logo
му 15-16 / 3 семестр / 19 Орг-я АСР и ППР++ / Рекомендации по тушению пожаров на ВС на аэродромах ГА

9. Дымоудаление и вентиляция в салонах и отсеках воздушных судов

При тушении пожаров на ВС на земле необходимо не только ликвидировать очаги горения, но и обеспечить вентиляцию помещений на воздушном судне, в первую очередь пассажирских салонов и кабины экипажа. Необходимость этого обусловлена следующими факторами. Во-первых, путем эффективного дымоудаления и вентиляции устраняется длительное воздействие на людей, находящихся на аварийном ВС, токсичных веществ продуктов горения и дыма. Во-вторых, обеспечивается видимость в салонах и кабине, необходимая для эффективного проведения эвакуации людей из ВС. Установлено, что при пожаре внутри фюзеляжа ВС видимость в салонах в первые 1-3 минуты снижается до минимума, что практически исключает возможности для спасания терпящих бедствие. Кроме того, в задымленных и загазованных салонах и отсеках ВС личный состав ПСР должен работать в защитных дыхательных аппаратах, что также снижает его возможности. В-третьих, вентиляция способствует снижению температуры газовоздушной среды в салонах.

Возможны три вида вентиляции и дымоудаления в салонах и отсеках ВС:

- естественная вентиляция;

- принудительная вентиляция;

- комбинированная вентиляция.

Естественная вентиляция заключается в проветривании салонов и отсеков путем открытия дверей и люков на ВС. Принудительная вентиляция заключается в подаче в задымленный и загазованный салон (отсек) воздуха от специального вентилятора. Комбинированная вентиляция включает проветривание салона (отсека) и подачу туда воздуха.

В настоящее время для проведения принудительной вентиляции и дымоудаления в салонах и отсеках ВС могут использоваться переносные пожарные дымососы типа ДПМ-7, ДПЭ-7, если таковые имеются на вооружении ПСР, или аэродромные моторные подогреватели типа УМП-350, работающие в режиме подачи воздуха.

На основе специальных испытаний установлена сравнительная эффективность различных видов вентиляции. В таблице 9 представлены возможные на настоящее время варианты способов вентиляции салонов (отсеков) гражданских ВС с использованием указанных выше средств, в частности УМП-350. Варианты размещены в таблице 9 в порядке уменьшения эффективности вентиляции.

Таблица 9.