logo
НОКСОЛОГИЯ - учебник

Оценка напряженности труда работников административно-управленческого аппарата

Показатель | Балл

Степень ответственности в работе:

ответственность за выполнение собственных функциональ­ных обязанностей

1

ответственность за выполнение работы небольшой группы лиц (до 5 человек)

2

организационное и (или) техническое руководство деятель­ностью подразделения (отдел, сектор, лаборатория)

3

организационное руководство основными направлениями де­ятельности коллектива, отрасли. Разработка долгосрочных пла­нов, прогнозов, программ, концепций в масштабах отрасли

4

Необходимость принятия решений:

решение простых вопросов по четкой инструкции

1

решение сложных вопросов по серии инструкций, пособий и т.п.

2-3

эвристическая (творческая) деятельность в редко повторяю­щихся ситуациях

4

Степень загрузки:

недогружен периодически

1

загружен полностью

2

перегружен периодически

3

перегружен постоянно

4

Сверхурочная работа:

отсутствует

1

Степень ответственности в работе:

реже одного раза в неделю

2

один-два раза в неделю

3

ежедневно

4

Ритмичность загрузки:

равномерная загрузка

1

бывает неритмичная в течение дня, недели, месяца, года

2

систематическая неритмичная работа

3

4.1. Системы мониторинга

337

Окончание табл. 4.1

Показатель |

Балл

Дефицит времени:

работа по индивидуальному графику

1

работа по точному графику с возможностью корректировки по ходу деятельности

2

работа периодически в условиях дефицита времени

3

работа в условиях постоянного дефицита времени и недоста­точной информации для принятия срочного решения

4

Организация труда:

характер и организация труда соответствуют должностным обязанностям

1

периодически (не полностью) не соответствует

2

не соответствует

3

Частота стрессовых ситуаций:

отсутствует

1

реже одного раза в неделю

2

один-два раза в неделю

3

ежедневно

4

Длительность стрессовых ситуаций:

до 10 мин

1

до 30 мин

2

свыше 30 мин

3

Дефицит двигательной активности на работе (неподвижная работа):

до 5 ч

1

2

3

4

Определение категории напряженности труда произво­дится после расчета суммарного показателя по всем крите­риям в баллах. Если сумма баллов не превышает 16, работу следует относить к первой категории - мало напряженный труд, если она составляет 17-22 балла - ко второй катего­рии - напряженный труд и 22 балла и выше - к третьей ка­тегории - очень напряженный труд.

Значительные профессиональные нагрузки работников ап­парата приводят к повышению рабочего напряжения и утом­лению, критериями которых являются качественные и количественные сдвиги в состоянии функциональных систем организма.

Количественные критерии, характеризующие высокую степень риска:

Физиологическими критериями утомления наряду с ощу­щением усталости и снижением работоспособности являют­ся: уменьшение функциональной активности физиологических систем к концу рабочего дня и недели, увеличение периода рефлекторных реакций, нарушение реакции на звук и свет, ухудшение функции внимания, памяти, нарушение мозго­вого кровообращения и др.

Мониторинг окружающей среды. Мониторинг окружа­ющей среды - это система регулярного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды обитания. Он представляет собой комплекс мероприятий по определению состояния окружа­ющей среды и отслеживанию изменений в ее состоянии.

Основные задачи мониторинга можно определить как:

• прогноз состояния окружающей среды.

Глобальный мониторинг. В 1971 г. Международный совет научных союзов впервые сформулировал принципы постро­ения глобальной системы мониторинга состояния биосферы и определил показатели, за которыми следует установить по­стоянные наблюдения и контроль. В 1972 г. Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде одобрила эти ос­новные принципы, а в рамках Программы ЮНЕП (Програм­ма ООН по проблемам окружающей среды) в 1973-1974 гг. были разработаны основные положения создания Глобаль­ной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). При создании ГСМОС было рекомендовано опираться на суще­ствующие национальные системы.

На совещании в Найроби (1974 г.) определены следую­щие задачи ГСМОС:

При этом были определены конечные цели ГСМОС:

Приняты следующие перечни приоритетных загрязни­телей, подлежащих определению:

  1. в воздухе - взвешенные частицы, оксиды серы, азота и углерода, озон, сульфаты, свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды;

  2. в атмосферных осадках - свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, сульфаты, бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды, рН, главные катионы и анионы (катионы калия, натрия, магния и кальция, сульфат-, хлорид-, нитрат- и гидрокарбонат-анионы);

  3. в пресных водах, в донных отложениях и почве - свинец, кадмий, ртуть, мышьяк, бенз(а)пирен ДДТ и другие пе­стициды, биогенные элементы (фосфор, азот, кремний);

  4. в биоте - свинец, кадмий, ртуть и мышьяк, бенз(а)пирен, ДДТ и другие пестициды.

Государственный мониторинг окружающей среды (да­лее - экологический мониторинг, ЭМ) проводится в соот­ветствии с положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. № 177.

ЭМ включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, состояния недр и других природных зон (внутренние моря, озеро Байкал, территориальные моря).

Результаты ЭМ с практической точки зрения весьма важ­ны, так как при этом устанавливаются уровни загрязнений компонент окружающей среды в регионах и городах раз­личными ингредиентами, а также фоновые загрязнения ат­мосферного воздуха, водных объектов, почвы.

Фоновое загрязнение природной среды изменяется в основ­ном за счет распространения загрязняющих веществ в атмо­сфере на большие расстояния. Загрязняющие вещества в про­цессе дальнего переноса претерпевают физико-химические изменения, осаждаются на земную поверхность и включа­ются в природные процессы миграции. В районах, удален­ных от мест интенсивной деятельности, происходит накоп­ление загрязнителей. Фоновый экологический мониторинг проводится для того, чтобы выявить глобальные тенденции изменений биосферы на фоновом уровне загрязнения.

ЭМ осуществляют в пределах своей компетенции Минпри­роды России, Федеральная служба России по гидрометео­рологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба земельного кадастра России, Минсельхоз России и другие органы исполнительной власти. Минприроды Рос­сии координирует деятельность федеральных органов по организации и осуществлению ЭМ.

Государственная наблюдательная сеть за загрязнением окружающей среды Федеральной службы России по гидро­метеорологии и мониторингу окружающей среды ведет сле­дующие работы.

Наблюдения за загрязнением атмосферы проводятся ре­гулярно в 229 городах и населенных пунктах Российской Федерации на 623 стационарных постах Росгидромета. В боль­шинстве городов измеряют концентрации от 5 до 25 веществ.

Наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по гидробиологическим показателям производится в 6 гидро­графических районах на 133 водных объектах по 323 створам. Программа наблюдений включает от 2 до 6 показателей.

Наблюдения за загрязнением морской среды по гидро­химическим показателям проводятся на 160 станциях в прибрежных районах восьми морей, омывающих террито­рию Российской Федерации. В отобранных пробах опреде­ляются до 24 ингредиентов.

Сеть станций наблюдения трансграничного переноса ве­ществ ориентирована на западную границу Российской Федерации. На четырех станциях наблюдений производится отбор и анализ атмосферных аэрозолей, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков.

Пунктами сети наблюдений за загрязнением почв явля­ются сельскохозяйственные угодья (поля), лесные массивы зон отдыха и прибрежных зон. Отбор почв на содержание пес­тицидов 21 наименования выполнен в хозяйствах 190 районов. Отбор проб на содержание до 24 ингредиентов промышлен­ного происхождения проводился на территории 41 города. Наблюдениями за загрязнением поверхностных вод суши по гидрохимическим показателям охвачены 1182 водных объекта. Отбор проб по физическим и химическим показа­телям с одновременным определением гидрологических по­казателей проводился на 1716 пунктах.

Сеть станций, осуществляющих наблюдения за химиче­ским составом и кислотностью осадков, состоит из 123 стан­ций федерального уровня, отбирающих на химический анализ суммарные пробы, и 131 пункта, на которых в оперативном порядке измеряется только величина рН.

Система контроля загрязнения снежного покрова на тер­ритории России осуществляется на 536 пунктах. В пробах определяются ионы сульфата, нитрата аммония, значение рН, а также бенз(а)пирен, тяжелые металлы.

Система фонового мониторинга ориентирована на получе­ние информации о состоянии природной среды на территории Российской Федерации, на ее основании проводятся оцен­ки и прогноз изменения этого состояния под влиянием тех­ногенных факторов. На территории России находятся пять станций комплексного фонового мониторинга, которые рас­положены в биосферных заповедниках: Воронежском, Приокско-Террасном, Астраханском, Кавказском, Алтайском.

Наблюдения за радиационной обстановкой окружающей среды на стационарной сети осуществляется на 1312 пунк­тах. Гамма-спектрометрический и радиохимический анализ проб проводится в специальных радиометрических лабора­ториях.

Региональный мониторинг. На территории больших горо­дов крупных государств, например, таких, как Российская Федерация, США, Канада и т.п., организуется региональ­ный мониторинг. Он не только является частью государст­венного мониторинга, но и решает задачи, специфические для данной территории. Основная задача регионального мониторинга - получение более полной и детальной информации о состоянии окружающей среды региона и воз­действии на нее техногенного фактора, что не представляется возможным сделать в рамках глобального и государствен­ного мониторинга, так как в их программах нельзя учесть особенности каждого региона.

Локальный мониторинг. При организации и проведении локального мониторинга необходимо определить приори­тетные загрязнители, за которыми уже ведутся наблюдения в рамках глобального, государственного и регионального мониторинга, а также загрязнители от имеющихся источни­ков загрязнения или от создаваемых производств.

По результатам локального мониторинга соответствующие компетентные органы могут установить для предприятия вре­менные ПДВ или ПДС. В особых случаях может ставиться вопрос о полной приостановке деятельности предприятия, его перепрофилировании или переносе в другую местность.

Контроль уровней энергетических воздействий (вибра­ций, акустических воздействий, ЭМП и ЭМИ, радиоактив­ных излучений и т.п.) в жилых помещениях, на открытой территории проводится с помощью инструментальных из­мерений по утвержденным методикам.

Органами муниципального уровня при проведении изме­рений параметров ЭМП в помещениях жилых и обществен­ных зданий (внешнее излучение, включая вторичное) изме­рения проводятся в центре помещений, у окон, у батарей отопления и других коммуникаций, а также, при необходи­мости, в других точках. Измерения внешнего излучения при отсутствии кондиционирования воздуха проводятся при от­крытой форточке, фрамуге или узкой створке окна.

На открытой территории измерения проводятся на вы­соте 2 м от поверхности земли, далее на высотах 3, 6, 9 м и т.д. в зависимости от этажности застройки. Измерения в каждой точке проводятся на высоте 0,5,1,0 и 1,7 м от опор­ной поверхности. Определяющим в данной точке является максимальное измеренное значение интенсивности ЭМП.

Измерения интенсивности ЭМП от антенн с вращающей­ся или сканирующей диаграммой направленности должны проводиться при неподвижной диаграмме направленности при всех возможных углах наклона антенны.

Измерения интенсивности ЭМП должны проводиться не реже одного раза в год в порядке текущего контроля; а также при внесении в условия и режимы работы источни­ков ЭМП изменений, влияющих на уровни излучения (замена генераторных и излучающих элементов, изменение тех­нологического процесса, изменение экранировки и средств защиты, увеличение мощности, изменение расположения элементов и т.д.); после ремонта источников ЭМП.