logo
НОКСОЛОГИЯ - учебник

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу транспортными средствами

Динамика выбросов вредных веществ в атмосферу от транспортного комплекса и стационарных источников представлена на рис. 2.22.

Отработавшие газы автомобиля содержат сотни токсич­ных компонентов, часть из которых относится к 1-3 клас­сам опасности. Промышленные предприятия и ТЭС также вносят значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха в развитых промзонах и в промышленных городах (до 50% и выше).

Во многих городах России (табл. 2.20) отмечено очень вы­сокое загрязнение атмосферного воздуха (ИЗА > 14). Уровень загрязнения в этих городах определяется концентрациями бенз(а)пирена, формальдегида, диоксида азота и взвешен­ных веществ, а так же фенола, сероуглерода, фторида водо­рода и аммиака.

Средние концентрации формальдегида и бенз(а)пирена в атмосфере этих городов России соответственно выше нор­мы в 2,6 и 2,8 раза, а по фенолу и диоксиду азота - близки к предельно допустимым концентрациям.

Большую озабоченность вызывает загрязнение атмо­сферного воздуха европейской территории России органическими соединениями (бенз(а)пирены и др.). Среднегодо­вые концентрации бенз(а)пирена в 2007 г. в этом регионе изменялись от 0,01 до 0,23 нг/м3, а максимальные концент­рации могли достигать 1 нг/м3, при нормативном значении, равном 0,15 нг/м3.

Рис. 2.22. Динамика валовых выбросов вредных веществ в атмосферу передвижными и стационарными объектами автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

Таблица 2.20