Глава I.
Экологический кризис.
До появления человека и его деятельного отношения к природе в живом мире господствовали взаимная гармоничная зависимость и связанность, можно сказать, что существовала экологическая гармония. С появлением человека начинается процесс нарушения экологической гармонии, гармонического равновесия. Этот процесс начался 40 тысяч лет назад, когда предок человека приобрел способность мыслить, начал делать орудие труда, пользоваться знаниями, рисовать и в своей деятельности производить средства для жизни. Но, осваивая природу в процессе трудовой деятельности, человек не учитывал необходимости уважения закономерностей, господствующих в биосфере и своей деятельностью нарушал уравновешенность условий и влияний в природной среде. Из-за малочисленности человеческих популяций в ранние исторические эпохи негативное отношение к природе еще не приводило к многочисленным нарушениям в природной среде. Люди покидали места, где они испортили природную среду, заселяли новые, а на старых местах происходило быстрое восстановление природы. Между тем, с развитием производственных сил, которые позволяют осваивать природу с большим размахом и увеличением числа жителей на Земле деградация природной среды достигает небывалого опасного для самого существования людей размера, так, что вполне оправдано говорится об экологическом кризисе, который может перерасти в экологическую катастрофу.
Экологические проблемы, которые выражаются в нарушении уравновешенности условий и влияний в экологической среде человека, возникли как следствие эксплуататорского отношения человека к природе, стремительного роста технологии, размаха индустриализации и роста населения. Выработка природных ресурсов настолько велика, что встал вопрос об их использовании в будущем. Загрязнение природной среды выражается в увеличивающемся смоге, мертвых озерах, воде, которую нельзя пить, смертоносной радиации и вымирании биологических видов. Воздействие человека на земные экосистемы, которые в своей совокупности, взаимосвязи и взаимозависимости образуют экосистему Земли как планеты, вызывает изменения в комплексной системе человеческой среды. А негативное последствие этого воздействие выражается как угроза экологических условий целостному существованию людей, угроза экологических условий целостному существованию людей, угроза здоровью через воздух, воду и пищу, которые загрязнены веществами, произведенными человеком.
Природные ресурсы делятся на две группы: возобновляемые и невозобновляемые. К группе возобновляемых ресурсов относятся лесные массивы, растительный и животный мир и т.д. осваивая и изменяя природу, человек может бесконтрольным уничтожением возобновляемых ресурсов вызвать нарушение экологического равновесия, чьи последствия могут быть губительны для человека. Невозобновляемые природные ресурсы – это те, количество которых ограничено и которые не могут восстанавливаться. К ограниченным природным ресурсам относятся запасы топлива и месторождения железа. И хотя нет согласия в вопросе количества невозобновляемых ресурсов и о стране, когда некоторые из них будут израсходованы, все равно остается фактом, что рано или поздно они будут израсходованы, и с этим в планировании будущего нужно считаться. В данном контексте особо ставиться вопрос энергетического кризиса и появляется необходимость замены энергетических ресурсов, возникших в результате природных процессов в геологическом прошлом, т.е. угля и нефти, поворотом к использованию солнечной энергии.
Загрязнение природной среды производят количественные и качественные загрязнители. Количественные загрязнители – вещества, которые человек не создает, они существуют в природе, но человек освобождает большое количество их, и это приводит к нарушению экологического равновесия. Качественные загрязнители – вещества, производимые человеком, - синтетические вещества. Они отрицательно влияют на живые существа и на человека, т.к. против них человеческий организм не имеет возможности защищаться. Между тем, человек может воздействовать на количество квантитативных загрязнителей в основном тремя способами: нарушением цикла обмена веществ при освобождении большого числа субстанций, рассматриваемой как нейтральная, но которая сильно нарушает установленное природное равновесие; выпусканием ограниченного количества вещества на небольшой поверхности, которая в природе находится в естественном положении, что может на этом пространстве привести к нежелательным катастрофическим последствиям, добавлением опасного вещества даже на месте его природной концентрации.
Деградация природной среды зависит как от количества и концентрации населения, так и от объема производства и потребления. В современном обществе все эти факторы действовали таким образом, что среда человека оказалась сильно загрязненной. Люди за последнее столетие допустили слишком большое увеличение производства и распространение отходов, субпродуктов и химикалий. Загрязнение сильно вредит жизни на нашей планете, самого человечества. Мы загрязняем воздух и воду, живем в таком шуме и пыли, которые ни одно животное терпеть не будет.
Нарушение экологического равновесия в современном мире приняло такие размеры, что произошло нарушение равновесия между природными системами, необходимыми для жизни и промышленных, технологических и демографических потребностей человечества. Признаками экологических проблем являются проблема пищи, демографический взрыв, исчерпывание природных ресурсов (источников сырья и энергии) и загрязнение воздуха и воды. Поэтому современный человек находится, может быть, перед самым тяжким испытанием за все время своего развития: как преодолеть кризис человечества, вызванный ограниченными запасами природных ресурсов (возобновляемых и невозобновляемых), как преодолеть энергетический кризис и одновременно многостороннее загрязнение природной среды, взрыв популяции, голод, нищету и т.д.
- 1. Раскрыть основные понятия дисциплины бжд: пасивная и активная опасность, опасные и вредные причины, опасная и экстримальная ситуация, авария,опасные зоны.
- 2. Раскрыть причины и последствия опасностей
- 3. Раскрыть факторы, наклонность и противодействие человека опасности.
- 2. Модель процесса деятельности человека
- 3. Опасность и факторы опасности
- 4. Факторы. Виды воздействий
- 5. Опасные и вредные факторы и их воздействие на человека
- 6. Основные аспекты, определяющие значимость безопасности жизнедеятельности
- 4. Раскрыть понятие о риске как количественной оценки опасности, концепция допустимого риска.
- Функции риска
- Виды рисков
- 2.2 Анализ и управление риском
- 2.2.1 Анализ риска
- 2.2.2 Оценка риска
- 2.2.4 Концепция приемлемого (допустимого) риска
- 5. Основные факторы риска и причины поведения при риске..
- 6. Характеристика опасных и вредных факторов окружающей среды и ёё влияние на людей.
- 7. Физический фактор риска бжд
- 8. Химический фактор риска бжд
- 9. Влияние никотиновой зависимости на способность к учебе и предметной деятельности.
- Симптомы никотинового абстинентного синдрома
- Лечение никотиновой зависимости Детоксикация
- Ослабление влечения
- Комбинированная зависимость
- Алкоголизм - причины алкоголизма, основные симптомы появления алкогольной зависимости, основные средства лечения алкоголизма
- Основные причины алкоголизма
- Главные стадии появления алкогольной зависимости
- К чему ведет алкогольная зависимость
- Главные методы лечения алкогольной зависимости
- Психологическое воздействие
- Медикаментозное лечение алкогольной зависимости
- 11. Влияние наркотической зависимости на способность к учебе и предметной деятельности.
- 12. Раскрыть меры по улучшению условий жизненной среды человека Социальные аспекты экологических проблем
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- 13. Раскрыть меры безопасности жизнидеятельности в быту. Несчастные случаи в быту
- Падения
- Не задохнуться и не утонуть
- Отравления
- Электричество
- Падение предметов
- Если произошла утечка газа в квартире то:
- Если загорелся газ в месте утечки то:
- Если погасло пламя в горелке то:
- Если произошла утечка из баллона со сжатым газом то:
- Если появился огонь на баллоне с газом то:
- Если вы обнаружили запах газа в подъезде то:
- Если произошел взрыв газа то:
- Пожары (возгорания)
- Холод и жара
- Едкие вещества, кипящие жидкости, пар
- Домашние инструменты
- 14. Меры электробезопасности в быту. Меры электробезопасности в быту
- 15. Фактор риска пожарной безопасностижизненной среды человека.
- [Править] Нормативные документы в области пожарной безопасности
- [Править] Общие требования для предотвращения пожара
- [Править] Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности
- [Править] Опасные факторы пожара
- [Править] Стадии пожара в помещениях
- [Править] Методы противодействия пожару
- [Править] Профилактические действия
- [Править] Защитные действия
- [Править] Борьба с пожаром
- 16. Проблемы безопасности жизнидеятельности в условиях социально-политических конфликтов.
- 17. Факторы, что влияют на противопожарную стойкость промышленных объектов.
- 18..Аварийные ситуации и действия, приводящие к загрязнению окружающей среды и возникновению очагов поражения сдяв.
- 19. Радиационное заражение людей и способы защиты от поражения
- 20. Понятие техносферы и ноосферы
- 21. Иточник и состав загрязнения атмосферного воздуха
- 22. Влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения
- 23. Опасные и вредные производственные факторы
- 15.1. Виды вредных веществ
- Оздоровление воздушной среды
- 24. Психологические факторы, которые влияют на безопасность труда
- 25. Причины травматизма и профессиональных заболеваний
- 26. Основные законодательные и нормативные акты по охране труда
- 27. Класификация физических факторов рабочей среды
- 28. Методы и способы борьбы с шумом Методы борьбы с шумом
- 30. Вопросы безопасности жизнидеятельности по Конституции Украины