logo
Пожарная тактика / Terebnyev - Protivipozharnaya zashchita i tusheniye

Системы пожарной сигнализации

Станция сигнализации должна располагаться на ходовом мостике или в ЦПП.

Панели сигнализации должны указывать луч, в котором сработал автоматический или ручной извещатель. На каждой панели сигнализации или вблизи нее должна быть четкая информация об обслуживаемых помещениях и о расположении лучей. Одна из панелей должна быть расположена так, чтобы она всегда была легко доступна для ответственных членов экипажа при нахождении судна в море или в порту, кроме случаев, когда судно выведено из эксплуатации. Если станция сигнализации расположена в центральном пожарном посту, одна из панелей сигнализации должна находиться на ходовом мостике.

Панели управления на центральном посту управления должны иметь индикацию открытого или закрытого состояния противопожарных дверей, индикацию отключенного состояния или вывода из действия детекторов, устройств подачи сигналов тревоги и вентиляторов.

Система обнаружения пожара должна вызывать подачу звуковых и световых сигналов аварийно-предупредительной сигнализации, отличающихся от звуковых и световых сигналов любой другой системы, не указывающей на возникновение пожара, в достаточном количестве мест для того, чтобы они были услышаны и увидены на ходовом мостике, а также ответственным механиком. При отсутствии вахты на ходовом мостике звуковой сигнал должен подаваться к месту несения вахты ответственным членом экипажа.

Расположение извещателей сигнализации обнаружения пожара должно соответствовать следующим требованиям:

- если система обнаружения пожара не включает в себя средств дистанционного определения положения каждого автоматического извещателя в отдельности, то обычно не должно допускаться обслуживание каким-либо лучом более одной палубы в пределах жилых, служебных помещений и постов управления, за исключением луча, обслуживающего выгородку трапа, при этом число обслуживаемых одним лучом помещений не должно быть более 50. Если система обнаружения пожара позволяет дистанционно определять место возникновения пожара каждым отдельным автома­тическим извещателем, лучи могут обслуживать несколько палуб и любое число помещений;

- на пассажирских судах, если нет системы обнаружения пожара, способной дистанционно определять место возникновения пожара каждым отдельным автоматическим извещателем, один и тот же луч автоматических извещателей не должен обслуживать помещения, расположенные по обоим бортам судна или более чем на одной палубе, и не должен располагаться более чем в одной вертикальной зоне. Однако Регистр может разре­шить обслуживание одним лучом автоматических извещателей помещений на обоих бортах судна и более чем на одной палубе, если это не приведет к ослаблению противопожарной защиты судна. На пассажирских судах, оснащенных системой обнаружения пожара, способной дистанционно определять место возникновения пожара каждым отдельным автоматическим извещателем, один луч может обслуживать помещения на обоих бортах судна и на нескольких палубах, но не может располагаться более чем в одной главной верти­кальной зоне;

- не допускается установка на одном луче более 100 извещателей;

- не допускается подключать к лучу извеща­телей машинных помещений категории А извещатели постов управления, жилых и служебных помещений.

Автоматической сигнализацией обнаружения пожара должны быть оборудованы следующие суда:

- пассажирские;

- грузовые валовой вместимостью 500 и более;

- все суда, на которых в машинных помещениях категории А отсутствует постоянная вахта.

Автоматической сигнализацией обнаружения пожара должны быть оборудованы следующие помещения (кроме помещений, в которых полностью отсутствует горючая среда):

- все жилые и хозяйственные (кроме сангигиенических и провизионных кладовых);

- кладовые судовых запасов взрывчатых веществ, кладовые легковоспламеняющихся и горючих материалов, сварочные мастерские;

- посты управления (за исключением ЦПП, аккумуляторных и агрегатных);

- грузовые помещения на пассажирских судах, за исключением случаев, когда к удовлетворению Регистра доказано, что судно совершает настолько непродолжительные рейсы, что было бы нецелесообразным применять данное требование;

- грузовые помещения судов, перевозящих ненавалочные опасные грузы, включая суда валовой вместимостью менее 500;

- помещения специальной категории;

- закрытые и открытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки;

- закрытые грузовые помещения, приспособленные для перевозки автотранспорта с топливом в баках;

- коридоры, трапы и пути эвакуации в районе жилых помещений;

- помещение инсинераторов;

- пожароопасные зоны (такие, как места расположения или выгородки сепараторов, установок жидкого топлива и т.п.), не находящиеся под непрерывным наблюдением с места несения вахты в машинных помещениях категории А с постоянной вахтой.

Пассажирские суда, перевозящие более 36 пассажиров, должны быть оборудованы автомати­ческой спринклерной системой пожаротушения во всех служебных помещениях, на постах управления и в жилых помещениях, включая коридоры и трапы. Альтернативно посты управления, где вода может вызвать повреждения основного оборудования, могут быть оборудованы стационарной системой пожаротушения другого типа, одобренной Регистром. Должна быть установлена стационарная система сигнализации обнаружения дыма в общественных помещениях, на постах управления и в жилых помещениях, включая коридоры и выгородки трапов. Нет необходимости устанавли­вать дымодетекторы в ванных комнатах кают и камбузах. Помещения с малой пожароопасностью или помещения, не являющиеся пожароопасными, такие как пустые пространства, общественные туалеты и подобные им помещения, не требуется оборудовать автоматической спринклерной системой или стационарной системой обнаружения пожара.

В системах автоматической сигнализации обнаружения пожара могут применяться извещатели, срабатывающие под влиянием теплового или дымового эффекта либо действующие на других принципах. Световые извещатели могут применяться только в дополнение к дымовым или тепловым. Тепловые извещатели в помещениях с нормальной температурой воздуха должны срабатывать в интервале температур 54÷78°С, а в помещениях с высокой температурой воздуха, таких, как некоторые районы машинных помещений категории А, сушильные, камбузы, сауны и т.п. – в интервале 80÷100 °С при скорости повышения температуры во всех вышеуказанных помещениях не более 1 °С/мин.

Извещатели, устанавливаемые в дымоходах и воздуховодах котлов, должны срабатывать при температуре, превышающей максимальную ра­бочую температуру дымовых газов на 100 оС.

Тепловые извещатели должны надежно работать при температуре по крайней мере на 5 °С выше температуры настройки чувствительного элемента.

Дымовые извещатели устанавливаемые в ма­шинных помещениях категории А, должны срабатывал, при такой плотности дыма, при которой ослабление света достигает не более 50% на 1 м.

В машинных помещениях категории А могут также применяться извещатели, обнаруживающие очаг пожара по появлению пульсаций температуры (теплоимпульсные). Извещатели должны быть настроены на частоту пульсаций температуры от 1,9÷2,3 Гц и выше и срабатывать при превышении амплитуды на (2 + 0,5) °С независимо от температуры помещения.

Автоматические извещатели должны быть такого типа, чтобы после испытаний на срабатывание они возвращались в режим нормальной работы без замены каких-либо элементов.

Извещатели должны устанавливаться в каждом защищаемом помещении, ограниченном переборками, палубами и выгородками, в верхней части таким образом, чтобы обеспечивался беспрепятственный приток к ним продуктов сгорания.

Извещатели, установленные на подволоке, должны отстоять от переборок не менее чем на 0,5 м. Максимальные площади и расстояния для установки автоматических извещателей должны соответствовать табл.5.10

Таблица 5.10.

Извещатель

Максимальная площадь палубы обслуживаемая извещателем, м2

Максимальное расстояние между центрами, м

Максимальное расстояние от переборок, м

Тепловой

Дымовой

37

74

9

11

4,5

5,5

При защите машинных помещений теплоимпульсными извещателями максимальная пло­щадь палубы, обслуживаемая извещателем, должна составлять 50 м2, а расстояние между центрами – не более 6 м.

За исключением помещений с ограниченной высотой и там, где их использование является особенно оправданным, система обнаружения пожара с использованием только тепловых извещателей не допускается.

На судах извещатели ручной пожарной сигнализации должны быть установлены в следующих местах:

- в коридорах постов управления, жилых, слу­жебных и производственных помещений;

- в вестибюлях;

- в общественных помещениях площадью более 150 м2;

- в машинных помещениях категории А, а также в центральных постах управления;

- в производственных помещениях;

- в помещениях специальной категории;

- у выходов из жилых и машинных помещений в грузовые помещения для автотранспорта с топливом в баках.

Должна быть предусмотрена возможность включения сигнализации оповещения о пожаре из следующих помещений:

коридоров, имеющих входы в машинное помещение категории А;

рулевой рубки;

поста управления машинного помещения.

Сигнал предупреждения о пуске системы пожаротушения должен подаваться только в пределах того помещения, куда вводится огнетушащее вещество.

Включение сигнализации предупреждения должно быть сблокировано с местным и дистанцион­ным пуском системы независимо от того, откуда производится пуск. Сигнал предупреждения должен подаваться в защищаемое помещение с таким расчетом, чтобы люди могли покинуть помещение до момента ввода огнетушащего вещества и звучать в течение не менее 20 с.

Пожарные рукава должны отвечать следующим требованиям:

- у кранов, установленных в помещениях, иметь длину 10÷15 м; у кранов, установленных на открытых палубах судов шириной до 30 м, иметь длину 15÷20 м, на судах шириной более 30 м длина рукавов может быть до 25 м.

Все краны судов валовой вместимостью до 500 могут быть снабжены рукавами длиной 10÷15 м;

- должны быть изготовлены из износостойких материалов, в том числе неподдаю­щихся разрушению микроорганизмами (гниению);

- рукава в сборе со стволами должны разме­шаться у пожарных кранов или на видных местах на рукавных катушках или в кассетах. На открытых палубах судов они должны размещаться в вентилируемых шкафах или выгородках, защищающих от брызг. На шкафах и выгородках должна быть надпись «ПК», выполненная красной краской;

- на пассажирских судах, перевозящих более 36 пассажиров, в помещениях пожарные рукава должны быть постоянно присоединены к пожарным кранам.

- на судах валовой вместимостью 1000 и более число пожарных рукавов определяется из расчета одного на каждые 30 м длины судна и один запасной рукав, но не менее пяти рукавов на судно. В это число не входят любые рукава, требуемые для любого машинного или котельного отделений. Регистр может потребовать увеличения числа рукавов, чтобы обеспечить достаточное их число и доступность в любое время с учетом типа судна, и характера рейсов, совершаемых судном. Судно, перевозящее опасные грузы, кроме требуемых выше рукавов и стволов, должно обеспечиваться дополнительно тремя рукавами и стволами;

Ручные пожарные стволы должны иметь насадки с отверстиями диаметром 12, 16 и 19 мм или близкими к этим размерам.

В жилых и служебных помещениях нет необходимости применять насадки диаметром более 12 мм. На судах валовой вместимостью менее 150 допускается применение насадок с отверстием диаметром 10 мм. В машинных помещениях и на открытых палубах насадки должны обеспечивать максимальный расход воды через две струи от стационарного насоса наименьшей подачи при давлении у каждого крана не менее 0,3 МПа, однако нет необходимости применять насадки с отверстием диаметром более 19 мм.

Стволы должны быть комбинированными с запорным устройством.

Воздушно-пенные стволы для подачи пены низкой кратности от стационарных систем пенотушения должны отвечать следующим требованиям:

- на грузовых палубах нефтеналивных судов каж­дый ствол должен обеспечивать подачу пены не менее 4 м3/ мин на расстояние не менее 15 м;

- в судовых помещениях каждый ствол должен обеспечивать подачу пены не менее 2 м3 /мин.

Переносные огнетушители должны соответствовать следующим требованиям:

- в огнетушителях не должен применяться огнетушащий состав, который сам по себе или в предполагаемых условиях применения выделяет токсичные газы в опасном для человека количестве;

- огнетушители должны иметь предохранитель­ные устройства, предотвращающие недопустимое повышение давления в них;

- запасными зарядами должны обеспечиваться 100 % первых десяти огнетушителей и 50% оставшихся огнетушителей, способных к переза­рядке на судне. Не требуется иметь более 60 % запасных зарядов от общего числа огнетушителей. На судне должны быть инструкции по перезарядке;

- при наличии на судне неперезаряжаемых огнетушителей вместо запасных зарядов должны быть дополнительные переносные огнетушители той же самой вместимости, типа, объема огнетушащего вещества;

- огнетушители должны устанавливаться в специальных держателях-кронштейнах быстро-разъемного типа в легко обозримых местах таким образом, чтобы их работоспособность не ухудшалась из-за погодных условий, вибрации и иных внешних факторов.

Они должны размещаться на высоте не более 1,5 м от палубы и не ближе 1,5 м от источников тепла;

- вместимость переносных пенных огнетуши­телей должна быть не менее 9 и не более 13,5 л, а их общая масса в заряженном состоянии не должна превышать 23 кг;

- огнетушители с другим огнетушащим составом должны быть не менее эффективны, чем пенные вместимостью 9 л, а их габариты и масса не должны превышать соответствующие характерис­тики пенного огнетушителя вместимостью 13,5 л.

В углекислотных и порошковых огнетушителях должно быть не менее 5 кг огнетушащего вещества.

- в машинных помещениях расположение огнетушителей должно быть таким, чтобы от любой точки помещения до ближайшего огнетушителя расстояние не превышало 10 м;

- углекислотные огнетушители не должны размещаться в жилых помещениях. В постах управления и в иных помещениях, содержащих электрическое или электронное оборудование или средства, необходимые для безопасности судна, должны быть установлены огнетушители, заряженные огнетушащим веществом, которое не является электропроводным и не наносит вреда оборудованию и средствам;

Пенные огнетушители вместимостью не менее 45 и 135 л должны отвечать следующим требованиям:

- огнетушители должны размещаться внутри защищаемого помещения на штатных местах вблизи от выходов.

- вода, применяемая для зарядки огнетушителей, должна быть пресной;

- в воздух для воздушно-пенных огнетушителей должен находиться в баллоне, предназначенном исключительно для этого огнетушителя. Запас воздуха в баллоне должен превышать расчетное количество не менее чем на 25%. Воздушный баллон должен быть снабжен манометром;

- огнетушители должны быть снабжены рукавами, намотанными на вьюшки, и воздушно-пенными стволами или пеногенераторами. Для увеличения радиуса действия огнетушителей вместимостью 136 л допускается прокладывать стационарный трубопровод с присоединением к нему рукавов, при этом общая длина трубопровода и рукавов не должна превышать 30 м. Во всех случаях расположение огнетушителей, а также длина трубопровода и рукавов должны обеспечи­вать возможность подачи пены в любое место помещения.

Углекислотные и порошковые огнетушители с массой заряда не менее 16 и 45 кг должны отвечать следующим требованиям:

- углекислотные огнетушители не должны применяться в помещении такого объема, в котором при выпуске всего заряда может создаться концентрация углекислого газа более 5%;

- подача огнетушащего вещества должна производиться в любую часть защищаемого помещения по рукавам длиной 10÷15 м и, если необходимо, по трубопроводам;

- огнетушители должны размещаться в по­мещениях вблизи от выходов и быть защищены от механических повреждений.

Комплект снаряжения для пожарных должен состоять из следующих предметов:

- защитная одежда из материала, способного защитить кожу от тепла, излучаемого при пожаре, ожогов и ошпаривания; наружная поверхность должна быть водостойкой; брезентовые и поливинилхлоридные ткани в качестве наружного материала костюмов не допускаются;

- ботинки из резины или другого неэлектропроводного материала;

- жесткий шлем, обеспечивающий эффектив­ную защиту от удара;

- переносный безопасный ручной фонарь с минимальным временем горения 3 ч.

На судах, перевозящих опасные грузы, на нефтеналивных и прочих судах, где имеются грузовые помещения и пространства, в которых присутствует или может образовываться взрыво­опасная смесь с воздухом горючих газов, паров или пыли, должны быть предусмотрены взрывозащищенные фонари с уровнем и видом взрывозащиты.

- пожарный топор с ручкой из дерева твердых пород, если для ручки применен другой материал, он должен быть покрыт изоляцией, не проводящей электричество;

- дыхательного аппарата, состоящего:

из дымового шлема или дымовой маски в комплекте с соответствующим воздушным насосом и воздушным рукавом длиной, достаточной для того, чтобы добраться в любое место грузовых трюмов или машинных помещений через люк или дверь; при этом длина воздушного шланга не должна превышать 36 м, или автономного дыхательного аппарата, работающего на сжатом воздухе, должны содержать не менее 1200 л воздуха, или другого автономного дыхательного аппарата, способного действовать не менее 30 мин.

Для каждого дыхательного аппарата должен быть предусмотрен гибкий огнестойкий предохранительный трос длиной около 30 м.

Для каждого требуемого автономного дыхательного аппарата должны быть предусмотрены два комплекта запасных баллонов или запасных дыхательных аппаратов.

Пассажирские суда, перевозящие более 36 пассажиров, должны иметь два комплекта запасных баллонов или запасных дыхательных аппаратов к каждому требуемому аппарату.

На пассажирских судах в каждом месте должно храниться не менее двух полных комплектов и одного комплекта личного снаряжения. По меньшей мере два комплекта должны храниться в каждой главной вертикальной зоне.

_Аварийные дыхательные устройства должны работать на сжатом воздухе либо на кислороде, выделяемом при химической реакции в устройстве замкнутого цикла воздухообмена. Они не должны использоваться членами экипажа при борьбе с пожаром, для входа в пустоты или в танки с недостаточным количеством кислорода, аварийной партией по борьбе с пожаром. В вышеуказанных случаях должны использоваться автономные дыхательные аппараты.

Продолжительность работы аварийных дыхательных устройств должна быть не менее 10 мин.

Аварийное дыхательное устройство должно состоять из шлема или подобного изделия, полностью закрывающего лицо и имеющего прозрачное окошко для обзора. Шлем и его лицевая часть должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к воздействию пламени.

Конструктивно аварийное дыхательное устройство должно быть так спроектировано, чтобы исключить применение рук при ношении не используемого устройства.

Конструкция аварийных дыхательных устройств должна обеспечивать легкое и быстрое надевание.

На всех судах в машинных помещениях аварийные дыхательные устройства должны храниться в легко видимых и доступных местах на путях эвакуации и быть готовы к использованию в случае пожара. При выборе места хранения ава­рийных дыхательных устройств и их числа должно быть принято во внимание общее расположение машинного помещения и количество персонала, несущего вахту и работающего в помещении. В дополнение посты управления и мастерские в МО должны быть снабжены такими устройствами.