logo
Учебное пособие Д

4.3.1 Разработка планов тушения пожаров

В соответствии с частью 4, статьи 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69 «О пожарной безопасности», для производств в обязательном порядке разрабатываются Планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей. Практической основой для оперативного планирования в области пожаротушения являются методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров, изданные МЧС России в 2005 году.

План тушения пожара - документ, прогнозирующий обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара в организации (на объекте). Наряду с планом тушения пожара, разрабатывается карточка тушения пожара, которая представляет собой документ, содержащий основные данные об организации (объекте) и путях эвакуации, позволяющих быстро и правильно организовать действия подразделений пожарной охраны по спасению людей и тушению пожара.

План тушения пожара учитывает состояние противопожарной защиты объекта и реальные возможности привлечения сил и средств, как для тушения пожара, так и для его локализации, что особенно актуально при недостатке пожарной техники и огнетушащих веществ.

План тушения пожара пожара разрабатывается на основе вероятного сценария возникновения и развития пожара на объекте, который основан на статистике известных пожаров на аналогичных объектах, учитывает конкретные условия, технологический режим, интенсивность функционирования, статистику аварий и нарушений технологического режима (если таковая имеется) по данному объекту.

План тушения пожара основывается на реальных условиях конкретного предприятия (объекта) и учитывает:

-дислокацию пожароопасных участков и возможность распространения пожара по ним;

-наличие подразделений Государственной противопожарной службы (ГПС), существующее расписание выездов, расчетное время прибытия подразделений на пожар, оснащенность пожарной техникой и огнетушащими веществами, укомплектованность личным составом;

-наличие подразделений муниципальной и (или) объектовой пожарной охраны, существующее расписание выездов, расчетное время прибытия подразделений на пожар, оснащенность пожарной техникой и огнетушащими веществами, укомплектованность личным составом;

-наличие добровольной, Частной пожарной охраны и ее оснащенность;

-запасы огнетушащих веществ на территории предприятия;

-наличие и режим функционирования стационарных установок пожаротушения;

-наличие пожарного водопровода и других водоисточников, как на территории объекта, так и вблизи него;

-статистику загораний и реальных аварий с пожаром на данном объекте;

-предложения органов ГПН, подразделений пожарной охраны и администрации объекта, направленные на повышение уровня противопожарной защиты.

В состав Плана тушения пожара входит:

- план-схема организации земельного участка объекта (генплан) с указанием разрывов до соседних зданий и строений, с нанесением дорог и проездов;

- водоисточники и их характеристики, которые можно использовать при тушении пожара, и расстояния от них по маршрутам прокладки рукавных линий, с вариантами расстановки пожарной техники, краткая оперативно-тактическая характеристика здания;

- пожарная опасность веществ и материалов обращающихся в производстве и меры защиты сотрудников государственной противопожарной службы;

- наличие и характеристика установок пожаротушения;

- наличие систем дымоудаления и подпора воздуха;

- сводная таблица для расчета сил и средств для тушения пожара;

- предварительное планирование боевых действий подразделений пожарной охраны при тушении пожара, в том числе, расстановка подъемных механизмов;

- рекомендации должностным лицам организации;

- требования правил охраны труда;

- графическая часть.

План тушения пожара разрабатывается на:

-организации (объекты организаций) нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности: нефтеперекачивающие станции общей вместимостью резервуарных парков 10 тыс.м3 и более, газокомпрессорные станции; нефтегазоперерабатывающие заводы; сооружения для добычи и подготовки нефти и газа на континентальном шельфе; нефтебазы общей вместимостью резервуарных парков 20 тыс.м3 и более; станции хранения газа; объекты добычи и подготовки нефти и газа;

-организации (объекты организаций) химической и нефтехимической промышленности: предприятия по производству синтетического каучука; химической продукции с применением взрывопожароопасных веществ и материалов; шин и резинотехнических изделий; по переработке и получению сжиженных углеводородных газов; производству минеральных удобрений;

- организации (объекты организаций) электроэнергетической промышленности: тепловые электростанции независимо от их мощности; гидроэлектростанции мощностью 20 МВт и выше; стационарные дизельные электростанции и газотурбинные установки мощностью 10 МВт и выше; подстанции 500 КВт и выше районные станции теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностью более 300 Г. кал; резервуарных парков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных);

- организации (объекты организаций) машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической промышленности независимо от их производственной мощности;

- отдельно стоящие технологические установки и терминалы с взрывопожароопасной технологией производства;

- производственные корпуса промышленных предприятий и здания не производственного назначения в жилой застройке со сгораемым покрытием общей площадью 1200 м2 и более;

- предприятия по хранению, переработке древесины и производству целлюлозы;

- организации транспорта: автомобильного (автовокзалы, автокомбинаты и автопарки, трамвайно-троллейбусные парки, технические центры и станции технического обслуживания и ремонта технических средств); многоярусные подземные автостоянки; железнодорожного (станции метрополитенов и железнодорожные станции); авиационного (аэропорты и аэровокзалы, авиационно-технические базы); водного (морские и речные порты, терминалы);

- лечебные учреждения на 150 и более койко-мест, лечебно-профилактические, оздоровительные учреждения на 200 и более койко-мест, амбулаторно-поликлинические учреждения на 250 посетителей в смену, дома соцобеспечения на 200 и более человек;

- общественно-административные здания и сооружения: административно-управленческого и конторско-канцелярского назначения с численностью 150 и более работающих; торговые центры, супер-маркеты, универмаги, крытые рынки с поэтажной площадью 1500 м2 и более; гостиницы, общежития, мотели (кемпинги) от 150 койко-мест и более; повышенной этажности (более 9 этажей); культурные сооружения;

- учебные и детские заведения: общеобразовательные школы и школы-интернаты на 150 и более учащихся, учебные учреждения среднего и высшего образования; детские сады (комбинаты) на 100 мест и более; летние спортивные и оздоровительные лагеря и детские дачи на 100 мест и более;

- культурно-зрелищные сооружения: киноконцертные залы, кинотеатры, цирки и театры; музеи, картинные галереи, аппаратно-студийные комплексы телерадиокомпаний, выставочные залы, парки культуры и отдыха, зоопарки; дворцы, дома культуры и другие зрелищно-развлекательные комплексы;

- спортивные комплексы и сооружения закрытого и открытого типа (стадионы, манежи, бассейны, ипподромы, велотреки и др.);

- организации (объекты) культурного наследия народов Российской Федерации;

- предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности и рыбного хозяйства, предприятия торговли, склады и базы, независимо от назначения;

- сельскохозяйственные организации;

- строящиеся крупные и уникальные объекты;

- жилые дома высотой более 70 метров.