5.4.2. Состав органов управления и их размещение. Пункт управления и организация работы на них
Для управления гарнизонной службой создаются нештатные службы гарнизона.
Нештатные службы гарнизона (далее - нештатные службы) являются нештатными органами управления гарнизоном, создаются и возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава ГПС на основании приказа начальника УГПС (ОГПС).
В состав нештатных служб включаются должностные лица и подразделения ГПС, выполняющие функции обеспечения гарнизонной службы.
В территориальных и местных гарнизонах создаются следующие нештатные службы: управления, газодымозащитная, техническая и связи.
По усмотрению начальника УГПС (ОГПС) в территориальных гарнизонах допускается создание других нештатных служб.
Нештатная служба управления создается для обеспечения руководства гарнизонной службой, контроля за состоянием боеготовности и осуществлением пожарно-тактической подготовки в гарнизоне, проведения общегарнизонных мероприятий, своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки в гарнизоне.
В состав нештатной службы управления входят дежурные смены службы пожаротушения (далее - СПТ), центрального пункта пожарной связи (далее - ЦППС) и диспетчеры (радиотелефонисты) пунктов связи подразделений гарнизона.
При отсутствии в гарнизоне штатной СПТ, нештатная служба управления не создается.
Нештатная газодымозащитная служба (далее - НГДЗС) предназначена для обеспечения готовности гарнизона к применению средств индивидуальной защиты органов дыхания и мобильных средств противодымной защиты.
В состав НГДЗС включаются предназначенные для обеспечения функций газодымозащитной службы подразделения, тренировочные комплексы и технические средства для подготовки личного состава.
Нештатная техническая служба (далее - НТС) предназначена для обеспечения готовности пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, средств пожаротушения, имеющихся в гарнизоне, к выполнению задач гарнизонной службы.
В состав НТС включаются подразделения технической службы, рукавные базы, базы (склады) для хранения горюче-смазочных материалов, огнетушащих веществ и пожарно-технического вооружения.
Нештатная служба связи (далее - НСС) предназначена для обеспечения готовности средств (систем) связи и управления гарнизона к выполнению задач гарнизонной службы.
В состав НСС включаются подразделения и мобильные средства, предназначенные для осуществления функций пожарной связи в гарнизоне.
Для организации деятельности по реализации задач гарнизонной службы назначаются должностные лица гарнизона пожарной охраны:
начальник гарнизона;
оперативный дежурный;
диспетчер гарнизона;
начальник НГДЗС;
начальник НТС;
начальник НСС.
Следует обратить особое внимание на то, что должностные лица гарнизона несут ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, за неправильное и неполное применение предоставленных им прав за сохранность имущества пожарной охраны.
Начальниками гарнизонов являются:
территориального - начальник УГПС (ОГПС);
местного - как правило, старшее должностное лицо местного подразделения ГПС или другое должностное лицо ГПС, назначаемое приказом начальника УГПС (ОГПС).
Начальнику гарнизона по вопросам организации гарнизонной и караульной служб подчинены все подразделения гарнизона и должностные лица гарнизона.
Остановлюсь на обязанностях, возлагаемых на начальника гарнизона. Он обязан:
организовывать и контролировать гарнизонную службу;
руководить нештатными службами гарнизона;
организовывать пожарно-тактическую подготовку в гарнизоне;
обобщать передовой опыт несения службы пожарной охраны;
организовывать и руководить работой опорных пунктов пожаротушения;
организовывать внештатные штабы пожаротушения и определять порядок их привлечения к тушению пожаров;
обеспечивать и контролировать выполнение правил охраны труда и техники безопасности при несении гарнизонной службы;
организовывать ведение регламентной документации согласно приложению 4 Устава.
Начальник местного гарнизона в дополнение к перечисленному обязан:
разрабатывать, при отсутствии СПТ, график оперативного дежурства по гарнизону;
принимать меры по устранению нарушений противопожарного водоснабжения, связи, систем жизнеобеспечения оперативных подразделений, а также по обеспечению возможности проезда пожарной техники в пределах территории гарнизона.
Начальник гарнизона имеет право:
принимать в установленном порядке решения по организации гарнизонной и караульной служб, в том числе по установлению границ гарнизона, расписанию выезда, назначению должностных лиц гарнизона, а также осуществлять контроль за их деятельностью;
отдавать в установленном порядке приказы, обязательные для исполнения должностными лицами гарнизона и подразделений ГПС, а также требовать исполнения этих приказов;
запрашивать и получать в установленном порядке сведения и оперативную информацию, необходимую для выполнения задач гарнизонной службы;
проверять боеготовность подразделений гарнизона;
осуществлять передислокацию подразделений гарнизона при крупных пожарах, введении особого противопожарного режима, чрезвычайных ситуациях;
требовать в установленном порядке от соответствующих должностных лиц устранения нарушений противопожарного водоснабжения, связи, систем жизнеобеспечения оперативных подразделений, а также восстановления возможности проезда пожарной техники в пределах территории гарнизона;
утверждать состав внештатных штабов пожаротушения и порядок их привлечения к тушению пожаров, а также график оперативного дежурства по гарнизону;
изменять в установленном порядке состав пожарной техники, находящейся в боевом расчете подразделений, за счет имеющейся в гарнизоне резервной пожарной техники;
организовывать проведение пожарно-тактических учений, смотров, соревнований и других общегарнизонных мероприятий;
привлекать по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации территориальные силы и средства постоянной готовности, аварийно-спасательных формирований к тушению крупных пожаров на территории гарнизона;
разрешать споры между должностными лицами гарнизона;
вносить предложения о поощрении и привлечении к ответственности личного состава подразделений гарнизона;
вносить предложения о приостановлении в установленном порядке действия лицензий на организацию и осуществление пожарной охраны на территории гарнизона, выданных юридическим лицам и гражданам;
утверждать или подписывать в установленном порядке регламентные документы службы пожарной охраны.
В случае повышения пожарной опасности решениями органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим, в период действия которого подразделения гарнизона могут быть переведены на усиленный вариант несения службы. Порядок перевода подразделений гарнизона на усиленный вариант несения службы определяется министром внутренних дел Российской Федерации, министрами внутренних дел республик, начальниками УВД (ГУВД) краев, областей и автономных образований, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При усиленном варианте несения службы осуществляются следующие основные мероприятия:
организуется круглосуточное дежурство руководящего и личного состава в соответствии с разрабатываемым графиком;
осуществляются ежесуточно дополнительные дневные и ночные проверки несения службы и состояния пожарной безопасности объектов;
проводится разъяснительная работа среди личного состава;
вводится в боевой расчет резервная техника, доукомплектовываются личным составом боевые расчеты, организуется (при необходимости) сбор свободного от несения службы начальствующего и рядового состава;
проводятся мероприятия по усилению противопожарной защиты объектов;
проводится, с учетом складывающейся обстановки, передислокация сил и средств подразделений гарнизона;
уточняется порядок взаимодействия со структурными подразделениями МВД, ГУВД, УВД, воинскими подразделениями, службами жизнеобеспечения города (района, объекта), региональными центрами и территориальными штабами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
усиливается охрана зданий и территорий подразделений гарнизона;
создается необходимый дополнительный резерв горюче-смазочных материалов и огнетушащих веществ;
организуется, при необходимости, постовая и дозорная службы.
Остановлюсь на организации несения караульной службы.
Караульная служба осуществляется личным составом караулов и дежурных смен подразделений пожарной охраны посредством посменного несения боевого дежурства. Продолжительность боевого дежурства в ГПС определяет начальник гарнизона на основании действующих нормативных актов.
Основными задачами караульной службы являются:
обеспечение постоянной готовности караулов к ведению боевых действий при тушении пожаров в период дежурства;
создание условий для быстрого восстановления караульной службы при ее нарушении после выполнения боевой задачи;
осуществление контроля за исправным состоянием противопожарного водоснабжения, средств связи, проездов в районе выезда;
поддержание на высоком уровне дисциплины личного состава подразделений гарнизона;
поддержание надежной связи с подразделениями гарнизона, службами жизнеобеспечения города (района, объекта);
обеспечение охраны помещений и территории подразделения, поддержание в них необходимого порядка, проведение административно-хозяйственных работ.
Личный состав караула (дежурной смены) несет караульную службу в соответствии с распорядком дня, установленным в подразделении пожарной охраны. При этом:
обеспечивается подготовка личного состава караула в соответствии с планами боевой подготовки;
организуется оперативно-тактическое изучение района выезда;
осуществляется контроль за наличием связи со службами жизнеобеспечения, а также за состоянием водоисточников, улиц, проездов и подъездов к зданиям в районе выезда подразделения;
разрабатываются мероприятия по привлечению личного состава подразделения, свободного от несения караульной службы, к тушению крупных пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
выполняются хозяйственные работы в подразделении;
осуществляются другие мероприятия, необходимые для выполнения задач караульной службы.
В ночное время осуществляется в установленном порядке организованный отдых личного состава караула.
Для организации деятельности по реализации задач караульной службы назначаются должностные лица караула:
начальник караула, помощник командира пожарного корабля (катера), руководитель дежурной смены (далее - начальник караула);
помощник начальника караула;
командир отделения, старший инструктор-пожарный (далее - командир отделения);
водитель, старший инструктор по вождению пожарной машины - водитель (далее - водитель);
диспетчер, старший радиотелеграфист, радиотелефонист (далее - диспетчер);
старший пожарный.
Обязанности должностных лиц определяются Уставом.
Должностные лица караула несут ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, за неправильное и неполное применение предоставленных им прав.
Начальник караула является прямым начальником личного состава караула и подчиняется руководителям подразделения, в штатах которого он находится.
Остановлюсь на обязанностях и правах начальника караула.
Начальник караула обязан:
организовывать и контролировать несение караульной службы личным составом, в том числе проверять несение службы лицами внутреннего наряда;
обеспечивать выполнение плана боевой подготовки личного состава караула в период боевого дежурства и лично проводить занятия;
проводить мероприятия по поддержанию пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, огнетушащих веществ в готовности к ведению боевых действий, а также контролировать состояние пожарных гидрантов, водоемов, проездов, подъездов в районе выезда подразделения. При наличии нарушений или неисправностей докладывать о них руководителям подразделения или оперативному дежурному;
обеспечивать выполнение правил охраны труда, техники и пожарной безопасности личным составом караула;
поддерживать дисциплину среди личного состава караула;
осуществлять контроль за техническим обслуживанием изолирующих противогазов и правильным ведением документов ГДЗС;
обеспечивать выполнение мероприятий, предусмотренных распорядком дня;
контролировать сбор данных о наличии людей в ночное время в детских и лечебных учреждениях;
направлять при внезапном заболевании кого-либо из личного состава караула в ближайшее лечебное учреждение и докладывать об этом руководителям подразделения, оперативному дежурному;
выполнять работу согласно специализации по одному из направлений оперативно-служебной деятельности подразделения;
не допускать в служебные помещения посторонних лиц, кроме лиц, имеющих на это право (если он не знает их в лицо), а от других лиц - дополнительно предписание на право проверки караула.
Проверка гарнизонной и караульной служб осуществляется в целях изучения их состояния, боевой готовности гарнизона и его подразделений, оказания практической помощи и выявления положительного опыта работы.
Право на проведение проверки при наличии удостоверения личности имеют:
министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители (только подразделений ГПС);
начальник Главного управления Государственной противопожарной службы и его заместители;
начальники управлений и отделов Главного управления Государственной противопожарной службы и их заместители после уведомления ими начальника соответствующего территориального органа управления ГПС;
министры внутренних дел республик, начальники главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации и их заместители (только подразделений ГПС, находящихся в их оперативном подчинении);
начальники территориальных органов управления ГПС и их заместители (только подразделений пожарной охраны на территории соответствующего субъекта Российской Федерации);
начальники гарнизонов (только подразделений пожарной охраны на обслуживаемой территории);
начальники отделов, заместители начальников отделов (начальники отделений) территориальных органов управления ГПС, начальники центров управления силами, начальники служб пожаротушения и их заместители (только подразделений ГПС на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном начальником УГПС (ОГПС) после уведомления ими начальника гарнизона);
оперативные дежурные (только подразделений пожарной охраны на обслуживаемой территории).
Другие должностные лица обязаны предъявлять начальнику гарнизона, подразделения, караула (по предназначению) письменное предписание, заверенное печатью органа управления ГПС, по поручению которого они назначены для проверки гарнизона (караула).
Министр внутренних дел Российской Федерации и его заместители, начальник Главного управления Государственной противопожарной службы и его заместители, министры внутренних дел республик, начальники главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации и их заместители, начальники территориальных органов управления ГПС и их заместители самостоятельно определяют цели и объемы проверки.
Все лица, прибывшие для проверки караула по предписанию органа управления ГПС, проводят проверку в сопровождении начальника подразделения или лица, его замещающего.
Старшее должностное лицо подразделения ГПС, в которое прибыли проверяющие, обязано доложить о их прибытии по подчиненности.
При проверке гарнизонной службы изучается соответствие порядка организации и несения службы требованиям настоящего Устава и другим нормативным документам, уровень тактической подготовки начальствующего состава и профессиональной подготовки должностных лиц гарнизона, способность выполнять боевые действия по тушению пожаров.
При проверке караульной службы устанавливается:
правильность организации караульной службы в подразделении;
готовность караулов к боевым действиям по тушению пожаров, слаженность, четкость взаимодействия между отделениями, номерами боевого расчета;
состояние газодымозащитной службы;
состояние охраны труда и техники безопасности;
исправность и содержание средств связи, сигнализации, изолирующих противогазов, пожарной техники и пожарно-технического вооружения;
состояние противопожарного водоснабжения;
знание личным составом караула своих должностных обязанностей и умение их выполнять, строевую выправку, подтянутость и дисциплинированность;
состояние боевой и пожарно-тактической подготовки;
методическую подготовленность начальствующего состава, выступающего в роли руководителя занятий;
наличие и содержание регламентных документов караульной службы в подразделении;
содержание учебных объектов, состояние служебных помещений и территории подразделения, их соответствие требованиям программ подготовки, наставлений, правил техники безопасности и пожарной безопасности.
Проверка караула должна строиться без ущерба для организации процесса обучения личного состава.
При проверке организации несения караульной службы в подразделениях по охране объектов дополнительно проверяется состояние противопожарного режима на охраняемом объекте, наличие и исправность первичных средств пожаротушения, установок пожарной автоматики, противопожарного водоснабжения.
Порядок, виды и периодичность проверок караулов подчиненных подразделений определяются начальником гарнизона с учетом складывающейся оперативной обстановки и положения дел в подразделении (гарнизоне).
Остановлюсь на вопросе организации пожаротушения.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября 2000 г.) определяет, что непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.
Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.
Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
Основы организации тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров) определяет Боевой устав пожарной охраны.
Выполнение требований Устава является обязательным для всего личного состава пожарной охраны и иных привлеченных к тушению пожаров сил (далее - участники тушения пожаров).
Самостоятельное тушение пожаров гражданами Уставом не регулируется.
В Уставе определены следующие основные понятия:
Тушение пожаров - боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Тушение пожаров является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности.
Боевые действия - предусмотренное Уставом организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной боевой задачи.
Основная боевая задача - достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны
Локализация пожара - стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.
Ликвидация пожара - стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.
Решающее направление - направление боевых действий, на котором использование сил, и средств пожарной охраны обеспечивает наилучшие условия решения основной боевой задачи.
Боевая позиция - это расположения сил и средств пожарной охраны,
осуществляющих непосредственное ведение боевых действий по спасению людей и имущества, "подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре.
Тыл на пожаре - силы и средства пожарной охраны, обеспечивающие ведение боевых действий на боевых позициях.
Выполнение основной боевой задачи обеспечивается силами пожарной охраны - личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, в том числе курсантами и слушателями пожарно-технических учебных заведений, а при необходимости и в условиях особого противопожарного режима также профессорско-преподавательским составом пожарно-технических учебных заведений, учеными и специалистами пожарно-технических научно-исследовательских учреждений, личным составом иных противопожарных формирований, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
К тушению пожаров могут быть привлечены в установленном порядке личный состав органов внутренних дел, военнослужащие, силы гражданской обороны, а также население.
Для выполнения боевых задач используются следующие средства:
пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;
пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;
огнетушащие вещества;
аварийно-спасательное оборудование и техника;
системы и оборудование противопожарной защиты предприятий;
системы и устройства специальной связи и управления;
медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;
иные средства, вспомогательная и специальная техника.
Успешное выполнение боевых задач при тушении пожаров основано на:
эффективной организации боевых действий, в том числе своевременном сосредоточении на месте пожара необходимых для его ликвидации сил и средств, умелой их расстановкой и активным, наступательным применением с учетом решающего направления;
мужестве, высоком уровне профессиональной, физической и психологической подготовки, боевом опыте личного состава пожарной охраны (далее - личного состава);
дисциплинированности участников тушения пожара.
Для личного состава Государственной противопожарной службы (ГПС) при тушении пожаров обязательно выполнение требований нормативных документов (наставлений, инструкций, правил, рекомендаций и др.), утвержденных в установленном порядке.
Боевые действия по тушению пожаров (далее - боевые действия) включают в себя:
обработку вызовов;
выезд и следование к месту вызова (пожара);
разведку;
спасание людей и имущества;
боевое развертывание;
ликвидацию горения;
выполнение специальных работ;
сбор и возвращение в подразделение.
Боевые действия по разведке, спасанию людей и имущества, боевому развертыванию, ликвидации горения и выполнению специальных работ могут выполняться одновременно.
Обработка вызовов осуществляется в установленном порядке дежурным диспетчером (радиотелефонистом) подразделения пожарной охраны
Выезд и следование включают в себя сбор личного состава по сигналу "ТРЕВОГА" и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту вызова (пожара).
Разведка представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации боевых действий.
Разведка ведется непрерывно с момента выезда на пожар и до его ликвидации.
Разведку проводят руководитель тушения пожара (РТП), другие лица по его поручению, а также должностные лица, возглавляющие боевые действия на порученном им участке работы.
Спасание людей при пожаре является важнейшим видом боевых действий и представляет собой совокупность мер по эвакуации людей из зоны воздействия и вторичных проявлений ОФП или защите людей от их воздействия и вторичных проявлений.
Спасание людей при пожаре должно проводиться с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность и, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.
Спасание имущества при пожаре осуществляется по указанию РТП в порядке важности и неотложности выполнения боевых задач.
Боевое развертывание - действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров.
При боевом развертывании и последующих боевых действиях для обеспечения безопасности участников тушения пожара, возможности маневра прибывающей пожарной техники, установки резервной пожарной техники могут быть проведены необходимые действия по ограничению или запрещению доступа посторонних лиц к месту пожара, а также движения транспорта на прилегающей к нему территории. До прибытия соответствующих служб органов внутренних дел эти действия могут выполняться личным составом в порядке, определяемом РТП.
Ликвидация горения - действия личного состава, непосредственно обеспечивающие прекращение горения веществ и материалов на пожаре, в том числе посредством подачи в очаг пожара огнетушащих веществ.
Выполнение специальных работ – это действия личного состава, направленные на обеспечение выполнения боевых задач с использованием специальных технических средств и (или) знаний.
К основным специальным работам относятся:
организация пожарной связи (далее - связи);
освещение места вызова (пожара);
вскрытие и разборка конструкций;
подъем (спуск) на высоту;
выполнение защитных мероприятий;
оказание первой доврачебной помощи пострадавшим;
восстановление работоспособности технических средств.
Управление боевыми действиями на пожаре - это целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству личным составом и иными участниками тушения пожара при ведении боевых действий на месте пожара.
Управление боевыми действиями на пожаре предусматривает:
оценку обстановки и создание соответствующей требованиям настоящего Устава нештатной структуры управления боевыми действиями на месте пожара;
установление компетенции оперативных должностных лиц и их персональной ответственности при выполнении поставленных задач;
планирование действий по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений по организации боевых действий по тушению пожара;
постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечение контроля и необходимого реагирования на изменение обстановки на пожаре;
осуществление в установленном порядке учета изменения обстановки на пожаре, применения сил и средств для его тушения, а также регистрацию необходимой информации, в том числе диспетчером и с помощью технических средств нештатной службы управления гарнизона;
проведение других мероприятий, направленных на обеспечение эффективности боевых действий по тушению пожара.
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется РТП, прибывшим на пожар старшим должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное другими документами). РТП на принципах единоначалия управляет личным составом, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Указания РТП обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.
Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его распоряжения при тушении пожара.
Руководителем тушения пожара являются:
прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо ГПС;
прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо ведомственной или добровольной пожарной охраны (при отсутствии должностных лиц ГПС), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами или действующими соглашениями.
Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим должностным лицом органа управления, подразделения пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.
РТП в зависимости от обстановки на пожаре может создавать оперативный штаб, боевые участки и сектора.
Оперативный, штаб является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается при:
привлечении на тушение пожара сил и средств по повышенному номеру (рангу) пожара;
организации на месте пожара трех и более боевых участков;
необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по тушению пожара.
Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременно является заместителем РТП. В состав оперативного штаба могут входить заместитель начальника штаба, начальник тыла, представители администрации предприятия и другие лица по усмотрению РТП. Работа оперативного штаба осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.
Участниками тушения пожара являются: личный состав подразделений и органов управления пожарной охраны, пожарные добровольцы, военнослужащие, сотрудники и работники органов внутренних дел, принимающие непосредственное участие в тушении пожара.
Участники тушения пожара обязаны:
выполнять требования Устава, а также поставленные перед ними боевые задачи;
обеспечивать эффективную, бесперебойную работу закрепленной пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования, следить за их сохранностью, принимать меры по выявлению и устранению неисправностей;
следить за изменениями обстановки на пожаре, подаваемыми командами и сигналами, вносить коррективы в собственные действия по усмотрению РТП или других оперативных должностных лиц, а также самостоятельно с последующим докладом непосредственному руководителю;
поддерживать в установленном порядке связь на пожаре;
соблюдать технику безопасности;
проявлять взаимовыручку и оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.
Участники тушения пожара имеют право:
выполнять действия, необходимые для успешного решения поставленных задач и не противоречащие требованиям законодательства и Устава;
проникать в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
создавать условия, препятствующие развитию пожаров и обеспечивающие их ликвидацию;
использовать на безвозмездной основе средства связи, транспорт, оборудование предприятий;
ограничивать или запрещать доступ к месту пожара, а также движение транспорта и пешеходов на прилегающих к этому месту территориях;
эвакуировать с места пожара людей и имущество.
Участники тушения пожара при продолжительных боевых действиях обеспечиваются питанием и условиями для отдыха в установленном порядке.
Необходимо также отметить, что в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций действуют более 300 законодательных и нормативных правовых актов:
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» с изменениями от 5, 7 августа, 7 ноября 2000 г.;
Федеральный закон «О государственном материальном резерве»;
Закон РСФСР «Об охране природной окружающей среды»;
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»;
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года № 1094 «Об утверждении положения о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594 «О порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 года № 576 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
А также многие другие, в том числе и ведомственные.
- Содержание
- V. Организация ликвидации чс
- 5.1. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Введение
- 5.1.1. Общие положения по аварийно-спасательным и другим неотложным работам
- 5.1.2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- 5.1.2.1. Действия руководящего состава войск го и псс по организации и проведению асднр
- 5.1.2.2. Ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.1.2.3. Действия органов управления гочс и кчс при проведении асднр
- Заключение
- Перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями) в зонах чрезвычайной ситуации
- 5.2. Поисково-спасательная служба мчс россии, ее цели, задачи, организационная структура и перспективы развития
- Введение
- 5.2.1. Создание псс мчс россии, ее задачи и организационная структура
- 5.2.2. Порядок создания и основные направления развития псс мчс россии
- Разработка и практическая реализация планов взаимодействия, аттестации. В рамках разработки и практической реализации планов взаимодействия, аттестации:
- Заключение
- 5.3. Задачи, структура и перспективы развития государственной противопожарной службы
- Введение
- Теперь позвольте для общего ознакомления с организацией пожарной охраны привести краткую историческую справку.
- 5.3.1. Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии
- 5.3.2. Взаимодействие гпс в системе мчс россии, с федеральными органами государственной власти и международными организациями
- Научно-техническое и кадровое обеспечение деятельности гпс мчс России
- 5.3.3. Перспективы развития гпс
- 5.3.4. Вопросы дознания
- Заключение
- 5.4. Организация управления гарнизонами пожарной охраны
- Введение
- 5.4.1. Требования к управлению
- 5.4.2. Состав органов управления и их размещение. Пункт управления и организация работы на них
- 5.5. Авиация мчс россии и её применение при ликвидации чс
- Введение
- 5.5.1. Классификация и состав авиации мчс россии
- 5.5.1.1. История создания и развития Авиации мчс России
- 5.5.1.2. Предназначение и задачи Авиации мчс России
- 5.5.1.3. Классификация Авиации мчс России
- 5.5.1.4. Структура Авиации мчс России
- 5.5.1.5. Состав авиапарка мчс России
- 5.5.1.6. Перспективы развития Авиации мчс России
- Характеристики самолётов и вертолётов мчс России
- Планируемый состав авиации мчс России
- 5.5.2. Применение авиации при ликвидации чс
- Заключение
- 5.6. Современное состояние и перспективы развития аварийно-спасательной техники
- Введение
- 5.6.1. Аварийно-спасательный инструмент
- Сравнительные данные основных технических характеристик образцов комплектов гидравлического аварийно-спасательного инструмента
- Основные технические характеристики нкгс-аэ12
- Технические характеристики пневмодомкратов
- 5.6.2. Приборы поиска пострадавших в чс
- 5.6.3. Аварийно-спасательные машины
- 5.6.4. Робототехнические средства
- 5.6.5. Мобильный диагностический комплекс оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий (сооружений)
- 5.6.7. Основные направления развития аварийно-спасательной техники
- 5.7. Использование современных информационных технологий в процессе обучения в системе образования российской федерации
- Введение
- 5.7.1. Новые образовательные технологии в системе обучения населения
- 5.7.2. Разработки фц внии гочс в области образования
- 6.1. Современные средства поражения и способы защиты населения от них
- Введение
- 6.1.1. Взгляды сша и нато на разработку и применение современных средств поражения: тенденции, опыт
- 6.1.2. Классификация средств поражения и краткая характеристика видов оружия
- Классификационные признаки
- 6.1.2.2. Оружие массового поражения
- 6.1.2.2. Нетрадиционные средства поражения или оружие глобального поражения
- Боевой состав и основное вооружение снс сша, Великобритании, Франции и сяс Китая
- Характеристики мбр сша
- Состав ядерных средств блока нато на Европейском тв
- Боевой состав ввс стран нато
- Ттх управляемых ракет классов “воздух-земля (корабль)”
- 6.1.2.3. Высокоточное оружие стран нато и его классификация
- 6.1.2.4. Автоматизированные системы разведки и управления высокоточным оружием
- 6.1.2.5. Разведывательно-ударные (огневые) комплексы
- 6.2.3. Способы защиты населения от современных средств поражения
- Заключение
- 6.2. Службы и гражданские организации гражданской обороны
- 6.3. Войска гражданской обороны российской федерации и основы их применения
- Введение
- 6.3.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны, их состав и состояние
- 6.3.1.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны
- 6.3.1.2 Состав и состояние войск гражданской обороны
- Состав войск гражданской обороны мирного времени ( по состоянию на 01.01.2003 г.)
- 6.3.2. Основы применения войск гражданской обороны
- 6.3.2.1 Общие положения по применению и организации деятельности войск гражданской обороны
- 6.3.2.2. Права должностных лиц государства, мчс России по управлению войсками гражданской обороны
- 6.3.2.3 Организация применения войск гражданской обороны
- 6.3.3. Цели, основные направления строительства войск гражданской оброны и этапы реализации планируемых мероприятий
- 6.3.3.1 Цели и основные направления строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.2 Содержание основных направлений строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.3 Этапы реализации основных мероприятий Плана строительства войск гражданской обороны
- Заключение
- 6.4. Основы перевода гражданской обороны на военное время
- Введение
- 6.4.1. Общий порядок перевода го на военное время
- 6.4.2. Приведение в готовность и организация работы органов управления и сил го
- Заключение
- 6.5. Общие положения по мобилизационной подготовке и мобилизации
- Введение
- 6.5.1. Основные понятия, цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации
- Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий
- Содержание мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации
- Заключение
- VII. Обеспечение функционирования рсчс и го
- 7.1. Финансирование мероприятий рсчс и го
- Ведение
- 7.1.1. Задачи финансирования мероприятий рсчс и го
- 7.1.1.1. Организация финансового обеспечения сил гражданской защиты
- 7.1.2. Планирование, выделение, расход и возмещение ущерба при чс. Оказание финансовой помощи
- 7.1.2.1. Финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чс
- 7.1.2.2. Средства оперативного резерва
- Заключение
- 7.2. Экономические механизмы смягчения последствий катастроф
- Введение
- 7.2.1. Основные направления экономического регулированиявопросов предупреждения чс
- Слайд 8а
- 7.3. Материально-техническое обеспечение сил и мероприятий рсчс и го в современных условиях
- Введение
- 7.3.1. Организация материального обеспечения мероприятий рсчс
- 7.3.2. Организация тылового обеспечения мероприятий го
- Заключение
- Норма №1 Паек для взрослого здорового человека
- Норма № 2 Паек для лиц пожилого возраста
- Норма № 3 Паек питания для детей и подростков
- Норма № 4 Паек для больных (лечебное питание)
- 7.4. Некоторые экономические проблемы в области обеспечения пожарной безопасности
- 7.5. Договорная деятельность органов управления гпс мчс росии по созданию подразделений гпс
- Федеральное законодательство, регулирующее правоотношения по осуществлению договорной деятельности органами управления гпс мчс России по созданию подразделений гпс
- Виды договоров по созданию подразделений гпс
- Стороны в договоре, предмет договора, объект защиты
- VIII. Опыт мчс по проведению гуманитарных операций. Международное сотрудничество
- 8.1. Гражданская оборона зарубежных государств. Международная организация гражданской обороны
- Введение
- 8.1.1. Организация го в ведущих зарубежных странах
- 8.1.1.1. Задачи го
- 8.1.1.2. Основные положения по организации го в иностранных государствах
- 8.1.1.3. Го наиболее развитых иностранных государств
- 8.1.1.4. Перспективы развития го в странах нато
- 8.1.2. Международная организация гражданской обороны
- 8.1.2.1. Межправительственные организации
- XI. Государственная противопожарная служба
- 9.1. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- Введение
- 9.1.1. Организация государственного пожарного надзора
- 9.1.1. Система обеспечения пожарной безопасности
- 9.1.1.2. Правовые основы деятельности гпс в области государственного пожарного надзора
- 9.1.1.3. Права должностных лиц гпс, осуществляющих государственный пожарный надзор
- 9.1.1.4. Организация деятельности подразделений гпс, осуществляющих гпн
- 9.1.1.5. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- 9.2. Нормативно-техническая работа в территориальном органе управления гпс: цели, механизмы осуществления на современном этапе, перспективы развития
- 9.3. Состояние и перспективы развития системы лицензирования работ (услуг) и сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности
- Часть 1. Лицензирование работ (услуг) в области пожарной безопасности введение. Нормативные документы
- 9.3.1. Основные положения федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности
- 9.3.1.1. Основные понятия
- 9.3.1.2. Основные принципы
- 9.3.1.3. Критерии определения лицензируемых видов деятельности
- 9.3.1.4. Полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования
- 9.3.1.5. Полномочия лицензирующих органов
- 9.3.1.6. Действие лицензии
- 9.3.1.7. Срок действия лицензии
- 9.3.1.8. Принятие решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.9. Содержание подтверждающего наличие лицензии документа и решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.10. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии
- 9.3.1.11. Осуществление контроля
- 9.3.1.12. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
- 9.3.1.13. Ведение реестров лицензий
- 9.3.1.14. Лицензионные сборы
- 9.3.1.15. Финансирование лицензирования
- 9.3.2. Основные положения постановления правительства рф № 135 от 11 февраля 2002 г. «о лицензировании отдельных видов деятельности»
- 9.3.3. Основные положения постановления правительства рф № 373 от 31 мая 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» приказ мчс россии № 301 от 20.06.2002 г.
- 9.3.4. Основные положения приказа гугпс мчс россии № 24 от 4 июля 2002 г. «об утверждении инструкции по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.4.1. Структура, функции и права участников системы лицензирующих органов в области пожарной безопасности
- 9.3.4.2. Прием и организация рассмотрения документов соискателей лицензий
- 9.3.4.3. Подготовка проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий
- 9.3.4.4. Предоставление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.5. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.6. Организация ведения реестра лицензий
- 9.3.4.7. Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий
- 9.3.5. Основные положения постановления правительства рф № 595 от 14 августа 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.5.1. Критерии пожароопасных производственных объектов
- 9.3.5.3. Лицензионные требования и условия
- Заключение. Перспективы развития системы лицензирования
- Опись документов представленных в орган лицензирования
- Заявление о предоставлении лицензии
- Заявление на получение лицензии
- Сведения
- Поручение о проведении оценки соискателя лицензии
- Уведомление о предоставлении лицензии
- Уведомление об отказе в предоставлении лицензии
- Состав деятельности указан на обороте.
- Заявление о переоформлении лицензии
- Заявление о переоформлении лицензии
- Уведомление о предстоящей проверке лицензиата
- Поручение о проверке лицензиата
- Решение № _______ о приостановлении действия лицензии
- Решение № _______ о возобновлении действия лицензии
- Состав видов деятельности в области пожарной безопасности, лицензируемых Государственной противопожарной службой мчс России
- Часть 2. Сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности введение
- 9.3.1. Нормативно - правовое регулирование сертификации в рф
- 9.3.2. Основные принципы и цели подтверждения соответствия
- 9.3.3. Формы подтверждения соответствия
- 9.3.3.1. Добровольное подтверждение соответствия
- 9.3.3.2. Обязательное подтверждение соответствия
- 9.3.4. Сертификация в области пожарной безопасности
- 9.3.2 Понятие сертификации в области пожарной безопасности и ее цели
- 9.3.3 Объекты добровольной сертификации
- 9.3.4 Объекты обязательной сертификации
- Порядковый номер сертификата
- Код вида сертификации по таблице 1
- С Обозначение Системы сертификации труктура
- Классификатор участников
- 9.3.5. Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности
- 9.3.5.1. Основные этапы процесса сертификации продукции
- 9.3.5.2. Схемы сертификации продукции и услуг в рф
- 9.3.5.3. Основные схемы сертификации в области пожарной безопасности и их определение
- 9.3.5.4. Другой порядок сертификации в области пожарной безопасности
- Проведение испытаний
- 9.3.6. Совершенствование сертификации
- 9.4. Пожарная автоматика: состояние вопроса и перспективы развития
- 9.4.1. Современные системы автоматической пожарной сигнализации
- 9.4.2. Водяные и пенные установки пожаротушения
- 9.4.2.1. Современные структурные схемы спринклерных установок пожаротушения
- 9.4.2.2. Модульные установки с тонким распылом воды
- 9.4.3. Газовые установки пожаротушения
- 9.4.4. Порошковые и аэрозольные установки пожаротушения
- 9.4.5. Учёт и отчётность по внедрению и качеству эксплуатации установок пожарной автоматики
- 9.4.6. Взаимодействие органов госпожнадзора с организациями, осуществляющимиразработку , производство, внедрение и эксплуатацию упа
- 9.4.7. Согласование и экспертиза проектов упа
- 9.5.Уголовно-процессуальное и административное расследование происшествий, связанных с пожарами
- Литература