11.4. Безопасность работы на ал
Безопасная работа пожарных на высотах и спасании людей обеспечивается двумя группами факторов: заложенными в конструкциях АЛ средствами, обеспечивающими безопасность их эксплуатации, а также регламентированными условиями их применения и обслуживания.
Обеспечение безопасности труда в конструкциях АЛ.
НПБ 188-2000 установлены жесткие требования к статической и динамической прочности АЛ для обеспечения их безопасной эксплуатации, в том числе:
при установке на поверхности до 60;
при работе с лафетным стволом с расходом 20 л/с и напором 0,6 МПа, или тремя генераторами пены ГПС-600 или одним ГПС-2000, установленными на вершине не прислоненной лестницы или в люльке;
при скорости ветра на вершине лестницы (люльки) не более 10 м/с.
Динамический коэффициент грузовой устойчивости определяется
, (11.10)
где: Му – суммарный момент от собственной массы АЛ (АКП), удерживающий их от опрокидывания; М0 – суммарный момент от собственной массы части стрелы АЛ (АКП), полезной нагрузки и дополнительных нагрузок. Для АЛ (АКП) величина Кg ≥ 1,4.
Статический коэффициент грузовой устойчивости определяется таким же образом, но без учета дополнительных нагрузок, указанных выше. Его величина должна быть Кс = 1,15. Коэффициент поперечной статической устойчивости должен укладываться в пределы, установлены для базовых шасси.
При достигнутом уровне совершенства и надежности конструкции АЛ их безопасность в работе осуществляется в установленной определенной зоне обслуживания (поле движения). В этой зоне автоматически выключаются все элементы лестницы при достижении его границ безопасной работы. Кроме того, предусмотрено автоматическое боковое выравнивание выдвигаемой лестницы, а также ограничение нагрузки на лестницу, люльку, а также ее поддержание в горизонтальном состоянии.
Зона обслуживания. Для каждой автолестницы определено поле движения (или зона обслуживания) – зона, находясь в которой, вершина лестницы может быть нагружена полностью (рис.11.20).
Устойчивость АЛ при работе зависит от опрокидывающего момента, действующего на лестницу. Его величина не может превышать расчетного значения. Поэтому вылет лестницы не может быть больше установленного и ограничивается при работе автоматикой.
Вылет – это расстояние от оси поворотного основания до проекции вершины лестницы на горизонтальную плоскость.
Для современных АЛ в зоне обслуживания определены две зоны с различными значениями вылетов и допустимого нагружения вершины лестницы. Так, например, для АЛ-30(4310) 1 и 2 зоны обслуживания характеризуются вылетами 18 и 24 м при максимальных нагрузках на вершину лестницы равных массе 350 и 100 кг, соответственно.
В зоне обслуживания граничные условия работы обеспечиваются специальным прибором блокировки.
Привод прибора блокировки обеспечивает передачу движения от комплекта колен к прибору блокировки (рис.11.21).
Угол подъема подъемной рамы 2 передается на прибор блокировки 12 рычагом 10 с тягой 5. Рычаг 10 и штырь на подъемной раме 2 равны, следовательно, на приборе блокировки повторяется угол подъема или опускания колен. При достижении предельного значения угла подъема произойдет автоматическое выключение механизма подъема.
Блокировка выдвигания и сдвигания колен лестницы осуществляется с помощью цепной передачи. Она включает набор звездочек и цепей, расположенных, как показано на рис.11.21. Цепи опоясывают звездочки. На цепи закреплен кронштейн 3, прикрепленный к штоку гидроцилиндра выдвигания (гироцилиндр выдвигания установлен в подъемной раме). При перемещении кронштейна 3 движение цепями 13,7 и 9 будет передаваться на звездочку 11, а затем на прибор блокировки. При достижении предельной величины выдвигания прибор блокировки осуществит отключение механизма выдвигания лестницы.
Прибор блокировки обеспечивает автоматическое отключение:
механизма подъема лестницы при достижении максимального угла 730;
механизма выключения и опускания при достижении вершиной лестницы вылета 24 м: то же при вылете 18 м;
переключение системы бокового выравнивания на автоматическую работу при угле наклона более 100.
При выключении механизмов автоматически включается световая и звуковая сигнализация.
Механизм бокового выравнивания АЛ предназначен для улучшения условий подъема по лестнице, а также для исключения дополнительных нагрузок, при установке АЛ на наклонной площадке, служат механизмы бокового выравнивания, обеспечивающие горизонтальность ступеней в пределах 60.
Этот тип механизма бокового выравнивания использовался на АЛ типа АЛ-30(131)ПМ-506 (рис.11.22). Последнее колено 1 автолестницы соединено с подъемной рамой 2 осью (шкворнем) 5. К нижней части колена 1 присоединен гидроцилиндр 3, а его штоки соединены с боковинами подъемной рамы 2.
Механизм бокового выравнивания включается при угле подъема выше 300, он управляется ртутными переключателями, следящими за горизонтальностью ступеней колен.
Гидроцилиндр снабжен захватами, аналогичными захватам цилиндров подъема. При поперечном наклоне влево комплект колен разворачивается вправо и наоборот. Управление гидроцилиндром бокового выравнивания производится автоматически при помощи электромагнитного крана с гидрозамком. На современных АЛ и АКП выравнивание осуществляется опорами по уровням.
Обеспечение безопасной работы АЛ на пожарах. Безопасная работа на АЛ обусловливается ее устойчивостью, которая должна обеспечиваться при подготовке к ее функционированию, работе на ней и спасании людей.
Устойчивость, заложенная в конструкции АЛ, обусловлена исключением ее бокового наклона, т.е. установки ее на строго горизонтальную поверхность. На практике, в ряде случаев, это трудно осуществимо. Поэтому установлен предел наклона площадки, на которой она устанавливается, равный 60. При наклонах меньше 60 механизм бокового наклона обеспечит устойчивость АЛ.
На устойчивость АЛ большое влияние может оказывать ветер. При его скорости более 10 м/с устойчивость обеспечивать небезопасно. Для ее улучшения должны использоваться растяжные веревки. В транспортном положении АЛ они находятся на катушках, установленных по бокам четвертого колена.
Перед подъемом лестницы растяжные веревки закрепляются за ушки, приваренные от второго колена и удерживаются пожарными. Они становятся по обе стороны лестницы на расстоянии от нее не менее 10…15 м и, натягивая веревки, способствуют обеспечению устойчивости АЛ.
Устойчивость АЛ требует четкой организации подъема людей. Перед подъемом людей лестницы должна быть установлена по всем правилам и двигатель заглушен.
На не прислоненной лестнице разрешается перемещение одновременно 8 человек, при условии нахождения на каждом колене по 2 человека. Допускается перемещение одновременно 3-х человек на одном из первых трех колен.
Эвакуация людей может производиться, используя люльки, лифты и эластичные спасательные рукава.
В люльке, в зависимости от мощности АЛ (высота подъема лестницы), могут находиться от 2 до 4 человек, в лифтах – 2 человека.
Спасательные рукава закрепляются в люльках АЛ. Люлька с рукавами подводится в зону эвакуации (к балкону, окну). При нахождении в люльке одного человека в рукаве может быть только один человек. Если в люльке людей нет, то в рукаве одновременно может быть не более 2 человек.
Продолжительность спасания людей различными техническими средствами определяется их техническими возможностями и, естественно, организацией работ. Естественно, что их продолжительность неодинакова и зависит еще и от высоты эвакуации и численности спасаемых (табл.11.7).
Таблица 11.7
Средство спасания | Условия эвакуа-ции | Высота , м | Кол-во эвакуированных , чел | Продол-житель-ность , с | С, с/м чел |
Эластичный рукав Эластичный рукав Автолестница
Коленчатый подъемник | Из окна
Из колен. подъемн. Из балкона
Из окна | 38
47
28
28 | 25
6
11
25 | 188
60
420
246 | 0,197
0,213
1,36
0,35 |
Оценку приспособленности технических средств для эвакуации людей целесообразно оценивать параметром эффективности С:
. (11.11)
Чем меньше значение С, тем эффективнее средство спасания. Наиболее эффективным является применение эластичных спасательных рукавов.
Используя параметр С, возможно ориентировочно оценивать продолжительность эвакуации Тэ людей различными средствами.
Тэ = Сi h n k/60, мин (11.12)
где: Сi - параметр эффективности применяемого средства; k - коэффициент, учитывающий задержки на вход в спасательное средство (около 1,2).
Таким образом, параметр С позволяет сравнивать возможности различных средств по спасанию людей и ориентировочно оценивать продолжительность эвакуации в заданных условиях.
- Пожарная техника
- Раздел 1. Пожарно-техническое вооружение…………………………
- Глава 1. Боевая одежда пожарных. Оборудование для выполнения
- Раздел 2. Основные элементы конструкций па……………………...
- Раздел 3. Основные и специальные пожарные автомобили………
- Глава 8. Основные пожарные автомобили общего применения………...
- Глава 9. Основные па целевого применения…………………………….
- Глава 10. Специальные и вспомогательные пожарные автомобили
- Раздел 4. Техническая служба в гпс…………………………………
- Назначение пожарной техники. Ее классификация
- Краткий очерк развития пожарной техники
- Пожарные автомобили. Определение и классификация
- 3. Содержание пожарных автомобилей в пожарных частях
- 4. Задачи курса «Пожарная техника»
- Пожарная техника
- Введение
- Глава 1. Боевая одежда пожарных, оборудование для выполнения
- 1.1. Боевая одежда и снаряжение пожарных
- Теплоотражательные и теплоизоляционные костюмы
- 1.3. Оборудование и инструмент для самоспасания и спасания людей
- 1.3. Таблица
- 1.4. Инструмент для выполнения первоочередных
- 1.5. Аварийно-спасательный инструмент с гидроприводом
- Глава 1.
- Глава 2. Пожарные насосы
- 2.1. Основные определения и классификация насосов
- 2.2. Объемные насосы
- 2.3. Струйные насосы
- 2.4. Пожарные центробежные насосы серии пн
- 2.5. Пожарные центробежные насосы (пцн)
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-20/200
- Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-4/400
- 2.6. Вакуумные системы пожарных насосов
- Газоструйные вакуумные системы. Эти системы применяются на ац и анр с насосами пн-40, пн-60 и пн-110.
- 2.7. Неисправности центробежных насосов и их обслуживание
- Неисправности насосных установок пн. Признаки возможных неисправностей, приводящих к отказам, их причины и способы устранения приводятся в табл.2.4.
- Глава 3. Пожарно-техническое вооружение
- 3.1. Пожарные рукава
- 3.2. Гидравлическое оборудование
- 3.3. Пенные пожарные стволы
- Глава 3
- Глава 4. Огнетушители
- 4.2. Газовые огнетушители
- 4.3. Порошковые огнетушители (оп)
- 4.4. Огнетушители воздушно-пенные (овп)
- 4.5. Огнетушители аэрозольные (оа)
- 4.6. Выбор, размещение и техническое обслуживание огнетушителей
- Глава 4
- Раздел 2. Основные элементы конструкций па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- 5.1. Общие требования к па
- 5.2. Требования к па основного применения
- Ликвидация горения – боевое действие, при котором использование ац следует рассматривать как боевые условия эксплуатации.
- 5.4. Трансмиссии и приводы управления па
- Глава 5. Базовые транспортные средства па
- Глава 6. Элементы теории движения пожарного автомобиля
- 6.1. Тягово-скоростные свойства пожарного автомобиля
- 6.1.1. Тяговая сила ведущих колес
- 6.1.2. Сила сопротивления качению колес пожарного автомобиля
- 6.1.3. Сила сопротивления подъему пожарного автомобиля
- 6.1.4. Сила сопротивления воздуха
- 6.1.5. Сила инерции
- 6.1.6. Нормальные реакции опорной поверхности колес
- 6.1.7. Уравнение силового баланса пожарного автомобиля
- 6.1.8. Уравнение мощностного баланса пожарного автомобиля
- 6.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 6.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 6.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 6.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 6.2.2. Устойчивость и управляемость пожарного автомобиля
- 6.3. Проходимость и маневренность пожарного автомобиля
- Глава 6
- Глава 7. Насосные установки
- 7.1. Требования к насосным установкам
- 7.2. Арматура водопенных коммуникаций пожарных автоцистерн
- 7.3. Водопенные коммуникации (впк) ац
- 7.4. Согласование режимов работы двигателя па
- 7.5. Компоновка пожарных автомобилей
- 7.6. Дополнительное электрооборудование
- Глава 7. Насосные установки
- Глава 8. Основные пожарные автомобили общего применения
- 8.1. Пожарные автоцистерны и автонасосы
- 8.2. Автомобили насосно-рукавные пожарные (анр)
- 8.3. Работа на пожарных автомобилях
- 8.4. Анализ ац нового поколения
- 8.5. Автомобили первой помощи пожарные (апп)*
- 8.6. Мотопомпы
- Глава 8.
- Глава 9. Основные па целевого применения
- 9.1. Пожарные насосные станции (пнс)
- 9.2. Пожарные автомобили рукавные (ар)
- 9.3. Аэродромные пожарные автомобили
- 9.4. Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения (апт)
- Пожарные автомобили порошкового тушения
- 9.6. Пожарные автомобили комбинированного тушения
- 9.7. Автомобили газового тушения (агт)
- 9.8. Автомобили газоводяного тушения (агвт)
- 9.9. Защита па от теплового излучения пожаров
- Глава 9
- Глава 10. Специальные и вспомогательные пожарные автомобили (спа)
- 10.1. Пожарные автомобили гдзс
- 10.2. Автомобили и прицепы дымоудаления
- 10.3. Аварийно-спасательные автомобили
- 10.4. Пожарные автомобили связи и освещения (асо)
- 10.5. Автомобили штабные (аш)
- 10.6. Пожарная техника на базе летательных аппаратов,
- 10.7. Техника, приспособленная для тушения пожаров
- Глава 10
- Глава 11. Пожарные автолестницы и автоподъемники коленчатые
- 11.1. Общие положения
- 11.2. Особенности устройства механизмов ал
- Линейная скорость оси колеса 3 (рис.11.9) равна
- 11.3. Управление механизмами ал и акп
- 11.4. Безопасность работы на ал
- 11.5. Обеспечение технической готовности и надежной работы ал
- 11.6. Пожарные автоподъемники (апк)
- Глава 11.
- Глава 12. Организация проектирования и изготовления пожарной техники
- 12.1. Методы правового регулирования взаимоотношения заказчика с разработчиком и производителем пожарной техники
- Глава 13. Эксплуатация пожарной техники
- 13.2. Методы оценки надежности и качества па
- 13.3. Система технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей
- 13.4. Влияние природно-климатических условий на эксплуатацию па
- 13.5. Техническое диагностирование
- Глава 14. Организация и задачи технической службы
- 14.1 Техническая служба, как система управления
- 14.3. Организация эксплуатации пожарных рукавов
- Глава 14
- Глава 13
- Глава 15. Обеспечение боевой способности пожарных частей
- 15.1. Обоснование потребности пожарной технической продукции
- 15.2. Приемка и списание пожарной техники
- 15.3. Охрана труда пожарных
- 15.4. Защита пожарной техники от коррозии
- 15.5. Техническая подготовка пожарных
- 15.6. Экологическая опасность пожарного автомобиля
- 3.1.9. Динамическая характеристика пожарного автомобиля
- 3.1.10. Разгон пожарного автомобиля
- 3.2. Аварийная безопасность пожарного автомобиля
- 3.2.1. Тормозные свойства пожарного автомобиля
- 3.2.2. Устройчивость и управляемость пожарного автомобиля
- Глава 15
- Глава 16. Основы сертификации продукции, работ и услуг
- 16.1. Методическая база сертификации
- 16.2. Организация сертификации
- 16.3. Цели сертификации. Оформление сертификата
- 16.4. Инспекционный контроль использования сертификата