logo
му 15-16 / 3 семестр / 19 Орг-я АСР и ППР++ / Рекомендации по тушению пожаров на ВС на аэродромах ГА

8. Тушение пожаров органов приземления (извлечение)

Наиболее безопасным и надежным способом тушения пожаров органов приземления, сопровождающихся горением магниево-алюминиевых сплавов является комбинированный способ, при котором используется огнетушащий порошок и раствор пенообразователя. При комбинированном способе тушения на очаг пожара вначале подается порошок. Попадая на горящую поверхность металлических конструкций, порошок плавится на поверхности образуется воздухонепроницаемая твердая корка. Горение прекращается, но температура остается высокой и сохраняется опасность повторного воспламенения. Поэтому для охлаждения очага пожара необходимо после подачи порошка подать раствор пенообразователя или воду. При таком методе тушения снижается вероятность разбрызгивания горящего металла.

Хороший эффект тушения достигается при тушении пожара шасси только одним порошком. Но при этом должен использоваться особый универсальный состав, предназначенный для тушения пожаров класса А (твердые полимерные и естественные материалы), В (легковоспламеняющиеся жидкости), Д (металлы).

В 1989 году такой порошок (марка П-24К) разработан и производится на Константиновской химзаводе (см. приложение 2.4). В качестве средств доставки и подачи порошкового состава могут использоваться передвижные порошковые огнетушители типа ОП-100, которыми с 1990 года планируется оснащать аэродромные пожарные автомобили типа АА-60(7313)-160.01А или установка порошкового тушения автомобиля АА-70(7310)-220.

В случае горения шасси, находящегося в разлитом авиатопливе, тушение пожара целесообразно проводить воздушно-механической пеной низкой кратности, подавая ее с высокой производительностью. Для этих целей используются установки тушения пожаров самолетов (УТПС), лафетные стволы или несколько ручных стволов типа СВП при давлении не менее 6 атм. При тушении такого пожара целесообразно охлаждать как граничащие, так и расположенные выше очага пожара поверхности конструкции ВС.

Следует отметить, что при тушении пожаров шасси не следует применять газовые составы, в частности углекислый газ, т.к. при соприкосновении с горящей поверхностью магниевой конструкции он легко разлагается с образованием атомарного кислорода, что усиливает горение.