6. Тушение пожара внутри фюзеляжа
Выбор средств и тактики тушения пожара внутри фюзеляжа ВС определяется следующими факторами:
- наличием или отсутствием людей на борту BC;
- местом пожара внутри фюзеляжа, который может быть в обитаемых помещениях (пассажирские салоны, кабина экипажа, гардеробы, туалеты, кухня, вестибюли, багажные отделения) или в необитаемых (багажные, грузовые и технические отсеки).
1. B случае наличия на ВС людей и возникновения пожара в обитаемых помещениях действия личного состава ПСР включают следующие операции.
1.1. Вскрытие основных и запасных выходов и одновременную прокладку рукавных линий.
В случае заклинивания дверей и люков производится вскрытие обшивки фюзеляжа в обозначенных местах. Одновременно необходимо установить стволы-пробойники для подачи ОТС.
1.2. Проникновение личного состава ПСР на аварийное ВС с одновременной подачей на борт ручных пожарных стволов.
1.3. Тушение пожара в обитаемых помещениях ручными стволами и одновременное обеспечение эвакуации людей из ВС.
При тушении пожара в обитаемых помещениях главной задачей является снижение температуры в салонах и кабине и последующая ликвидация пожара. Для этого струи огнетушащего состава направляются таким образом, чтобы они защищали людей, охлаждали горящую поверхность отсека и ликвидировали очаг горения.
2. В случае нахождения людей на ВС и возникновения пожаре в необитаемых помещениях действия личного состава должны выполняться в следующей последовательности.
2.1. Вскрытие максимального количества основных и запасных выходов на ВС и организация эвакуации людей. Одновременно с этим к горящему отсеку прокладываются рукавные линии, вскрывается люк отсека. В случае, если не удается быстро вскрыть люк отсека устанавливаются стволы-пробойники.
В случае заклинивания выходов из ВС производится вскрытие обшивки фюзеляжа в обозначенных местах и одновременно устанавливаются стволы-пробойники для подачи воды в салоны.
2.2. Проникновение личного состава в салоны с целью проведения эвакуации людей из аварийного ВС. Одновременно на борт подается пожарный ствол, а снаружи производится тушение пожара в горящем отсеке путем подачи через открытый люк или ствол-пробойник огнетушащего состава (воды или углекислого газа).
При пожаре в грузовом (багажном) отсеке личный состав должен разобрать груз (багаж), удалив его из отсека.
2.3. Личный состав, проникнув в салоны, оценивает обстановку и при необходимости подает воду на охлаждение участка пола, расположенного над горящим отсеком.
3. В случае, если пожар возник в отсутствии на борту людей, то действия личного состава должны быть направлены на ликвидацию пожара за минимальное время, используя все имеющиеся средства тушения.
Эффективность тушения ВФП определяется в значительной мере правильным выбором огнетушащего состава и средством подачи.
Установлено, что из применяемых для тушения пожаров на воздушных судах составов (вода, раствор пенообразователя, пена низкой и средней кратности, газовые составы и порошок) при тушении пожара внутри фюзеляжа предпочтительно использовать углекислый газ, воду в виде распыленных струй, раствор пенообразователя.
Эффективность, тушения водой и раствором пенообразователя близка. Тушение распыленной водой (раствором пенообразователя) является наиболее доступным и легким. Водой можно тушить пожар в обитаемых и необитаемых помещениях ВС, при отсутствии или нахождении людей в самолете. Однако вода может привести к порче оборудования и требует обесточивания.
Тушение углекислым газом свободно от указанных недостатков, однако им нежелательно пользоваться в помещениях, в которых находятся люди.
В таблице 7 представлены значения потребного количестве ОТС для тушения пожаров внутри фюзеляжа ВС различного уровня требуемой пожарной защиты.
Таблица 7
- Рекомендации
- По тушению пожаров на воздушных судах на
- Аэродромах гражданской авиации
- Договор ¹ 80.123-1540
- 1. Общие положения
- 2. Особенности развития пожаров на воздушных судах на земле
- Пожары вс в разлитом авиатопливе
- Пожары внутри фюзеляжа.
- Пожары силовой установки
- Пожары органов приземления
- 3. Требования к аэродромным средствам тушения пожаров на воздушных судах
- Время развертывания па, обеспечивающих впп-1, с.
- Время развертывания па, обеспечивающих впп-2,с
- Размеры (минимальные) пенных полос
- 4. Общий порядок действий при тушении пожаров на воздушных судах и спасании пассажиров и экипажа
- Характерные случаи аварийной ситуации
- 5. Тушение пожара авиатоплива разлитого под воздушным судном
- 6. Тушение пожара внутри фюзеляжа
- Минимально необходимые количества отс для тушения пожаров внутри фюзеляжа.
- Количество хладонов и комбинированных составов для тушения пожаров в отсеках вс, кг
- 7. Тушение пожара силовой установки
- 8. Тушение пожаров органов приземления (извлечение)
- 9. Дымоудаление и вентиляция в салонах и отсеках воздушных судов
- Варианты вентиляции и дымоудаления в салонах (отсеках) самолетов га.
- 10. Действия пожарно-спасательных расчетов при аварийной посадке воздушного судна
- Типы и минимальные размеры пенных полос, наносимых на впп
- Минимально необходимое количество воды и пенообразователя для нанесения пенных полос, м
- Производительность подачи пены (по раствору) при покрытии впп л/с
- Остаточная толщина пенного слоя за заданное время, %
- 11. Меры безопасности при тушении пожаров на воздушных судах
- 12. Рекомендации по подготовке и обучению личного состава пожарно-спасательных расч¨тов
- Оперативный план
- 2. Пожарная охрана аэропорта
- 3. Организация и порядок действий пожарной охраны аэропорта при тушении пожара
- Примерные схемы
- Тактико-технические характеристики аэродромной пожарной техники и средств
- Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей, рекомендованных для тушения пожаров на вс
- Тактико-технические характеристики устройства для покрытия впп пеной
- Тактико-технические характеристики пенообразователей, рекомендуемых для тушения пожаров на гражданских воздушных судах
- Тактико-технические характеристики порошка п-2ак
- Тактико-технические характеристики дыхательных
- Изолирующих аппаратов на сжатом воздухе,
- Рекомендованных для пожарно-спасательных
- Расчетов авиапредприятий га
- Тактико-технические и эксплуатационные характеристики передвижных огнетушителей, используемых на местах стоянок и технического обслуживания вс
- Технические характеристики учебно-тренировочного полигона в авиапредприятиях га.
- Рекомендации по выбору огнетушителей для мест стоянки и технического обслуживания воздушных судов.
- На местах стоянки вс