. Охрана труда пожарных
- 15.4. Защита пожарной техники от коррозии
- 15.5. Техническая подготовка пожарных
- 15.6. Экологическая опасность пожарного автомобиля
- 3.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 3.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 3.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 3.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 3.2.2. Устройчивость и управляемость пожарного автомобиля
- Глава 15
- Глава 16. Основы сертификации продукции, работ и услуг
- 16.1. Методическая база сертификации
- 16.2. Организация сертификации
- 16.3. Цели сертификации. Оформление сертификата
- 16.4. Инспекционный контроль использования сертификата