Введение
Обороноспособность государства характеризуется достаточно многими показателями. Но основным из них является уровень развития военно-экономического потенциала, который определяется возможностями экономики страны по удовлетворению ее военных нужд.
В свою очередь способность государства максимально использовать ресурсы страны в интересах решения задач войны, определяется его мобилизационной готовностью.
Оборонная и мобилизационная готовность в тот или иной исторический период развития государства зависят от конкретно складывающихся военно-политических и военно-экономических условий, как в мире, так и в стране.
Историческое функционирование нашего государства в последние два десятилетия характеризуется коренными изменениями военно-политических и военно-экономических условий и различием подходов к оборонной и мобилизационной готовности страны, которые можно условно разделить на четыре временных периода:
I период: - до декабря 1991 г. период функционирования Советского государства, когда военно-политическая обстановка характеризовалась конфронтацией СССР с США и странами Запада во всех областях государственной деятельности: политической, идеологической, дипломатической, экономической и военной. Балансирование на грани войны выдвигало на первый план государственную задачу укрепления оборонной и мобилизационной готовности страны. Этой задаче были подчинены все органы государственной и местной власти и экономика страны.
II период: конец 1991 года – 1994 год, период становления нового Российского государства в иной военно-политической обстановке, которая характеризовалась сближением России со странами Запада и США во всех областях и переходом экономики на рыночные отношения. Исходя из этого, ослабление внимания к вопросам обороноспособности страны и даже отрицание некоторыми «государственными деятелями» самой системы мобилизационной подготовки страны.
III период: 1994 год – апрель 1999 года. В государственном руководстве страны возобладали тенденции укрепления государственности России, укрепления ее обороноспособности и мобилизационной готовности. Разрабатываются ряд основополагающих документов в области мобилизационной подготовки и мобилизации, на всех уровнях развернулась и завершилась разработка мобилизационных планов по 1995 расчетному году. Однако недостаточное финансирование (а иногда и его отсутствие) приводили к нереальности выполнения ряда мероприятий мобилизационных планов.
IV период: апрель 1999 года по настоящее время. Начало данного периода характеризовалось резким обострением военно-политической обстановки в связи с развязыванием США и их союзниками по НАТО военных действий против Югославии. Это произошло, несмотря на активные политические, дипломатические и даже военные акции России.
В государственном руководстве страны наступил так называемый период «отрезвления» и понимания того, что любое государство или группа государств имеет свои национальные интересы, которыми они поступаться в угоду другой стране и тем более России не желают.
Правительством России принимается ряд решений направленных на укрепление обороноспособности страны, финансирование обороны с 2,8% ВВП поднимаются до 3,5%, военный бюджет на 2000 год увеличится в 1,5 раза, на 2001 г. военный бюджет определен в размере 218 млрд. 924 млн. руб., принимается решение о разработке новых мобилизационных планов Вооруженных Сил и экономики Российской Федерации.
В 2000 году Вооруженные Силы, другие войска Российской Федерации отработали новые мобилизационные планы (МП-2000) и на их основе представили в Правительство Российской Федерации заявки на вооружение, технику и другие материальные средства.
В апреле 2001 г. принимается Постановление Правительства Российской Федерации № 305-20 «О разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации (плана Российской Федерации на 2000 расчетный год)» и разворачивается работа по его выполнению.
Все эти мероприятия приходится решать в новой военно-политической обстановке в мире и новых военно-экономических условиях России. Современная военно-политическая обстановка складывается под влиянием изменений всей системы международных отношений, происходящих в результате взаимодействия двух противоречивых тенденций: с одной стороны – формирование многополюсного мира, с другой – стремление США закрепить за собой роль единоличного мирового лидера. В перспективе военно-политическая обстановка будет характеризоваться нарастающей нестабильностью и напряженностью. Дестабилизирующим фактором военно-политической обстановки в настоящее время являются:
стремление США и других стран Запада к ослаблению позиций России в мире во всех областях;
расширение НАТО на Восток (в 1999 году приняты в НАТО Польша, Чехия, Венгрия, готова вступить в НАТО Литва, Эстония, Латвия, сотрудничают с НАТО Словакия, Румыния, Молдова и Украина. Имеются устремления к НАТО и у Грузии);
«расползание» ядерного оружия: к «ядерному клубу» США, Россия, Англия, Франция, Китай в 1999 году присоединились Индия и Пакистан. Имеются данные, что ядерным оружием обладают Израиль и ЮАР (ряд стран близки к созданию ядерного оружия: Иран, Бразилия, Египет и ряд других стран);
территориальные притязания к России государств: Норвегия, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Германия, Япония, Китай;
наличие очагов военных столкновений и напряженности на территории России и в близи ее границ (Чечня, Карабах, Абхазия, Приднестровье, Косово);
ослабление интеграционных процессов между странами СНГ;
Военно-экономические условия России в настоящее время характеризуются:
ослаблением военно-экономического потенциала страны и Вооруженных Сил;
сокращением валового внутреннего продукта;
дезинтеграцией во всех отраслях экономики;
ослаблением научно-технического и технологического потенциала страны (сокращением исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития);
усилением внешней технологической зависимости в т.ч. оборонной промышленности.
В настоящее время, несмотря на отрицательные моменты в экономике, наметилась тенденция роста ВВП, но они пока незначительны для существенного подъема военно-экономического потенциала страны.
При всей важности проблемы подготовки экономики к войне нельзя оставлять в стороне вопросы разрешения чрезвычайных ситуаций мирного времени. Последствия техногенных чрезвычайных ситуаций в значительной степени сходны с результатами боевых действий (имеются в виду последствия для экономики и для населения страны). Сходны и мероприятия, проводимые в рамках подготовки к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с мероприятиями, проводимыми в экономике по подготовке к войне.
Изучение вопросов мобилизационной подготовки и мобилизации должностными лицами и специалистами системы РСЧС и ГО обусловлено также следующими обстоятельствами:
в директивных указаниях о планировании ГО на военное время ставится задача «Мероприятия ГО планировать совместно с мероприятиями мобилизационной подготовки экономики»;
в Федеральном законе «О гражданской обороне» статья 2 «Задача в области гражданской обороны» Задача под №11 определена: «Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания в военное время»;
в Федеральном законе «О чрезвычайном положении» в статье 13 пункт «в» указывается, что при введении чрезвычайного положения используются средства государственного мобилизационного резерва, а также может быть проведена мобилизация ресурсов предприятий, организаций и учреждений и переориентация их на производство необходимой в условиях ЧП продукции;
в подчинении органов управления РСЧС и ГО находятся различные гражданские организации, которые на военное время отрабатывают мобилизационные планы, планы на расчетный год;
в мобилизационных планах развертывания экономики муниципальных образований отдельным разделом разрабатываются и планируются мероприятия ГО на военное время;
мобилизационные работники городов, районов, предприятий, организаций и учреждений по совместительству (где нет штатных специалистов РСЧС и ГО) занимаются вопросами РСЧС в мирное время и ГО в военное время.
Перечисленные выше обстоятельства показывают на тесную взаимосвязь системы мобилизационной подготовки страны и системы РСЧС и ГО и обуславливают важность изучения этих вопросов должностными лицами РСЧС и ГО.
- Содержание
- V. Организация ликвидации чс
- 5.1. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ
- Введение
- 5.1.1. Общие положения по аварийно-спасательным и другим неотложным работам
- 5.1.2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
- 5.1.2.1. Действия руководящего состава войск го и псс по организации и проведению асднр
- 5.1.2.2. Ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ
- 5.1.2.3. Действия органов управления гочс и кчс при проведении асднр
- Заключение
- Перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями) в зонах чрезвычайной ситуации
- 5.2. Поисково-спасательная служба мчс россии, ее цели, задачи, организационная структура и перспективы развития
- Введение
- 5.2.1. Создание псс мчс россии, ее задачи и организационная структура
- 5.2.2. Порядок создания и основные направления развития псс мчс россии
- Разработка и практическая реализация планов взаимодействия, аттестации. В рамках разработки и практической реализации планов взаимодействия, аттестации:
- Заключение
- 5.3. Задачи, структура и перспективы развития государственной противопожарной службы
- Введение
- Теперь позвольте для общего ознакомления с организацией пожарной охраны привести краткую историческую справку.
- 5.3.1. Характеристика государственной противопожарной службы мчс россии
- 5.3.2. Взаимодействие гпс в системе мчс россии, с федеральными органами государственной власти и международными организациями
- Научно-техническое и кадровое обеспечение деятельности гпс мчс России
- 5.3.3. Перспективы развития гпс
- 5.3.4. Вопросы дознания
- Заключение
- 5.4. Организация управления гарнизонами пожарной охраны
- Введение
- 5.4.1. Требования к управлению
- 5.4.2. Состав органов управления и их размещение. Пункт управления и организация работы на них
- 5.5. Авиация мчс россии и её применение при ликвидации чс
- Введение
- 5.5.1. Классификация и состав авиации мчс россии
- 5.5.1.1. История создания и развития Авиации мчс России
- 5.5.1.2. Предназначение и задачи Авиации мчс России
- 5.5.1.3. Классификация Авиации мчс России
- 5.5.1.4. Структура Авиации мчс России
- 5.5.1.5. Состав авиапарка мчс России
- 5.5.1.6. Перспективы развития Авиации мчс России
- Характеристики самолётов и вертолётов мчс России
- Планируемый состав авиации мчс России
- 5.5.2. Применение авиации при ликвидации чс
- Заключение
- 5.6. Современное состояние и перспективы развития аварийно-спасательной техники
- Введение
- 5.6.1. Аварийно-спасательный инструмент
- Сравнительные данные основных технических характеристик образцов комплектов гидравлического аварийно-спасательного инструмента
- Основные технические характеристики нкгс-аэ12
- Технические характеристики пневмодомкратов
- 5.6.2. Приборы поиска пострадавших в чс
- 5.6.3. Аварийно-спасательные машины
- 5.6.4. Робототехнические средства
- 5.6.5. Мобильный диагностический комплекс оценки реальной сейсмостойкости и устойчивости зданий (сооружений)
- 5.6.7. Основные направления развития аварийно-спасательной техники
- 5.7. Использование современных информационных технологий в процессе обучения в системе образования российской федерации
- Введение
- 5.7.1. Новые образовательные технологии в системе обучения населения
- 5.7.2. Разработки фц внии гочс в области образования
- 6.1. Современные средства поражения и способы защиты населения от них
- Введение
- 6.1.1. Взгляды сша и нато на разработку и применение современных средств поражения: тенденции, опыт
- 6.1.2. Классификация средств поражения и краткая характеристика видов оружия
- Классификационные признаки
- 6.1.2.2. Оружие массового поражения
- 6.1.2.2. Нетрадиционные средства поражения или оружие глобального поражения
- Боевой состав и основное вооружение снс сша, Великобритании, Франции и сяс Китая
- Характеристики мбр сша
- Состав ядерных средств блока нато на Европейском тв
- Боевой состав ввс стран нато
- Ттх управляемых ракет классов “воздух-земля (корабль)”
- 6.1.2.3. Высокоточное оружие стран нато и его классификация
- 6.1.2.4. Автоматизированные системы разведки и управления высокоточным оружием
- 6.1.2.5. Разведывательно-ударные (огневые) комплексы
- 6.2.3. Способы защиты населения от современных средств поражения
- Заключение
- 6.2. Службы и гражданские организации гражданской обороны
- 6.3. Войска гражданской обороны российской федерации и основы их применения
- Введение
- 6.3.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны, их состав и состояние
- 6.3.1.1. Предназначение и задачи войск гражданской обороны
- 6.3.1.2 Состав и состояние войск гражданской обороны
- Состав войск гражданской обороны мирного времени ( по состоянию на 01.01.2003 г.)
- 6.3.2. Основы применения войск гражданской обороны
- 6.3.2.1 Общие положения по применению и организации деятельности войск гражданской обороны
- 6.3.2.2. Права должностных лиц государства, мчс России по управлению войсками гражданской обороны
- 6.3.2.3 Организация применения войск гражданской обороны
- 6.3.3. Цели, основные направления строительства войск гражданской оброны и этапы реализации планируемых мероприятий
- 6.3.3.1 Цели и основные направления строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.2 Содержание основных направлений строительства войск гражданской обороны
- 6.3.3.3 Этапы реализации основных мероприятий Плана строительства войск гражданской обороны
- Заключение
- 6.4. Основы перевода гражданской обороны на военное время
- Введение
- 6.4.1. Общий порядок перевода го на военное время
- 6.4.2. Приведение в готовность и организация работы органов управления и сил го
- Заключение
- 6.5. Общие положения по мобилизационной подготовке и мобилизации
- Введение
- 6.5.1. Основные понятия, цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации
- Периоды функционирования системы мобилизационных мероприятий
- Содержание мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации
- Заключение
- VII. Обеспечение функционирования рсчс и го
- 7.1. Финансирование мероприятий рсчс и го
- Ведение
- 7.1.1. Задачи финансирования мероприятий рсчс и го
- 7.1.1.1. Организация финансового обеспечения сил гражданской защиты
- 7.1.2. Планирование, выделение, расход и возмещение ущерба при чс. Оказание финансовой помощи
- 7.1.2.1. Финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чс
- 7.1.2.2. Средства оперативного резерва
- Заключение
- 7.2. Экономические механизмы смягчения последствий катастроф
- Введение
- 7.2.1. Основные направления экономического регулированиявопросов предупреждения чс
- Слайд 8а
- 7.3. Материально-техническое обеспечение сил и мероприятий рсчс и го в современных условиях
- Введение
- 7.3.1. Организация материального обеспечения мероприятий рсчс
- 7.3.2. Организация тылового обеспечения мероприятий го
- Заключение
- Норма №1 Паек для взрослого здорового человека
- Норма № 2 Паек для лиц пожилого возраста
- Норма № 3 Паек питания для детей и подростков
- Норма № 4 Паек для больных (лечебное питание)
- 7.4. Некоторые экономические проблемы в области обеспечения пожарной безопасности
- 7.5. Договорная деятельность органов управления гпс мчс росии по созданию подразделений гпс
- Федеральное законодательство, регулирующее правоотношения по осуществлению договорной деятельности органами управления гпс мчс России по созданию подразделений гпс
- Виды договоров по созданию подразделений гпс
- Стороны в договоре, предмет договора, объект защиты
- VIII. Опыт мчс по проведению гуманитарных операций. Международное сотрудничество
- 8.1. Гражданская оборона зарубежных государств. Международная организация гражданской обороны
- Введение
- 8.1.1. Организация го в ведущих зарубежных странах
- 8.1.1.1. Задачи го
- 8.1.1.2. Основные положения по организации го в иностранных государствах
- 8.1.1.3. Го наиболее развитых иностранных государств
- 8.1.1.4. Перспективы развития го в странах нато
- 8.1.2. Международная организация гражданской обороны
- 8.1.2.1. Межправительственные организации
- XI. Государственная противопожарная служба
- 9.1. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- Введение
- 9.1.1. Организация государственного пожарного надзора
- 9.1.1. Система обеспечения пожарной безопасности
- 9.1.1.2. Правовые основы деятельности гпс в области государственного пожарного надзора
- 9.1.1.3. Права должностных лиц гпс, осуществляющих государственный пожарный надзор
- 9.1.1.4. Организация деятельности подразделений гпс, осуществляющих гпн
- 9.1.1.5. Особенности осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях
- 9.2. Нормативно-техническая работа в территориальном органе управления гпс: цели, механизмы осуществления на современном этапе, перспективы развития
- 9.3. Состояние и перспективы развития системы лицензирования работ (услуг) и сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности
- Часть 1. Лицензирование работ (услуг) в области пожарной безопасности введение. Нормативные документы
- 9.3.1. Основные положения федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности
- 9.3.1.1. Основные понятия
- 9.3.1.2. Основные принципы
- 9.3.1.3. Критерии определения лицензируемых видов деятельности
- 9.3.1.4. Полномочия Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования
- 9.3.1.5. Полномочия лицензирующих органов
- 9.3.1.6. Действие лицензии
- 9.3.1.7. Срок действия лицензии
- 9.3.1.8. Принятие решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.9. Содержание подтверждающего наличие лицензии документа и решения о предоставлении лицензии
- 9.3.1.10. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии
- 9.3.1.11. Осуществление контроля
- 9.3.1.12. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
- 9.3.1.13. Ведение реестров лицензий
- 9.3.1.14. Лицензионные сборы
- 9.3.1.15. Финансирование лицензирования
- 9.3.2. Основные положения постановления правительства рф № 135 от 11 февраля 2002 г. «о лицензировании отдельных видов деятельности»
- 9.3.3. Основные положения постановления правительства рф № 373 от 31 мая 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» приказ мчс россии № 301 от 20.06.2002 г.
- 9.3.4. Основные положения приказа гугпс мчс россии № 24 от 4 июля 2002 г. «об утверждении инструкции по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.4.1. Структура, функции и права участников системы лицензирующих органов в области пожарной безопасности
- 9.3.4.2. Прием и организация рассмотрения документов соискателей лицензий
- 9.3.4.3. Подготовка проектов решений лицензирующего органа о предоставлении (об отказе в предоставлении) лицензий и доведение решений лицензирующего органа до сведения соискателей лицензий
- 9.3.4.4. Предоставление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.5. Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий
- 9.3.4.6. Организация ведения реестра лицензий
- 9.3.4.7. Организация контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий
- 9.3.5. Основные положения постановления правительства рф № 595 от 14 августа 2002 г. «о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности»
- 9.3.5.1. Критерии пожароопасных производственных объектов
- 9.3.5.3. Лицензионные требования и условия
- Заключение. Перспективы развития системы лицензирования
- Опись документов представленных в орган лицензирования
- Заявление о предоставлении лицензии
- Заявление на получение лицензии
- Сведения
- Поручение о проведении оценки соискателя лицензии
- Уведомление о предоставлении лицензии
- Уведомление об отказе в предоставлении лицензии
- Состав деятельности указан на обороте.
- Заявление о переоформлении лицензии
- Заявление о переоформлении лицензии
- Уведомление о предстоящей проверке лицензиата
- Поручение о проверке лицензиата
- Решение № _______ о приостановлении действия лицензии
- Решение № _______ о возобновлении действия лицензии
- Состав видов деятельности в области пожарной безопасности, лицензируемых Государственной противопожарной службой мчс России
- Часть 2. Сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности введение
- 9.3.1. Нормативно - правовое регулирование сертификации в рф
- 9.3.2. Основные принципы и цели подтверждения соответствия
- 9.3.3. Формы подтверждения соответствия
- 9.3.3.1. Добровольное подтверждение соответствия
- 9.3.3.2. Обязательное подтверждение соответствия
- 9.3.4. Сертификация в области пожарной безопасности
- 9.3.2 Понятие сертификации в области пожарной безопасности и ее цели
- 9.3.3 Объекты добровольной сертификации
- 9.3.4 Объекты обязательной сертификации
- Порядковый номер сертификата
- Код вида сертификации по таблице 1
- С Обозначение Системы сертификации труктура
- Классификатор участников
- 9.3.5. Порядок проведения сертификации продукции в области пожарной безопасности
- 9.3.5.1. Основные этапы процесса сертификации продукции
- 9.3.5.2. Схемы сертификации продукции и услуг в рф
- 9.3.5.3. Основные схемы сертификации в области пожарной безопасности и их определение
- 9.3.5.4. Другой порядок сертификации в области пожарной безопасности
- Проведение испытаний
- 9.3.6. Совершенствование сертификации
- 9.4. Пожарная автоматика: состояние вопроса и перспективы развития
- 9.4.1. Современные системы автоматической пожарной сигнализации
- 9.4.2. Водяные и пенные установки пожаротушения
- 9.4.2.1. Современные структурные схемы спринклерных установок пожаротушения
- 9.4.2.2. Модульные установки с тонким распылом воды
- 9.4.3. Газовые установки пожаротушения
- 9.4.4. Порошковые и аэрозольные установки пожаротушения
- 9.4.5. Учёт и отчётность по внедрению и качеству эксплуатации установок пожарной автоматики
- 9.4.6. Взаимодействие органов госпожнадзора с организациями, осуществляющимиразработку , производство, внедрение и эксплуатацию упа
- 9.4.7. Согласование и экспертиза проектов упа
- 9.5.Уголовно-процессуальное и административное расследование происшествий, связанных с пожарами
- Литература