logo
УЧЕБНИК Пожарная техника

Пожарный центробежный насос высокого давления пцнв-20/200

Центробежный насос выполнен трехступенчатым с осевым подводом и проходным валом. В качестве отводящих устройств на первых двух ступенях использованы направляющие аппараты с переводными каналами. Они выполнены в крышках направляющих аппаратов.

Внутри корпуса насоса установлен ротор, в состав которого входит вал 1 и три рабочих колеса 2 (рис.2.34). Уплотнения рабочих колес, межступенчатые и концевые уплотнения – торцового типа. Элементы уплотнений выполнены из силицированного графита.

Разгрузка ротора от осевой силы обеспечивается наличием у рабочих колес задних уплотнений и разгрузочных отверстий.

Для слива воды из полости насоса на его корпусе установлен сливной кран, а в нижней части крышек направляющих аппаратов размещены обратные клапаны. Они открываются при сливе воды и закрываются при работе насоса. Устройство сливного крана показано на рис.2.35.

Напорный коллектор установлен на корпусе насоса и включает в себя обратный падающий клапан, вентиль для заполнения цистерны такого же типа как на ПЦНН-40/100 и два шаровых крана с выходными патрубками.

Напорные шаровые краны насоса – левый и правый – объединены с червячными редукторами, идентичны по конструкции и отличаются только вариантом сборки. Устройство шарового крана показано на рис.2.36. В корпусе 1 крана помещен шар 2 с отверстием. Шар уплотнен фторопластовыми кольцами 3. Поджатие их производится резиновыми кольцами 5. В вертикальной плоскости кран уплотняется резиновыми кольцами 4. На оси 8 крана закреплен сектор 7 червячного колеса. Он приводится в движение маховичком (на чертеже не показан) червяка 6. Для слива воды из полостей уплотнения предусмотрены сливные краники по типу, представленному на рис.2.35.

Приборная панель крепится на крышке насоса над пеносмесителем. На ней установлены мановакуумметр, тахометр, показывающий частоту вращения вала насоса и время наработки, а также манометр. На ней установлены также четыре индикатора на контрольные значения давления

-0,6; -0,75; 7,5 и 30 кгс/см2, управляемые моновакуумметром и насосом.

На панели имеется индикатор нулевой подачи, вилка разъема для подключения насоса к системе электропитания пожарного автомобиля, а также тумблер для включения и переключения напряжения питания насоса и ручка сброса контрольной наработки. На ней предусмотрены гнезда для установки приборов контроля давления масла и температуры охлаждающей жидкости двигателя, приборов контроля уровня воды в цистерне и уровня пенообразователя в пенобаке, а также гнезда для установки выключателя освещения насосного отсека, выключателя прожектора и привода насоса.

Порядок включения насоса. Перед началом работы все краны должны быть закрытыми, а вакуумный насос отключен. Подача воды с подпором (из цистерны, гидранта, от другой автоцистерны) осуществляют в такой последовательности. Собирают рукавные линии и органами управления цистерны подают воду в насос. Затем включают привод насоса и плавно открывают напорные краны. Регулируя частоту вращения вала двигателя, устанавливают давление на входе в пределах от минус 0,08 до 0,6 МПа, а на выходе – не более 3,5 МПа.

Подача воды с открытого водоема производится с предварительным включением напорных кранов или напорного вентиля подачи воды в цистерну. Вакуумный насос включают вручную и открывают вакуумный кран. Включая привод насоса, одновременно автоматически включится вакуумная система. При частоте вращения вала насоса в пределах 2500…2900 об/мин достигается избыточное давление в насосе 1,2 МПа, при котором автоматически отключится вакуумный насос.

Регулируя частоту вращения вала двигателя, устанавливают необходимое давление на выходе из насоса 1,2…3,5 МПа.

При необходимости снизить давление до уровня менее 1,2 МПа следует предварительно вручную отключить вакуумную систему и закрыть вакуумный кран.

По окончании работы сливают воду из насоса, открыв все краны. В зимний период следует включить насос и поработать им без воды 10…20 с для удаления влаги из полости насоса, включая при этом на 3…5 с вакуумный насос. После этого закрывают все краны и ставят заглушки на патрубки.

Для обеспечения безопасной работы насоса следует:

Система подачи пены включает пеносмеситель, клапан пеносмесителя.

Клапан пеносмесителя (рис.2.37) предназначен для предотвращения и перерасхода пенообразователя при работе автоматической вакуумной системы и при неработающем насосе. Это может быть, когда при включенном дозаторе происходит слив напора, и автоматически включается вакуумная система или в случае, когда останавливает насос, не закрыв предварительно кран подачи пенообразователя из пенобака в насос.

Функционально клапан пеносмесителя включает в себя отсекатель магистрали «пенобак-пеносмеситель», управляемый давлением напорной полости центробежного насоса и обратный клапан 7 лепесткового типа.

При работе центробежного насоса давлением из гидрокамеры вакуумной системы в полости В деформируется диафрагма 2. Вследствие этого будут разобщены полости А и Б. При включенном кране дозатора пенообразователь, преодолевая сопротивление лепесткового клапана 7, будет поступать в пеносмеситель.

Клапан пеносмесителя и пеносмеситель закреплены на коллекторе насоса.

Принципиальная схема системы подачи пенообразователя и пеносмесителя показаны на рис.2.38.

Устройство пеносмесителя принципиально не отличается от пеносмесителя ПС-5. Однако его дозатор 5 имеет три положения: «0» – закрыт, 1 и 2 – на один или два пеногенератора. Кроме этого, на пеносмесителе имеется сливной кран 6 пробкового типа (рис.2.35) для сообщения полости насоса с атмосферой при сливе воды. Особенностью является также то, что к пеносмесителю подключена магистраль вакуумной системы с вакуумным краном 9 шарового типа (см.рис. 2.27).

Подача водного раствора пенообразователя к пеногенераторам производят в такой последовательности. Органами пожарного автомобиля подать ПО из пенобака в насос, перевести рукоятку крана пеносмесителя в положение «ОТК», установить давление на выходе из насоса от 1 до 2 МПа, плавно открыть напорные краны и установить дозатор в требуемое положение.

После окончания работы органами управления пожарного автомобиля следует перекрыть поступление ПО в насос и уменьшить подачу насоса до 0,2…1,0 л/с и произвести промывку дозатора и насоса. Для этого следует переключить магистраль пенообразователя на подсос воды из посторонней емкости и установить рукоятку дозатора в положение «2». В этом положении необходимо поработать 3…5 мин при давлении на выходе из насоса от 1 до 2 МПа. В процессе промывки необходимо несколько раз повернуть рукоятку крана пеносмесителя из положения «ОТК» в положение «ЗАКР» и обратно. Следует также поворачивать рукоятку дозатора.