Лекция 9
Тема: Умственная отсталость
Умственная отсталость – в законодательстве – слабоумие.
Слабоумие – уменьшенная умственная отсталость врожденная или приобретенное слабоумие (деменсия).
Врожденная умственная отсталость вызывается: врожденными причинами, воздействием вредных факторов во время беременности, во время родов, причинами на первом году жизни.
Наследственные факторы: неправильный набор хромосом (состоят из ген – 23 пар, половые гены – 23) – зависит от набора родителей, способности соединять в пары и давать полноценный набор хромосом детям.
Самая распространенная болезнь – болезнь Дауна (болезнь лишней хромосомы).
Нормальный возраст для рождения – до 25 лет, старше – опасность хромосомных заболеваний.
Одни и те же хромосомы могут отличаться по набору аминокислот.
Хромосомные нарушения – определяют специфику строения лица и тела (Дауна – лицо лунообразное, специфика строения зубов и рта, слабая пигментация, тело со склонностью к полноте, отсутствием талии, не выраженные вторичные половые признаки, интеллектуальная неполноценность), синдром Морфана – большой рост, худощавые, удлиненные пальцы на руках и ногах, расстройство мышления в виде бреда и пороками развития сердечнососудистой системы.
Чем вызываются: при формировании организма к концу третьей недели беременности по признакам женщин. Из женского организма может развиться мужской при наличии мужской хромосомы (4-5 неделя закладываются железы внутренней секреции мужские). При влиянии факторов (вирусная инфекция, алкоголь, сигаретный дым, венерические инфекции, медикаменты, соли металлов)– задерживается развитие мужских желез внутренней секреции – женственный мужчина. Если д.б. женщина – подавление - мужчинистая женщина.
Алкоголь влияет на развитие плода – алкогольный синдром плода: определенное строение кожи и тела, специфическое строение лица (широкое лунообразное лицо с нормальными пигментами, запавшая переносица, широкая и короткая спинка носа).
Во время родов: перекармливание - тяжело рожать, при вынятии щипцами ребенка. Вакуумный метод. Кесорево сечения – при прохождении активируются нервные клетки в головном мозге, а тут он не проходит весь путь – это плохо, он может иметь особенности развития (их нужно компенсировать в первые минуты и часы развития – определенный массаж, словами, раздражителями, запахами).
При многоводии: плотное яйцо – большое количество жидкости, маленький ребенок – большая пуповина – возможность обворачивания вокруг шеи.
При родах в воду – большинство не выжило, остальные получили задержку умственного развития.
Родившись – ребенок начинает накапливать информацию – о себе, ощупывает себя, окружающих – формирует свое пространство безопасности.
Если в среднем больше 15 % времени ребенок проводит с животным – затормаживание в развитии. Исправить – до 5 лет.
Поражения на первом году жизни: задержка развития – врожденные пороки питания – невосприимчивасть молока – антитела в организме – тошнота, рвота. Резусы у родителей разные были. Инфекции – врожденный иммунитет на инфекции, которые они перенесли. Необходимо обучать бороться – это не аллергии. Ребенку передается набор ферментов, с помощью которых он может расщеплять материнское молоко. Черепно-мозговая травма – головка – самое большое и тяжелое что есть у ребенка, без костного образования только с костными пластинками. Как только ребенок потеряет равновесие – он всегда ударится головой. Удары - специфичны тем, что вызывают поражение нервных клеток на полюсах с двух сторон.
Задержка развития (врожденная умственная отсталость) замечается с первых дней: на запоминание информации, узнавание окружающей среды, управление внимания на окружающую среду и на длительность запоминания.
Основные признаки:
Человеку за один и тот же промежуток времени удается запомнить меньший объем информации чем здоровым человеком.
Чтобы запомнить один и тот же объем информации со здоровым человеком – нужно больше времени.
Человек удерживает информацию на меньший срок, на долго не запоминает.
Девочки как базовый организм развиваются быстрее – мальчики медленнее. В школе не справляются с программой, дублируют классы. Впоследствии вынуждены уходить в специализированные классы. Есть общеобразовательный минимум для детей. Специализированная школа занимается образованием 10 лет = 8 годам обычной школы.
Выраженность умственной отсталости определяется по объему запоминания информации - по словарному запасу, запасу математических знаний, возможность манипулировать различными математическими действиями. Высшие способности человеческого мозга, позволяющие выделять творческие начала – рассказ о фильмах. Способность творить – кодировать информацию – сам составить умозаключение. Элементарные способности – вычленять из предметов или объединять предметы по каким-то признакам. Абстрактное мышление – способность понимать переносный смысл – сказать так «да», что «нет» - они этого не понимают (светлая голова, золотые руки), переносный смысл пословиц не понимают, анекдоты не понимают.
По степени выраженности:
1. степень идиотии
2. степень имбицильности
3. олигофрении (дебильности)
ЗПР – задержка психического развития. М.б. обусловлена самими педагогами, информационным дефицитом (если есть все необходимые функции мышления – это не ЗПР).
12.03.2012
Лекция 10.
Группа приобретенного слабоумия – деменция, энцефалопатия (влияние на мозг) – могут быть временными и постоянными, зависит от причины, их вызвавшей:
интоксикация,
инфекционное поражение,
органическое поражение ЦНС.
Интоксикации и инфекции м.б. и временные и хронические.
Основной признак приобретенного слабоумия – наличие определенного запаса и навыков, которые человек накопил до момента болезненного влияния.
Удушение также может приводить к слабоумию – асфиксия. За счет этого отмирание клеток головного мозга или кратковременно нарушение работы – соответственно временное слабоумие или хроническое (декарпикация? – отсутствие коры головного мозга, возможно с сохранением базального отдела – тогда может передвигаться).
Процессы, которые могут привести к асфиксии:
- повешение
-утопление
При слабоумии может сохраняться способность пользоваться «предыдущими» знаниями при легких формах.
Инфекционные поражения – в остром воспалительном периоде с оставлением только искажения личности, но в целом сохранность наблюдается. Тяжелые инфекционные поражения – энцифалиты, менингоэнцифалиты – нарушение всей структуры головного мозга, очаг поражения во время заболевания и после заболевания.
Органическое поражение (структура ткани необратимо нарушается) – м.б. от инфекции, травмы во время родов, ЧМТ. Появляются афазии от гематом на головном мозге. «такое чевство очто кто-то мозг ложечкой взболтал»
Болезнь боксеров – деменция погилистика – поражаются лобные доли и затылочные доли. Выглядят заторможенными, слабая речь, потеря корректности поведения, упрощенный вариант реализации своих желаний, усиление простейших желаний (еда, секс). Определенные технологии нанесения ударов предполагают отсутствие внешних признаков нарушения головного мозга.
Твердая оболочка мозга – дурамата, мягкая под ней – моллемата (на ней сосуды – паутинная оболочка).
Органическое поражение вызывает очаговое слабоумие.
Нарушение циркуляции крови.
При потере эластичности – место для разрыва (трещина сосуда). Если в толщине головного мозга – смерть клеток мозга – инсульт. Всегда системная причина: кровоизлияния будут не только в головном мозге, но и в других органах. Причина – возрастные изменения в организме. В инвалюционный период (после 45 лет , на уже с 35 лет). Могут возникнуть атрофические процессы в головном мозге (например от отложения белков амилоидов в мозге – болезнь Альцгеймера; иногда замещается клетки головного мозга соединительной тканью – болезнь Пика). Предрасположенность передается по наследству.
Когда отмирают клетки головного мозга – человек не может вспомнить что-то. Признаки: расстройства памяти (нарастание социальной опасности), усиливаются инстинкты (организм теряет возможность запоминать что человек уже ел, поэтому они всегда утверждают что всегда впроголодь, способны поглощать огромное количество пищи; сексуальные реакции увеличиваются), детскость поведения при получении травмы в детстве при нормальном вроде развитии впоследствии, или за счет тотального атрофического процесса (старуха Шапокляк).
Человек не может усваивать новую информацию, не ориентируется в окружающем (может провоцироваться информационной нагрузкой – например, при перевозе старичков из деревни в город), никого не узнают – тогда старики собираются идти домой в деревню, их же «не кормят», когда уходят – теряются.
Первое время еще помнят окружающих – их обкрадывают, т.к. не помнят где это находятся – все держат на себе – всю одежду, все с собой носят. Т.к. считают, что все пропало – компенсируют мнимыми ценностями, которые находят на улице (гвозди, пакеты, бумажки), все из мусорки тянут в дом – семейная деменция (старческое слабоумие).
Иногда разводят огромное количество животных, за которыми не способны ухаживать. Память сдвигается в прошлое. Человек ведет себя в том временном отрезке, в котором помнит себя. При сдвигании в детский период – ведет себя как ребенок. Люди перестают себя узнавать в зеркале!!
Клеток в головном мозге становится меньше – поэтому отсутствует необходимость во сне, поэтому он сокращается и постепенно сон вообще пропадает. Могут присоединяться бредовые идеи бытового характера – в малозаметных фактах – жалобы о возвращении одежды, которая раньше была нормальная, о замене посуды, все появилось старое – а все было новое. Иногда они слышат запах отравляющего газа – заклеивают все возможные пути поступления газа. Иногда делают вылазки на чужую территорию – никто так просто не сдаться !!! – подбросить что-то в кастрюлю.
При начинающих расстройствах - невозможность критического восприятия окружающего – бред волшебства, колдовства и одержимости (наговор, сглаз). Особенно через близких и знакомых – пучок волос, кучка волоса, соседка с черными глазами. Меняется жизненный образ – становятся примитивными людьми.
Специфичная тематика бреда – колдовство, одержимость (в любых странах).
Начинает меняться волеизъявление. Необходимо собрать информацию что была соответствующая болезнь: ближний круг (о том, как построена речь человека, может ли он сам за собой ухаживать, стирать, заправлять постель, кто оплачивает коммуналку, кто выносит мусор, если нет – что не получается), дальний круг – куда ходит человек, сам ли, как заботится о своем здоровье, врач приходит на дом, лежал ли он в больницах – и как он туда добирался. Если у нотариуса – сам ли пришел, сам собрал документы на свою собственность.
Совершенное отсутствие информации - по заявлению родственников – признание недееспособным (но этот человек был в различных больницах и сам добирался до места назначения – доказал волеизъявление адвокат).
Т.к. решение вопроса о дееспособности в пожилом возрасте связано с нарушением памяти, узнавания = когнитивными способностями – это область судебных психологов (необходима комплексная психолого-психиатрическая экспертиза).
Вопросы эксперту
Было ли расстройство, как оно выражено, отдавал ли отчет своим действиям, необходимость в принудительном лечении, как воспринимает вопросы, понимает ли их значение в определенный промежуток времени??
Если сложная, впервые, симуляция – стационарная, если повторно – амбулаторная)
- Лекция 2.
- Лекция 3.
- 4 Группы нарушения психической деятельности в законодательстве.
- Лекция 4.
- Зависимость от алкоголя.
- Лекция 5.
- Тема: хронические расстройство психической деятельности, не исключающие вменяемость, в виде зависимости от психоактивных веществ.
- 2 Группы:
- Лекция 6
- Снотворные и седотивные препараты
- 2 Группы:
- Лекция 9