Предисловие
Стремление человека защищать свою жизнь является его естественной жизненной потребностью. К сожалению, окружающий мир довольно часто оказывает на человека негативное влияние, которое отрицательно сказывается на здоровье и продолжительность жизни. Естественной реакцией на негативные воздействия является постоянная забота о защите себя и окружающей среды от опасностей.
С 2008 г. в мире бушует экономический кризис, негативно влияющий на благополучие населения практически всех стран. В России кризис экономический наложился на глубокий и длительный демографический кризис. Начиная с 1992 г. по настоящее время в нашей стране наблюдается уменьшение численности населения. Только за последние 10 лет Россия потеряла до 25 млн. человек, из которых около 3,5 млн. человек погибли от внешних причин, т.е. от причин, вызванных не болезнями, а различными внешними воздействиями - умышленными (убийства и самоубийства) или неумышленными (всякого рода несчастные случаи, отравления и т.п.). Особую тревогу вызывают показатели принудительной смертности мужчин трудоспособного, а, следовательно, и репродуктивного (фертильного) возраста.
Общеизвестно, что продолжительность жизни людей во многом зависит от удовлетворения их естественных потребностей, качества среды обитания, условий труда и отдыха, качества медицинского обслуживания. Сложившаяся демографическая ситуация определяется экономическими показателями уровня жизни россиян и условиями их существования. В начале XXI в. показатель внутреннего валового продукта в расчете на одного жителя страны в США в шесть раз превышает аналогичный показатель в России. Средняя продолжительность жизни (СПЖ) мужчин в России составляет около 60 лет (в Японии - 78 лет, в США - 74 года).
Важную роль в сокращении СПЖ играют опасности. Именно поэтому так много внимания уделяется защите от опасностей: борьбе с пожарами, соблюдению правил техники безопасности на производстве, снижению числа дорожно-транспортных происшествий и т.п. С этой целью регламентируются, прежде всего, безопасные приемы деятельности человека и применяются различные виды защиты.
Во второй половине XX в. была активизирована природо-защитная деятельность с целью охраны атмосферного воздуха, водоемов и земельных угодий от загрязнений. Тем не менее, на сегодня проблема загрязнения природной среды достигает своего апогея, особенно в мегаполисах и на примыкающих к ним территориях. Защита от выбросов автотранспорта, ТЭС, промышленных объектов и объектов ЖКХ, ликвидация и захоронение твердых отходов - главные природоохранные задачи.
В конце XX в. возникли такие понятия, как ЗОЖ - здоровый образ жизни, БЖД - безопасность жизнедеятельности человека и ЗОС - защита окружающей среды. В этот же период со всей очевидностью стало ясно, что реализации только защитных мероприятий явно недостаточно для обеспечения безопасности человека. Необходим превентивный анализ всех принимаемых техногенных решений с целью обнаружения возможных опасных проявлений, требуется применение научно обоснованных требований к созданию малоопасных технологий, машин и производств, установление современных норм и правил для обеспечения безопасности зон труда и отдыха, нормативов возможного допустимого воздействия техносферы на человека и на окружающую среду. Одновременно имеется потребность в массовом внедрении в общество культуры безопасности, основанной на получении каждым человеком знаний о происхождении и принципах появления опасностей; знаний о современном мире опасностей и защите от него.
Таким образом, объективно возникла необходимость активного развития человеко- и природозащитной деятельности на научной основе путем создания науки об опасностях окружающего материального мира - ноксологии, а также подготовки инженерно-технических и научных кадров - носителей соответствующих знаний.
Ноксология изучает происхождение и совокупное действие опасностей, описывает зоны и показатели их влияния на материальный мир, оценивает ущерб, наносимый опасностями человеку и природе. В задачи ноксологии входит также изучение принципов минимизации опасностей в источниках и основ защиты от них в пределах опасных зон.
Дисциплина «Ноксология» отражает и систематизирует научно-практические достижения в области человеко- и природозащитной деятельности, основывается на теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых. Известные знания о безопасности жизнедеятельности и защите природы объединены в рамках этого учения далеко не случайно. Они имеют одну понятийную основу и неразрывно связаны с понятием «опасность». Кроме того, они имеют общее реальное содержание, обусловленное общностью источников опасностей, действующих, как правило, одновременно на человека, общество и природу, а также значительную общность средств защиты.
Дисциплина «Ноксология» относится к математическому и естественнонаучному циклу и обеспечивает понимание и логическую взаимосвязь систем «человек - техносфера - природа» на уровне их негативного взаимодействия.
Цель дисциплины: формирование у студентов базовой профессиональной ноксологической компетентности (в части знаний теоретических основ мира опасностей и принципов обеспечения безопасности, готовности к реализации этих знаний в процессе жизнедеятельности, осознании приоритетов задач по сохранению жизни и здоровья человека, значимости дальнейшей профессиональной деятельности), выступающей результатом заявленных в ФГОС ВПО общекультурных и профессиональных компетенций (организационно-управленческих и экспертных, надзорных и инспекционно-аудиторских) по направлению 280700 «Техносферная безопасность» (квалификация/степень - бакалавр).
Задачи дисциплины: дать представление об опасностях современного мира и их негативном влиянии на человека и природу; сформировать критерии и методы оценки опасностей; описать источники и зоны влияния опасностей; дать базисные основы для анализа источников опасности и представления о путях и способах защиты человека и природы от опасностей.
Дисциплина призвана подготовить студентов к решению следующих профессиональных задач:
проектно-конструкторская: идентификация источников опасностей на предприятии, определение уровней опасностей;
организационно-управленческая: участие в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях;
научно-исследовательская: анализ опасностей техносферы, участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты.
Место дисциплины. Дисциплина «Ноксология» базируется на изучении дисциплины математического и естественнонаучного цикла «Экология». Перед изучением дисциплины «Ноксология» студент должен:
знать: факторы, определяющие устойчивость биосферы; основы взаимодействия живых организмов с окружающей средой; естественные процессы, протекающие в атмосфере, гидросфере, литосфере; характеристики антропогенного воздействия на природу, принципы рационального природопользования;
уметь: осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины у студента должна быть заложены мотивационные, теоретические и деятельностные основы базовой профессионально-ориентированной ноксологической компетентности как интегральной характеристики личности высших профессиональных кадров в области обеспечения техносферной безопасности.
Мотивационный (ценностный) критерий ноксологической компетентности студентов выражается в:
сформированности профессионального мотива, заключающегося в убежденности значимости дальнейшей профессиональной деятельности в области защиты объекта от опасностей и создания безопасной среды обитания для человека;
понимании необходимости обеспечения безопасности на всех уровнях, превентивности вопросов безопасности, осознании ценности человеческой жизни;
сформированности положительного отношения к предмету.
Когнитивный критерий ноксологической компетентности студентов определяется:
объемом, полнотой, устойчивостью, системностью знаний в области теоретических основ опасностей и теоретических основ обеспечения безопасности;
качеством знаний в области теоретических основ опасностей и теоретических основ обеспечения безопасности, при этом в понятие качества включается глубина, точность (четкость), освоенность, прочность, результативность;
• сформированностью познавательной активности учащихся.
Деятельностный критерий ноксологической компетентности студентов включает следующие показатели:
готовность к практическому применению полученных знаний в области теоретических основ опасностей и теоретических основ обеспечения безопасности в учебной и профессиональной деятельности, при этом учитываются направленность, динамичность и действенность применения;
готовность, способность к самостоятельному решению поставленных профессиональных и жизненных задач;
творческий подход при решении поставленных профессиональных и жизненных задач.
Структура и содержание дисциплины. Общая трудоемкость курса ноксологии составляет две зачетные единицы - 51 час. Для повышения мобильности студентов в рамках направления «Техносферная безопасность» дисциплина должна реализовываться в рамках первого года обучения. Разделы дисциплины, их понедельное распределение, предлагаемые виды учебной работы и формы контроля приведены в табл. 1.
В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать и другие виды учебных занятий. Тематическое содержание разделов и трудоемкость отдельных тем представлены в табл. 2.
Основой предлагаемого учебника по дисциплине «Ноксология» послужил курс по дисциплине «Введение в специальность», прочитанный авторами студентам I курса, обучавшимся в МГТУ им. Н. Э. Баумана в 1995-2010 гг. на специальностях:
320700 (280201.65) «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»;
330100 (280101.65) «Безопасность жизнедеятельности в техносфере».
Важно отметить, что изучение студентами новой дисциплины осуществлялось во втором семестре первого года обучения, после сдачи зачета по дисциплине «Экология» и предваряло их знакомство с научно-практическими знаниями, умениями, навыками, излагаемыми в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», обычно изучаемой в четвертом - пятом семестрах учебной программы. Авторы учебника с интересом и благодарностью примут все замечания и пожелания.
Таблица 1
- Ноксология учебник для вуЗов с.В.Белов, е.Н.Симакова Оглавление
- Принятые сокращения
- Предисловие
- Разделы дисциплины, их понедельное распределение, предлагаемые виды учебной работы и формы контроля
- Тематическое содержание разделов и трудоемкость отдельных тем*
- Эволюция опасностей, возникновение научного направления – ноксология
- Изменения в хозяйственной и природной сферах в XX в.
- Системы безопасности
- Контрольные вопросы
- Глава 1 теоретические основы ноксологии
- Принципы и понятия ноксологии
- Опасность, условия ее возникновения и реализации
- Закон толерантности. Опасные и чрезвычайно опасные воздействия
- Качественная классификация (таксономия) опасностей
- Классификация опасностей
- Паспорт опасности грозового разряда в атмосфере
- Паспорт опасности сброса жидких отходов гальванического цеха (участка)
- Паспорт опасности лэп
- Количественная оценка и нормирование опасностей
- Допустимые величины показателей микроклимата на рабочих местах производственных помещений по СанПиН 2.2.4.548-96
- Нормы освещенности для жилых помещений по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 (извлечение)
- Пдк некоторых химических веществ
- Разновидности пдкп в зависимости от пути миграции химических веществ в сопредельные среды
- Обобщенные показатели и содержание вредных химических
- Допустимые уровни звукового давления, уровни звука и эквивалентные уровни звука на рабочих местах
- По гост 12.1.003-83 с дополнениями 1989 г. (извлечение)
- Гигиенические нормы вибраций по сн 2.2.4/2.1.8.566—96 (извлечение)
- Характерные значения индивидуального риска гибели людей от естественных и техногенных факторов
- 1.6. Идентификация опасностей техногенных источников
- Удельные выделения загрязняющих веществ (кг/т) при плавке чугуна в открытых чугунолитейных вагранках и электродуговых печах
- Концентрации токсичных веществ на автомагистралях, мг/м3
- Уровни звука, создаваемые средствами транспорта
- Расчетные расстояния при хранении предельно допустимых количеств веществ на опо
- Радиусы зон поражения
- 1.7. Поле опасностей
- Контрольные вопросы
- Глава 2 современная ноксосфера
- 2.1. Взаимодействие человека с окружающей средой
- Количество теплоты, выделяющейся в теле человека при различных физических нагрузках и температуре
- Количество пота, выделяемого телом человека при различных физических нагрузках и температуре воздуха в помещении, г/ч
- Характеристика органов чувств по скорости передачи информации
- 2.2. Повседневные естественные опасности
- 2.3. Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности
- 2.4. Техногенные опасности
- Токсикологическая классификация вредных веществ
- Классификация производственных вредных веществ по степени опасности
- Влияние шума на работающих
- Показатели звукового поля некоторых источников шума
- Классификация неионизирующих техногенных излучений
- Применение электромагнитных полей и излучений
- Биологические эффекты, возникающие при облучении кожи лазером
- Опасности, возникающие при эксплуатации лазерных установок, и источники их возникновения
- Численность организаций и персонала, работающих с источниками излучений
- Средние значения годовой дозы облучения от некоторых техногенных источников излучения
- Дозовые пороги возникновения некоторых детерминированных эффектов облучения человека
- Дозы, вызывающие острые лучевые поражения человека
- Латентный период проявления раковых заболеваний после облучения
- Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу транспортными средствами
- Список городов России с наибольшим уровнем загрязнения воздуха
- Сброс загрязняющих веществ со сточными водами, тыс. Т
- Города и поселки Российской Федерации с различной категорией опасности загрязнения почв комплексом металлов
- Источники и вещества, загрязняющие почву
- Основные параметры отечественных ядерных реакторов
- Основные причины аварий на аэс
- Сравнительные характеристики негативного воздействия ядерных взрывов и аварии на чаэс
- Основные характеристики ахов
- Значения критической плотности теплового потока, Вт/м2
- Основные параметры взрыва аэрозолей
- Давления ударной волной, вызывающие поражения человека
- 2.5. Чрезвычайные опасности стихийных явлений
- Характеристика землетрясений
- Шкала для визуальной оценки силы ветра
- Контрольные вопросы
- Глава 3 защита от опасностей
- Понятие «безопасность объекта защиты»
- Основные направления достижения техносферной безопасности
- Опасные зоны и варианты защиты от опасностей
- Нормативные и расчетные размеры сзз по фактору вредных выбросов и шуму, не менее, м
- Техника и тактика защиты от опасностей
- Этапы развития стратегий по обращению с отходами
- Санитарно-защитные зоны
- Нормы токсичности выбросов с ог двигателей (дизелей)
- Эффективность использования нейтрализаторов в автомобилях
- Свойства топлив, используемых в автомобильных двигателях
- Эффективность использования вторичного сырья
- Относительные затраты на различные технологии обезвреживания тбо, разы
- Размеры сзз и расстояния от границы населенных пунктов до высоковольтных лэп
- Классификация жидких и твердых радиоактивных отходов
- Допустимые уровни радиоактивного загрязнения поверхности контейнеров и транспортных средств, частиц/см2 в мин
- Воздействие фотохимических оксидантов (о3 и др.) на человека и растительность
- Ядерные взрывы, произведенные в ссср и сша
- Минимизация антропогенно-техногенных опасностей
- Контрольные вопросы
- Глава 4 мониторинг опасностей
- Системы мониторинга
- Оценка напряженности труда работников административно-управленческого аппарата
- Контрольные вопросы
- Глава 5 оценка ущерба от реализованных опасностей
- Показатели негативного влияния опасностей
- Продолжительность жизни людей в пенсионном возрасте
- Соотношения между ввп и спж
- Снижение ввп в России
- Потери от опасностей в быту, на производстве и в селитебных зонах
- Производственный травматизм в России
- Доля работников, подвергавшихся воздействию
- Классы условий труда в зависимости от содержания в воздухе рабочей зоны вредных веществ (превышение пдк, раз)
- Шкала ущерба здоровью по показателю тяжести трудового процесса (сокращение спж)
- Отдельные случаи чрезмерно высоких загрязнений компонентов биосферы и их последствия
- Влияние состава атмосферного воздуха на здоровье людей
- Влияние промышленности на здоровье человека
- Потери от чрезвычайных опасностей
- Виды и итоги чс, происшедших на территории Российской Федерации, в 2006 г.
- Смертность населения от внешних причин
- Статистические данные о гибели населения России от внешних причин
- Средний возраст смерти от различных причин
- Некоторые сравнительные данные медицинской статистики сша и России
- Динамика производства алкогольной продукции в России
- Заболеваемость населения алкоголизмом и алкогольными психозами
- Возраст начала курения
- Контрольные вопросы
- Глава 6 перспективы развития человеко-и прир0д03ащитн0й деятельности
- Демографическое состояние России и пути его улучшения
- Меры по устранению причин смерти
- «Эра здоровой и продолжительной жизни»
- Стратегия устойчивого развития
- Контрольные вопросы
- Превышение предельно допустимых концентраций (пдк) вредных веществ
- Определение скрытого ущерба здоровью на основании
- Скрытый ущерб здоровью по вредным факторам
- Коэффициенты частоты травматизма (Кч)
- Варианты заданий
- Практическое занятие № 2 Расчет спж населения, проживающего на территории, загрязненной радионуклидами
- Порядок расчета
- Глоссарий
- Приложение 1
- Международные организации,
- Осуществляющие человеко-
- И прир0д03ащитную деятельность
- Приложение 2