logo
ГОС экзамен (вопроы и ответы) к выдаче

30. Вопросы безопасности жизнидеятельности по Конституции Украины

Нормативно-правовая основа безопасности жизнедеятельности состоит из законов, норм, правил, постановлений и документов, имеющих силу законов, которые касаются вопросов защиты жизни и здоровья населения страны.

Конституция Украины (принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года).

"Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства" (Ст. 3).

"Обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы - катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа являются обязанностью государства" (Ст. 16).

"...Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина" (Ст. 102).

"Кабинет Министров Украины... обеспечивает проведение... политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования..." (Ст. 116, п. 3).

Закон Украины о гражданской обороне Украины, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, экологического и военного характера.

В 1999 г. разработана новая редакция, в которой указывается, что закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы деятельности системы гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, экологического и военного характера. Они включают органы управления, силы и методы, которые создаются для организации и обеспечения защиты населения и территорий, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также правовые основы международных обязательств Украины по вопросам техногенной безопасности и гражданской защиты населения. Закон определяет правовые основы защиты интересов физических и юридических лиц, органов исполнительной власти и местного самоуправления в случае применения средств поражения.

Закон Украины "Об охране труда" принят Верховным Советом Украины 14 октября 1992 года и введен в действие 24 октября 1992 года. Он определяет основные положения по реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, регулирует отношения между собственником предприятия, учреждения, организации и работником в вопросах безопасности, гигиены труда и производственной среды, устанавливает единый порядок организации охраны труда в Украине.

Законодательство об охране труда состоит из указанного Закона, Кодекса законов о труде Украины и иных нормативных актов.

В случае, когда международными договорами или соглашениями, в которых участвует Украина, установлены более высокие требования к охране труда, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины, то применяются правила международного договора или соглашения.

В 1991 г. Верховным Советом Украины был принят Закон об охране окружающей природной среды Украины. В 1992 г. на одном из заседаний Верховного Совета Украины он вновь был пересмотрен и дополнен. Новый закон предусматривает современные нормы регулирования таких вопросов, как охрана земли, контроль над использованием и ответственность при нарушении требований земельного законодательства, охраны и рационального использования недр, а также и ответственность за нарушения.

В статье 9 подчеркивается, что каждый гражданин Украины имеет право на безопасную для его жизни и здоровья окружающую среду.

В 1996 году была введена новая, дополняющая и уточняющая статья (ст. 70) об административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения и преступления, в которой указывается, что определение состава экологических правонарушений и преступлений, порядок привлечения виновных к административной и уголовной ответственности за их совершение устанавливается Кодексом Украины об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Украины.

Дополняет вышеуказанный Закон Постановление Верховного Совета Украины от 5 марта 1998 года №188/98-ВР, которое утвердило "Основные направления государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности". Этот документ разработан в соответствии со статьей 16 Конституции Украины, которой определено, что обеспечение экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы, сохранение генофонда украинского народа является обязанностью государства.

Нынешнюю экологическую ситуацию в Украине характеризуют как кризисную, которая сформировалась из-за пренебрежения законами развития и воспроизводства природно-ресурсного комплекса Украины. Эти и другие причины привели к деградации окружающей природной среды Украины, загрязнению поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха и земли, накоплению в них очень больших количеств вредных, высокотоксичных отходов производства. Такие процессы происходили десятилетиями и привели к резкому ухудшению состояния здоровья людей, снижению рождаемости и увеличению смертности, а это угрожает вымиранием и биолого-генетической деградацией народа Украины. Одной из основных задач государства является сохранение здорового потомства.

20 июля 1996 года было принято Постановление Кабинета Министров Украины №767 о реализации Конвенции ООН о правах детей, Всемирной декларации обеспечения выживания, защиты и развития детей, Национальной программы "Дети Украины" и подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии детей в Украине.

Важным документом является также Постановление Кабинета Министров Украины от 20 марта 1998 г. №348 "Комплексные мероприятия по реализации государственной молодежной политики в Украине ("Молодежь Украины"). Одним из главных направлений этого документа является создание благоприятных условий для жизненного самоопределения и самореализации молодых граждан, поддержка и защита молодежи.

По индексу человеческого развития, который зависит также от травматизма людей, Украина занимает место в конце первой сотни стран мира. Кабинет Министров своими постановлениями утвердил Положение о расследовании и учете несчастных случаев непроизводственного характера (№421 от 5 мая 1997 г.).

Правовую основу организации работ составляют законы Украины "О дорожном движении", "О пожарной безопасности", Постановление Кабинета Министров Украины от 2 ноября 1996 г. №1345 об улучшении состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, пересмотрены Водный кодекс Украины, Лесной кодекс Украины, кодекс Украины о недрах.

Нормативно-правовая основа безопасности жизнедеятельности в Украине только формируется. Приобретение Украиной самостоятельности помогло сделать значительный шаг в этом направлении. Однако требуется совершенствование в вопросе предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, информированности и подготовки населения к правильному реагированию на развитие чрезвычайных ситуаций, подготовки специалистов по БЖД и др.

Нормативно-техническая документация - это документация по охране окружающей среды и системы управления БЖД. Документация по охране окружающей среды включает санитарные нормы и правила по строительной, архитектурной, жилищной политике Украины, систему стандартов "Охраны природы", инструкции и др.

Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).

Система управления БЖДЧ в Украине строится на следующих трех уровнях: государственном, социальном, индивидуальном. Схема структуры управления БЖД в Украине указана на рисунке

Рисунок . Схема структуры управления БЖДЧ в Украине.

На государственном уровне система управления БЖД формируется на уровне комиссий Верховного Совета Украины и органов при Президенте Украины. Они действуют через местные органы власти. Исполнительные функции выполняет Кабинет Министров Украины и министерства. Основная роль управления в этой схеме принадлежит Президенту Украины как гаранту безопасности государства в соответствии с Конституцией Украины, координирующая функция - Национальному Совету, а исполнительная - Кабинету Министров, конкретно министерствам, в том числе Министерству Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и в делах защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, Министерству охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины и др.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Украины от 5 марта 1998 года №188/98-ВР, разработаны программы на национальном, региональном и местных уровнях, которые позволяют создать систему взаимосвязанных органов исполнительной власти. Они принимают участие в решении вопросов предупреждения аварий, их последствий; планирования техногенно-экологической безопасности; обязательного экологического страхования в Украине и многое другое.

На социальном уровне вопросами БЖДЧ занимаются местные правовые и исполнительные органы власти, милиция, государственные учебные заведения, руководители предприятий, общественные организации.

На индивидуальном уровне решение вопросов БЖДЧ определяется знанием и опытом самого индивидуума. Поступки человека и его действия во многом будут определяться состоянием здоровья, психикой.

Формировать систему управления БЖДЧ необходимо с индивидуального уровня, начиная с генетически заложенной программы, даже на подсознательном уровне, развивая и обучая человека с детства.

Приоритетным направлением подготовки считается предупреждение несчастных случаев путем формирования правильной социальной позиции личности в отношении безопасности, мотивации ее на безопасное поведение повседневно, на производстве, в других сферах существования.

Таким образом, защищенность личности рассматривается как результат взаимосогласованных действий государственных структур поддержания безопасности человека и системы просвещения.