logo
Курс лекций Упр ЧС

1. Методы контроля за рисками:

-избежания подверженности риску или отказа от риска;

-предотвращения убытков;

-уменьшения размера убытков;

-отделения или дублирования выделения объектов, подверженных риску;

-передачи контроля за риском на основе договора.

2. Методы финансирования рисков в свою очередь подразделяются на две группы.

Первая - методы удержания рисков на собственном финансиро­вании:

-покрытия убытков за счет текущих расходов;

-нефондируемых резервов;

-фондируемых резервов;

-займа;

- кэптивного страховщика.

Вторая - методы передачи рисков на основе софинансирования:

-коммерческого страхования;

-передачи финансирования рисков на основе договора.

Данная классификация практически совпадает с классификацией методов управления рисками, рассмотренной выше. Тем не менее, надо отметить, что она дополнительно определяет метод выделения объектов, подверженных риску – метод отделения или дублирования.

Суть метода сводится к созданию на фирме такой ситуации, при которой ни один отдельный случай реализации риска (наступления ущерба) не при­водит к серии новых убытков. Реализация этого метода управления рисками на уровне предприятия возможна в двух формах — отделение рис­ка и дублирование.

Отделение рисков предполагает пространственное разделение источников возникновения убытков, например, выделение разных производственных площадок: продукция выпускается не в одном большом цехе, а в двух, меньших по размеру, и расположенных на отдаленных друг от друга площадках.

В свою очередь, дублирование означает создание дублирующих друг друга производственных участках, наиболее значимых для всего производственного процесса, которые, например, расположены в отдалении друг от друга. Кроме того, дублирование может относится к созданию производственных запасов, скажем, на двух складах, находящихся в разных местах. При этом суммарный размер запаса тоже может превышать запас, необходимый для обеспечения нормального производственного процесса.

Рассматривая методы управления отдельными видами рисков, назовем три уни­версальных способа снижения любого риска: распределение риска между участниками проекта; страхование; резервирование средств на покрытие непредвиден­ных расходов.

Снижение уровня риска вызывает необходимость технических, организацион­ных мероприятий, требующих определенных, а во многих случаях и значительных затрат. А это не всегда целесообразно. Таким образом, экономические соображения устанавливают некоторые пределы снижения степени риска для конкретного предприятия. При решении вопросов о снижении риска необходимо сопо­ставить ряд показателей, относящихся к расходам, обеспечивающим приемлемый уровень риска и ожидаемый эффект.