15.2 Оценка тяжести и напряженности труда.
Тяжесть труда характеризует энергетическую нагрузку на организм при физическом труде.
Тяжесть трудового процесса оценивается по следующим 7 показателям :
физическая динамическая нагрузка;
масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;
стереотипные рабочие движения;
статическая нагрузка;
рабочая поза;
наклоны корпуса;
перемещение в пространстве.
По тяжести труда различают три класса условий труда:
1 класс оптимальный (легкая физическая нагрузка);
2 класс — допустимый (средняя физическая нагрузка);
З класс — вредный (тяжелый труд).
Следует отметить, что некоторые показатели тяжести труда оцениваются отдельно для мужчин и для женщин.
Физическая динамическая нагрузка выражается в единицах внешней механической работы за смену (кгм). Динамическая работа — этот процесс периодического сокращения и расслабления скелетных мышц, приводящий к перемещению груза, а также тела человека или его в пространстве. Физическая динамическая нагрузка подразделяется на региональную (с участием мышц рук и плечевого пояса) и общую (с участием мышц рук, корпуса и ног).
Для подсчета физической динамической нагрузки определяется вес груза, перемещаемого вручную в каждой операции и путь его перемещения в метрах. Подсчитывается общее количество операций по переносу груза за смену и суммируется величина внешней механической работы за смену в целом.
Так, например, в соответствии с гигиеническими критериями при региональной нагрузке до 2500 кгм для мужчин и 1500 кг.м для женщин получается 1 (оптимальный) класс условий труда.
При оценке массы поднимаемого и перемещаемого груза вручную в кг учитывается, как часто приходится его переносить. Если до 2-х раз в час, то тяжести перемещают при чередовании с другой работой. При этом допустимая норма (2 класс) для мужчин—до 30 кг, для женщин до 10 кг. Если более 2 раз в час, то считается, что тяжести переносятся постоянно в течение смены, и допустимая норма для мужчин до 15 кг, для женщин — до 7 кг. Для расчета суммарной массы грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены, суммарный за смену грузооборот делится на количество часов в смене. При этом различают подъем грузов с пола или с рабочей поверхности. Хотя нормативов на высоту рабочей поверхности не приводится
Стереотипные рабочие движения (количество за смену) оценивают при локальной нагрузке — с участием мышц кистей и пальцев рук и при региональной. Стереотипные означает повторяющиеся движения. Количество стереотипных движений до 20000 при локальной нагрузке (например, у программистов) соответствуют оптимальным условиям труда, более 60000 — вредным 2 степени.
Статическая нагрузка связана с удержанием человеком груза или приложением усилий без перемещения тела или его отдельных частей. Статическая нагрузка рассчитывается перемножением двух параметров: массы удерживаемого груза или статического усилия (m, кг) и времени его удержания в статическом состоянии (t, с):
P=mt
Для расчета статической нагрузки следует также учесть группу участвующих мышц: одной руки, обеих рук, корпуса и ног. Так при легкой физической нагрузке (оптимальный класс условий труда) величина статической нагрузки за смену при удержании груза одной рукой не должна превышать 18000 кгс для мужчин и 1-1 000 кгс для женщин. При удержании двумя руками — до 36000 кгс и 22000 кгс соответственно. Статическая нагрузка более утомительна для человека, чем динамическая. Это объясняется непрерывным напряжением мышц, без периодического расслабления, как при динамической нагрузке.
Рабочая поза — это положение тела, конечностей и головы в пространстве и относительно друг друга. Различают свободную, неудобную, фиксированную и вынужденную рабочую позу.
Оптимальному классу соответствует свободная рабочая поза, т.е. возможность смены рабочего положения, сидя — стоя по усмотрению самого работника. Свободную рабочую позу имеют, например, операторы в нефтегазовой промышленности, учителя в школах и т.д.
Фиксированная поза означает невозможность изменения взаимного положения частей тела относительно друг друга. Фиксированная рабочая поза у сварщиков, станочников, хирургов (поза стоя), водителей (поза сидя) и т.д.
Неудобная рабочая поза работа с поворотом туловища, неудобным расположением конечностей, например, поднятыми вверх руками вынужденная рабочая поза — это неестественная поза: лежа, на коленях, на корточках и т.д.
Для установления класса условий труда по этому показателю рассчитывается время пребывания в процентах от времени смены в той или иной позе. Например, классу 3.1 соответствует нахождение:
• до 50% времени смены в неудобной и/или фиксированной позе;
• до 25% времени смены в вынужденной позе;
• до 80% времени смены в позе стоя.
Рассчитывается количество наклонов корпуса за смену. При этом учитываются только наклоны с углом более 30° от вертикальной оси. Оптимальные условия допускают до 50 наклонов за смену, допустимые до100, свыше 100— вредные условия
Под перемещением в пространстве (по горизонтали и вертикали) понимают переходы в течение смены (в км), обусловленные необходимостью выполнения производственных функций: линейные обходчики на трубопроводном транспорте природного газа, почтальоны и т.д.
Оценка тяжести физического труда проводится на основе всех приведенных выше показателей. При этом вначале устанавливается класс по каждому измеренному показателю. Окончательная оценка тяжести труда устанавливается по показателю, получившему наиболее высокую степень тяжести. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 условия труда оцениваются на 1 степень выше. Наивысшая степень тяжести труда — класс 3.3.
Напряженность труда характеризует эмоциональную нагрузку на организм при умственном труде. Напряженным является труд руководителей предприятий, инженерно-технических и научных работников, диспетчеров, операторов, преподавателей, работников конвейерного производства. Нередко выполнение умственного труда сочетается с пониженной мышечной активностью — гипокинезией.
Напряженность труда оценивается по 22 показателям, объединенным в 5 групп.
1. Интеллектуальные нагрузки:
• содержание работы:
• восприятие сигналов (информации) и их оценка;
• распределение функций по степени сложности задания;
• характер выполняемой работы.
2. Сенсорные нагрузки:
• длительность сосредоточенного наблюдения в % от времени смены;
• плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы;
• число производственных объектов одновременного наблюденюдения
• размер объекта различения в мм при длительности сосредоточенного наблюдения (% времени смены);
• наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену);
• нагрузка на слуховой анализатор;
• нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемых в неделю);
3. Эмоциональные нагрузки:
• степень ответственности за результат собственной деятельности, значимость ошибки;
• степень риска для собственной жизни;
• степень ответственности за безопасность других лиц.
4. Монотонность нагрузок:
• число элементов (Приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях;
• продолжительность‚ выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций;
• время активных действий (в % к продолжительности смены), в остальное время — наблюдение за ходом производственного процесса;
• монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса в % от времени смены)
5. Режим работы:
• фактическая продолжительность рабочего дня;
• сменность работы;
• наличие регламентированных перерывов и их продолжительность.
По напряженности различают З класса условий труда:
1 класс — оптимальный (напряженность труда легкой степени)
2 класс — допустимый (напряженность труда средней степени)
З класс — вредный (напряженный труд).
Приведем некоторые примеры определения показателей напряженности труда из каждой группы.
1. Интеллектуальные нагрузки. Условия умственного труда, при которых отсутствует необходимость принятия решения, считаются оптимальными (оператор по считыванию данных). Если же оператор работает и принимает решения в рамках одной инструкции, то такие условия труда относятся к допустимым (оператор по вводу данных в ПК(кассир). Работа с использованием нескольких инструкций или требующая решения сложных задач по известным алгоритмам является напряженной 1-й степени (мастер, руководитель подразделения). Творческая (эвристическая) деятельность, требующая решения сложных задач при отсутствии очевидного алгоритма решения, или личное руководство в сложных ситуациях характеризуют труд как напряженный 2-й степени (научные и творческие работники, программисты, руководители предприятий).
Обработка какой-либо информации или выполнение задания без оценки его результатов характеризуют труд как напряженный легкой степени (1 класс) (лаборант, вахтер). Если же к указанной работе добавляется необходимость проверки полученного результата, то такие условия труда являются напряженными средней степени (2 класс) (слесарь, токарь, нормировщик). Распределение производственного задания между другими лицами и контроль за исполнением относятся к напряженному труду 2-й степени (класс 3.2) (руководители предприятий).
Работа, выполняемая по индивидуальному плану, соответствует оптимальной интеллектуальной нагрузке (лаборанты). Работа по определенному графику с возможными изменениями в процессе деятельности относится ко 2-му классу (техник, технолог, некоторые инженерно-технические работники). Работа в условиях дефицита времени характеризует класс 3.1 (все работы на конвейерах, операторы на пультах управления, диспетчеры). Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат соответствует классу 3.2 (водители, диспетчеры).
2. Сенсорные нагрузки. Напряженность труда зависит от числа производственных объектов одновременного наблюдения (контрольно- измерительные приборы, объекты труда и т.д.) Если таких объектов 6—10, то сенсорные нагрузки относятся ко 2 классу (у водителя: зеркало заднего вида, боковые зеркала, приборы на щите управления, сигналы светофора, дорожные знаки, пешеходы, перебегающие улицу на красный свет и т.д.). 11—25 объектов соответствуют классу 3.1 (диспетчеры). Более 25 — класс 3.2. (машинист блочного управления на ГРЭС или преподаватель, проводящий письменный экзамен в аудитории у 50 студентов). Работа на персональных компьютерах до двух часов за смену считается оптимальной, до трех — допустимой, от З до 4 часов — напряженный труд первой степени (класс 3.1), более 4 часов — напряженный труд второй степени (класс 3.2).
3. Эмоциональные нагрузки. Большое влияние на напряженность труда оказывает степень ответственности исполнителя за конечный или промежуточный результат труда и значимость ошибки. Повышение степени ответственности приводит к дополнительным эмоциональным нагрузкам. Например, если исполнитель несет ответственность за функциональное качество основной работы, он может принимать решения, связанные с исправлением результатов работы за счет дополнительных усилий всего коллектива. Такой вид деятельности является напряженным 1-й степени (класс 3.1) (бригадир, инженер-технолог). Если же работник несет персональную ответственность за функциональное качество конечной продукции, производственного задания или его действия могут привести к поломке оборудования, остановке технологического процесса или создать ситуацию, опасную для жизни, то его условия труда являются напряженными 2-й степени (класс 3.2) (главный инженер, главный технолог).
Степень риска для собственной жизни в процессе выполнения производственных обязанностей либо исключена (1 класс), либо вероятна (класс 3.2) (водитель, летчик, космонавт, пожарный, газоспасатель). Аналогично устанавливается класс условий труда при оценке степени ответственности за безопасность других людей: исключена — 1 класс, вероятна — класс 3.2 (врач-реаниматолог, авиадиспетчер). Авиадиспетчер, не подвергая опасности свою жизнь, отвечает за безопасность пассажиров во время полета. Трагическая авиакатастрофа в ночь с 1 на 2 июля 2002 года, приведшая к гибели 71 человека, в том числе 52 детей, в результате столкновения в воздухе на юге Германии пассажирского самолета ТУ-154 авиакомпании «Башкирские авиалинии» и Боинга-757, произошла в результате ошибочных действий швейцарского авиадиспетчера.
4. Монотонность нагрузок. Однообразие и простота выполняемых
человеком операций приводит к определенному физиологическому состоянию, называемому монотонией. При этом в коре головного мозга развивается торможение, которое сопровождается изменением вегетативных функций и выражается в виде сонливости (работники конвеерных линий, штамповщики, водители транспорта по одной и той дороге). Степень монотонности определяется числом элементов (приемов), необходимых для выполнения простого задания или многократно повторяющихся операций и продолжительностью во времени выполнения этих элементов или операций. Если число элементов составляет 1О и более, условия труда считают оптимальными, от 9 до 10 — допустимыми, менее 10— напряженными.
5. Режим работы. Важными факторами напряженности трудового процесса являются фактическая продолжительность рабочего дня и сменность работы. Оптимальными являются односменная работа (без ночной смены) и продолжительность рабочего дня 6.. .7 часов. На нефтегазовых предприятиях в условиях непрерывного производства продолжительность рабочей смены составляет 8 (класс 2) или 12 часов (класс 3.1), работа трехсменная, в том числе в ночную смену (класс 3.2).
Повышенная напряженность труда может привести к заболеваниям сердечно-сосудистой и нервной системы, состоянию стресса.
Общая оценка напряженности труда проводится по всем 22 показателям. По каждому из 22 показателей в отдельности определяется свой класс условий труда. Если по характеру производственной деятельности какой-либо показатель не представлен, то по данному показателю ставится 1 класс (оптимальный) — напряженность труда легкой степени. Наивысшая степень напряженности труда соответствует классу 3.3.
Количественная оценка условий труда.
В условиях производственной деятельности человек, как правило. подвергается одновременному воздействию различных вредных производственных факторов.
Установлено, например, что совместное действие шума и нагревающего микроклимата приводит к большим изменениям функционального состояния человека и снижению его работоспособности, чем воздействие каждого из них. Одновременное действие нагревающего микроклимата и шума на уровне выше ПДУ сопровождается большим увеличением заболеваемости гипертонической болезнью. Тепловое воздействие на операторов, сочетающееся с действием других вредных производственных факторов проявляется в большем снижении внимания при решении поставленных задач, а также изменении чувствительности слухового анализатора.
Поэтому общая количественная оценка условий труда учитывает комбинированное и сочетанное действие различных вредных и опасных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.
Для получения количественной гигиенической оценки условий труда на рабочем месте определяется класс условий труда для каждого вредного фактора в зависимости от уровня его воздействия в соответствии с таблицами, приведенными в Р 2.2.2006 - 05. При этом учитываются все вредные производственные факторы на конкретном рабочем месте:
Химический;
Биологический;
Аэрозоли ПФД;
Шум;
Инфразвук;
Ультразвук;
Вибрация общая;
Вибрация локальная;
Неионизирующие излучения;
Ионизирующие излучения;
Микроклимат;
Освещение;
Тяжесть труда;
Напряженность труда;
На основании полученных результатов определяется общая оценка условии труда.
Общая оценка условий труда по степени вредности и опасности устанавливается:
• по наиболее высокому классу и степени вредности;
• в случае сочетанного действия З и более факторов, относящихся классу 3.1, общая оценка условий труда соответствует классу 3.2;
• при сочетании 2-х и более факторов классов 3.2, 3.3, 3.4—условия труда оцениваются соответственно на одну степень выше;
• при сокращении времени контакта с вредными факторами (защита временем) условия труда в некоторых случаях могут быть оценены как менее вредные, но не ниже класса 3.1.
В зависимости от фактического состояния условий труда руководителями предприятий и организаций по согласованию с профсоюзами
устанавливается доплата в размере 4. . .24% тарифной ставки в соответствии с Типовым положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядком применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, доплаты устанавливаются по конкретным рабочим местам с учетом фактической занятости рабочих на этих местах. По согласованию с профсоюзами временно сроком до одного года размеры доплат могут быть увеличены, но не более 12% для тяжелых и вредных условий труда и 24% на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.
- Производственная санитария и гигиена труда
- Введение
- 1. Техническое регулирование в области производственной санитарии
- 1.1 Законодательные акты по производственной санитарии
- Раздел IV. Рабочее время. Главы 15 и 16.
- Раздел V. Время отдыха, Главы 17, 18, 19.
- Раздел VI. Оплата и нормирование труда. Глава 21.Заработная плата.
- Раздел X. Охрана труда.
- Глава 41. Особенности регулирования
- Глава 42. Особенности регулирования
- 1.2 Подзаконные акты
- 1.3 Нормативные правовые акты в области производственной санитарии и гигиены труда
- 1.4 Надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства
- Контрольные вопросы к главе 1
- 2.Вредные вещества и их классификация.
- 2.1 Определение и нормирование содержания вредных веществ в рабочей зоне.
- 2.2 Заболевания, возникающие от воздействия вредных веществ.
- 2.3 Средства коллективной и индивидуальной защиты от вредных веществ.
- 2.4 Приборы и методы контроля содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны
- 2.5. Понятие и классификация пыли. Действие пыли на организм человека.
- Действие пыли на организм человека
- 2.6 Профилактическая токсикология
- Контрольные вопросы к главе 2
- Микроклимат производственных помещений.
- 3.1Влияние параметров микроклимата на здоровье и работоспособность человека
- 3.2 Физиологическое действие метеорологических условий на организм человека.
- 3.3 Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека
- Охлаждение
- Перегрев
- Влажность воздуха
- Подвижность воздуха.
- Тепловое излучение.
- 3.4 Терморегуляция организма человека.
- 3.5 Гигиеническое нормирование производственного микроклимата
- Принципы нормирования параметров микроклимата.
- 3.6 Методы и средства нормализации производственного микроклимата
- 3.7 Приборы для измерения параметров микроклимата
- Контрольные вопросы к главе 3
- 4. Производственная вентиляция
- 4.1 Назначение, классификация. Естественная и механическая вентиляция. Определение необходимого воздухообмена.
- 4.2 Санитарно - гигиенические и технические требования к вентиляционным системам
- 4.3 Естественная вентиляция
- 4.4 Механическая вентиляция
- 4.5 Определение необходимого воздухообмена при общеобменной вентиляции
- 4.6 Местная вентиляция.
- Основы расчета приточной-вытяжной вентиляции для удаления избыточных теплоты, водяных паров, газов и пыли
- Удаление избыточной теплоты
- Расчет избыточной теплоты
- Удаление избыточных паров
- Плотность воздуха при разных температурах при давлении
- 760 Мм рт. Ст. (значения плотности в 10 г/см )
- Пример расчета приточно-вытяжной вентиляции для удаления избыточной теплоты.
- Контрольные вопросы к главе 4
- 5. Производственное освещение
- 5. 1 Основные светотехнические величины
- 5.2 Системы и виды производственного освещения
- 5.3 Источники искусственного освещения
- Светильники
- 5.4 Виды искусственного освещения
- 5.5. Влияние параметров световой среды на здоровье и работоспособность человека.
- 5.6 Гигиеническое нормирование освещения
- 5.6.1 Нормирование искусственного освещения
- 5.6.2 Нормирование естественного и совмещенного освещения
- 5.7 Методы контроля параметров освещения
- 5.8 Расчет естественного и искусственного освещения
- 5.8.1. Расчет искусственной освещенности
- 5.8.2 Расчет коэффициента пульсации
- 5.8.3. Расчет показателя ослепленности
- 5.8.4. Показатель дискомфорта
- 5.8.5. Расчет естественного освещения
- Контрольные вопросы к главе 5
- 6. Производственный шум. Характеристики ультразвука и инфразвука.
- 6.1 Защита от шума
- 6.1.1 Физические характеристики шума
- 6.1.2 Действие шума на организм человека
- 6.1.3 Классификация шумов
- 6.1.4 Нормирование шума
- 6.1.5 Приборы и методы контроля шума на производстве
- 6.1.6 Методы борьбы с шумом
- 6.2 Защита от инфразвука
- 6.2.1 Характеристика инфразвука, источники инфразвука на производстве
- 6.2.2 Классификация инфразвука
- 6.2.3 Нормирование инфразвука
- 6.2.4 Действие инфразвука на человека
- 6.2.5 Приборы и методы контроля инфразвука
- 6.2.6 Методы борьбы с инфразвуком
- 6.3 Защита от ультразвука
- 6.3.1 Основные сведения об ультразвуке, источники ультразвука.
- Действие ультразвука на человека
- 6.3.2. Классификация ультразвука
- Нормирование ультразвука
- 6.3.3. Приборы и методы контроля характеристик ультразвука
- 6.3.4. Методы борьбы с ультразвуком
- Контрольные вопросы к главе 6
- 7. Защита от вибрации
- Физические характеристики вибрации
- 7.2 Классификация вибрации
- Нормирование вибрации
- 7.4 Действие вибрации на организм человека
- 7.5 Методы контроля и средства измерения вибрации
- 7.6 Системы защиты от вибрации
- Контрольные вопросы к главе 7
- Защита от электромагнитных полей
- 8.1 Характеристика электромагнитных полей и излучений
- Источники электромагнитных полей
- 8.3 Воздействие электромагнитного излучения на организм человека
- 8.4 Нормирование эмп
- Нормирование геомагнитного поля
- Нормирование электростатических полей
- Нормирование постоянных магнитных полей
- Нормирование электромагнитных полей промышленной частоты (эмппч)
- Нормирование эмп радиочастот (рч)
- Нормирование эмп, создаваемых вдт, пэвм и системами сотовой связи
- 8.5 Методы и средства контроля эпм
- Системы защиты от воздействия эмп
- Контрольные вопросы к главе 8
- 9. Защита от ионизирующих излучений
- 9.1 Факторы, влияющие на поражение человека ионизирующим излучением
- Виды ионизирующего излучения
- Дозы облучения
- 9.2 Путь воздействия ионизирующего излучения на человека
- Поведение радионуклидов в организме человека
- 9.3 Источники ионизирующих излучений
- 9.4 Воздействие ионизирующего излучения на человека Механизм действия ионизирующего излучения
- Эффекты облучения
- 9.5 Нормирование ионизирующего излучения
- 9.6 Методы обеспечения радиационной безопасности
- Контрольные вопросы к главе 9
- 10. Защита от лазерных излучении
- 10.1. Характеристика и источники лазерного излучения
- 10.2 Классификация лазерной опасности
- Нормирование лазерного излучения
- Воздействие на организм человека
- Методы и средства контроля лазерного излучения
- Средства и методы защиты от лазерных излучений
- Контрольные вопросы к главе 10
- 11. Средства индивидуальной защиты
- 11.1 Костюмы изолирующие
- 11.2 Средства индивидуальной защиты органов дыхания (сизод)
- 11.3 Одежда специальная защитная
- 11.4 Средства защиты ног
- 11.5 Средства защиты рук
- 11.6 Средства защиты головы
- 11.7 Средства защиты глаз и лица
- 11.8 Средства защиты органа слуха
- 11.9 Средства дерматологические защитные
- Контрольные вопросы к главе 11.
- 12. Санитарно – гигиенические основы предприятия
- 12.1 Развитие гигиены как науки
- 12.2 Коммунальная гигиена
- 12.3. Гигиена питания
- 12. 4. Гигиена труда или профессиональная гигиена
- 12.5. Гигиена детей и подростков
- 12.6. Гигиена и общественная медицина
- 12.7 Группы производственных процессов
- Контрольные вопросы к главе 12.
- 13. Устройство и содержание промышленных предприятий
- 13.1. Принципы размещения зданий и сооружений. Благоустройство территории
- Не допускается совместное размещение в канале и тоннеле:
- 13.2. Требования безопасности к производственным и бытовым помещениям Требования к производственным помещениям
- Требования к бытовым помещениям
- 13.3. Системы водоснабжения, канализации и очистки промышленных сточных вод
- Основными задачами предприятия при эксплуатации очистных сооружений являются:
- 13.4 Выявление признаков аварийного состояния несущих конструкций зданий и сооружений
- Контрольные вопросы к главе 13.
- 14. Профессиональные заболевания
- 14.1. Классификация профессиональных болезней
- 14.2 Профессиональные заболевания у рабочих
- Силикоз
- Антракоз
- Асбестоз
- Бериллиоз
- Контрольные вопросы к главе 14
- Гигиеническая оценка условий труда
- 15.1 Классификация условий туда.
- Классы условий труда
- 15.2 Оценка тяжести и напряженности труда.
- 15.3 Динамика работоспособности в процессе труда.
- 15.4. Статистика условий труда в Удмуртской Республике
- Доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, % от общего числа работающих в исследуемых видах экономической деятельности
- Доля работников, занятых в условиях факторов, превышающих допустимые значения, % от общего числа работающих в исследуемых видах экономической деятельности
- Доля работников, занятых тяжелым физическим трудом, % от общего числа работающих в исследуемых видах экономической деятельности
- Удельный вес женщин, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, % от общего числа работников в исследуемых видах экономической деятельности
- Заключение
- Литература