logo
Otvety_po_PB_obektam

23.Пожарная опасность сливо-наливных эстакад.

Пожарная опасность на эстакадах для слива и налива обусловлена возможностью образования горючих паровоздушных смесей внутри технологического оборудования и на прилегающей территории.

Температурные пределы воспламенения некоторых нефтепродуктов создают возможность для образования горючей паровоздушной смеси внутри оборудования даже в период нормальной его работы: зимой, весной и осенью.

Образование горючей концентрации на прилегающей территории связано с вытеснением паровоздушной смеси наружу из сливных коллекторов через дыхательные свечи при сливе, и из внутреннего объема цистерн при наливе. Эта опасность зависит от количества вытесняемых паров (что в свою очередь зависит от вида продукта) и метеорологических условий (главным образом от наличия или отсутствия ветра).

Технология проведения операции слив-налив также играет немаловажную роль. Верхний слив-налив по сравнению с нижним обладает повышенной пожарной опасностью вследствие неполного опорожнения цистерн при сливе и увеличенного выхода паров нефтепродуктов через открытые люки при наливе, когда образуется открытая падающая струя продукта, приводящая к разбрызгиванию жидкости и резкому увеличению скорости ее испарения.

Особую опасность представляют аварии технологического оборудования на сливо-наливных эстакадах, при которых возможен неизмеримо больший выход огнеопасных жидкостей. Наиболее характерными авариями на эстакадах являются повреждение цистерн с продуктами при взаимном столкновении и обрыв сливоналивных устройств при внезапном трогании с места цистерны или группы цистерн, находящихся под сливом-наливом. Причины этих аварий связаны с ошибками, допускаемыми при маневрировании маршрутов, и с несогласованностью действий обслуживающего персонала при проведении сливоналивных операций.

Специфическими источниками зажигания при проведении сливоналивных операций являются искры топок и высоконагретые поверхности тепловозов, искры механических ударов ( при открывании и закрывании люков цистерн, присоединении сливных устройств, установке откидных переходных мостиков от галереи к люкам цистерн и т.п. ), искры трения при торможении цистерн, разряди статического и атмосферного электричества, а также тепловое проявление электрической энергии при неисправности электрооборудования.

Характерными путями распространения пожара на эстакадах могут быть сливные коллекторы ( чаще открытые ), поверхность разлитого нефтепродукта, парогазовоздушные смеси ( облака ). Размеры опасной зоны часто превышают установленные нормами разрывы до соседних эстакад, обгонных путей, насосных станций и вспомогательных сооружений. Пожары на эстакадах часто сопровождаются взрывами железнодорожных цистерн и сливных коллекторов, при которых возможен выброс горящего продукта на большое расстояние и значительное увеличение площади пожара. Быстрому развитию пожаров на эстакадах способствует также большое количество нефтепродуктов, находящихся в цистернах, коллекторах и трубопроводах, повышенная замазученность цистерн, сливоналивных устройств, переходных галерей и территории эстакад.