logo
му 15-16 / 3 семестр / 19 Орг-я АСР и ППР++ / Рекомендации по тушению пожаров на ВС на аэродромах ГА

5. Тушение пожара авиатоплива разлитого под воздушным судном

Практика Аварийно-спасательных работ на ВС показывает, что тушение пожара авиатоплива, разлитого под воздушным судном, представляет наибольшую трудность, требует особого напряжения от личного состава ПСР, его грамотных и решительных действий.

Действия пожарно-спасательных расч¸тов должны включать:

1. Проведение разведки пожара. Разведка пожара должна начинаться ещ¸ при движении пожарных автомобилей к месту происшествия. При этом оцениваются следующие характеристики пожара: количество очагов горения, площадь горения, расположение очагов горения относительно фюзеляжа ВС (односторонний или двухсторонний пожар), направление распространения горения, наличие истекающего в очаг авиатоплива, угрозы для живучести фюзеляжа, в первую очередь в зоне салонов и кабины. Кроме того, следует оценить направление ветра и его влияние на развитие пожара.

Размеры очага пожара разлитого авиатоплива можно приближ¸нно определить, если знать, что между площадью горения и высотой пламени имеется определ¸нная зависимость. Ниже представлены значения высоты пламени и соответствующие этим значениям площадь горения авиатоплива.

#G0Высота пламени, м

6-10

9-14

13-18

20-28

30-40

40-50

Площадь горения, м

40-50

80-120

180-220

450-550

950-1100

1400-1500

Естественно, что при разведке пожара высота пламени определяется только "на глазок".

При разведке пожара личный состав должен определить свои действия и с точки зрения соблюдения мер безопасности.

При приближении к месту пожара начальник ПСР должен определить первоначальную расстановку пожарных автомобилей и дать экипажам соответствующие команды.

2. Разв¸ртывание пожарных автомобилей. Разв¸ртывание включает приведение в готовность средств подачи огнетушащих составов, имеющихся на ПА, расстановку автомобилей на исходных позициях, прокладку, при необходимости, рукавных линий. Приведение в готовность средств подачи ОТС начинается ещ¸ при движении ПА к месту АП с ним, чтобы по прибытию к горящему ВС немедленно подать огнетушащий состав в очаг пожара.

Первоначальную расстановку пожарных автомобилей целесообразно производить на расстоянии 20-30 метров от очага, сосредотачивая основные силы на решающем направлении. В начальной стадии тушения решающем направлением является локализация горения авиатоплива разлитого под фюзеляжем и плоскостью крыла. При выборе исходных позиций необходимо учитывать также направление и силу ветра. Пожарные автомобили должны быть установлены так, чтобы под воздействием ветра не происходило разрушение пенной струи.

При расстановке пожарных автомобилей и других средств, участвующих в тушении, необходимо учитывать примерные схемы расстановки, которые необходимо разработать в каждом авиапредприятии с уч¸том его конкретных условий (располагаемые силы и средства, типы ВС, совершающих пол¸ты на данном аэродроме). Такие схемы прикладываются к оперативному плану по тушению пожаров на воздушных судах в аэропорту.

Необходимо учитывать, что лафетные стволы современных ПА обладают большой производительностью подачи. Это позволяет эффективно тушить большие площади пожара, но вместе с тем при работе лафетных стволов быстро расходуется огнетушащие составы, имеющиеся на пожарных автомобилях. Небольшие и остаточные очаги пожара целесообразно дотушивать ручными стволами.

При возможности (наличии достаточной численности ПСР) прокладка рукавных линий вед¸тся одновременно с тушением пожара лафетными стволами. Это да¸т возможность сразу же после ликвидации основного очага горения приступать к дотушиванию остаточных и небольших очагов.

3. Тушение пожара. Основной задачей при тушении пожара авиатоплива, разлитого под ВС, является ликвидация за минимальное время наружного пожара, в первую очередь в районе пассажирских салонов и кабины экипажа, а также создания эвакуационных проходов из ВС. Одновременно с тушением должно проводится охлаждение фюзеляжа.

Исходя из особенностей развития пожара разлитого авиатоплива рекомендуется учитывать следующее.

3.1. Основным средством тушения пожаров авиатоплива является огнетушащая пена, получаемая на основе различных типов пенообразователей (см. приложение 2.3). В настоящее время наиболее эффективными пенообразователями для тушения пожаров на ВС являются пенообразователи целевого назначения "Поток" и "Сампо", которые рекомендуются как основные типы пенообразователей для аэродромных пожарных автомобилей. При сравнительно невысокой стоимости эти пенообразователи на 30-40% эффективнее пенообразователей ПО-1, ПО-1Д, ПО-6К. Кроме того, эти пенообразователи обладают значительно большей стойкостью к естественному и тепловому разрушению.

3.2. Подачу огнетушащей пены производить лафетными стволами аэродромных пожарных автомобилей, создавая требуемую в данной ситуации производительность подачи (по раствору). Суммарная производительность подачи всех используемых лафетных стволов должна быть не менее значения нормативного для данного типа ВС.

В настоящее время на вооружение пожарно-спасательных расч¸тов поступают пожарные автомобили среднего типа АА-40(43105)-189, предназначенные для замены автомобиля АА-40(131)-139. Готовится к производству и поставке автомобиль тяж¸лого типа АА-60(7313)-160. 01A взамен АА-60(7310)-160.01. Эти автомобили оснащены специальными установками для тушения пожаров самол¸тов (УТПС), предназначенными для ликвидации горения разлитого авиатоплива. Установки УТПС смонтированы на переднем бампере и представляет собой батареи из тр¸х (для AA-40) и четыр¸х (АА-60) генераторов пены средней кратности ГПС-600 и стволов, оснащ¸нных НРТ-5. Установка управляется дистанционно из кабины экипажа, может поворачиваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Эффективная площадь, покрываемая пеной из установки УТПС-3 автомобиля АА-40(43105)-189, составляет около 300 мпри фиксированном положении ПА, дальность действия УТПС достигает 25 метров.

Аэродромные пожарные автомобили, оснащ¸нные УТПС, превосходят по огнетушащей эффективности другие отечественные и зарубежные ПА аналогичного класса. Специальными испытаниями установлено, что тушение пожара авиатоплива разлитого на площади 100 мосуществляется УТПС-3 за 25-30 с, а лафетным стволом - за 40-45 с. Пенная струя, подаваемая из УТПС, представляет собой широкий веер из струй пены средней и низкой кратности. Это позволяет создавать на потушенной поверхности пенный слой, более над¸жно предотвращающий повторное воспламенение, и защитить автомобиль от теплового излучения пожара.

При тушении пожара разлитого авиатоплива с помощью УТПС исходная позиция пожарного автомобиля выбирается на расстоянии 6...10 м от очага пожара. При подъезде на это расстояние производится подача пены из УТПС. В исходном положении УПТС целесообразно установить горизонтально. В процессе тушения УТПС поднимается, обеспечивая увеличение дальности струй, и поворачивается вправо и влево для достижения требуемой ширины участка тушения. Если дальность струи недостаточна для тушения пожара на всю глубину, то необходимо, не отключая установки, продвинуть автомобиль вперед (влево или вправо) на необходимое расстояние. Остаточные очаги горения могут быть дотушены лафетным стволом, управляемым в ручную, или ручными пожарными стволами. При дотушивании лафетным стволом один из членов экипажа ПА при остановке автомобиля переходит на лафетную площадку, а второй включает подачу раствора на лафетный ствол. Испытания показали, что время перехода оператора к лафетному стволу из кабины экипажа составляет 5+7 ñ (äëÿ ÀÀ-40) è 10+15 ñ (äëÿ ÀÀ-60).

В некоторых авиапредприятиях на вооружении имеются аэродромные пожарные автомобили комбинированного тушения АА-70(7510)-220. Тушение пожара разлитого авиатоплива такими ПА целесообразно производить комбинированным способом, подавая пену и порошок из комбинированного лафетного ствола. В качестве порошка рекомендуется использовать порошок 11-2АК, разработанный специально для тушения пожаров на гражданских воздушных судах (см. приложение 2.4).

3.3. Тушение пожара значительно осложняется, если пожар сопровождается горением авиатоплива, истекающего из разрушенных агрегатов топливной системы. Тушение истекающего авиатоплива целесообразно проводить пенными струями, обеспечивая массированную подачу пены в зону горения. Хороший результат дает использование УТПС, а также комбинированный пенно-порошковый способ тушения.

3.4. Тушение небольших и остаточных очагов горения целесообразно производить ручными стволами. При применении ручных стволов подачу струй целесообразно осуществлять под острым углом к горящей поверхности топлива, под "корень" пламени, "подрезая" его. В случае, если прокладывается несколько рукавных линий, то наряду с ручными воздушно-пенными пожарными стволами (СВП) целесообразно использовать генераторы пены средней кратности (ГПС-200 и ГПС-600). Применение пены средней кратности да¸т возможность быстро подавить горение, покрыть очаг пожара большим количеством пены.

3.5. Одновременно с тушением необходимо обеспечивать охлаждение фюзеляже и крыла пеной, что позволит предотвратить прогорание обшивки конструкции, а также уменьшить опасность взрыва топливных баков. В случае, если в фюзеляже ВС (в зоне салонов и кабины) обнаружены разломы и пробоины, то в первую очередь при охлаждения фюзеляжа огнетушащие составы (пену низкой кратности или воду) необходимо подать в эти разломы.

На начальном этапе тушения охлаждение целесообразно производить из лафетных стволов ПА, в дальнейшем используются ручные пожарные стволы. Струи целесообразно подавать таким образом, чтобы обеспечивать охлаждение максимальной поверхности фюзеляжа или крыла.