14. Цель унификации и типизации в пром стр-ве. Модульная система и параметры зданий.
Цель и этапы унификации в промышленном строительстве. Унификация предусматривает приведение к единообразию и взаимосочетанию размеров объемно-планировочных компонентов зданий и их конструкций с целью уменьшения объемно-планировочных параметров и количества типоразмеров элементов (по форме и конструкции). Существенно ограничивая количество типоразмеров конструкций и деталей, система унификации служи? надежной предпосылкой экономической рентабельности их заводского производства.
Для унификации производят отбор таких зданий, объемно-планировочные схемы и конструктивные решения которых обеспечивают в наибольшей мере функциональные, технические, архитектурно-художественные и экономические требования. Система унификации положена в основу типизации конструкций, т.е. направления, позволяющего на базе отобранных или специально разработанных типов создавать оптимальные объемно-планировочные и конструктивные решения как образцы для многократного повторения в строительстве. Основой при этом является использование прогрессивных норм, унифицированных параметров и индустриальных конструкций ограниченной номенклатуры.
Унифицированные объемно-планировочные и конструктивные решения зданий не является чем-то застывшим. Их совершенствуют с учетом прогрессивных норм и методов производства, развития строительных конструкций и технологии строительного производства, изменения норм проектирования, архитектурно-художественных и экономических требований и т.п.
Развитие унификации происходило поэтапно. На начальном этапе производился отбор и взаимоувязка линейных параметров зданий (пролет, шаг колонн, высота, нагрузка на конструкции). На этой стадии для многих отраслей промышленности были разработаны габаритные схемы зданий. В таблице IV-! приведены наиболее часто используемые габаритные схемы одноэтажных зданиях, а в таблице 1У-2 - сочетания размеров высот, грузоподъемности кранов и отметок головок подкрановых рельсов.
Переход на использование унифицированных габаритных схем позволял значительно сократить число типоразмеров конструкций и деталей, повысить серийность и снизить стоимость их производства, однако их множество еще не исключалось. Поэтому в дальнейшем был осуществлен поиск путей перехода на пространственную и объемную унификацию зданий. В результате этой работы были разработаны унифицированные типовые секции (УТС). УТС представляет собой объемный элемент здания, ограниченный несколькими пролетами по ширине, с постоянной высотой и длиной, как правило, принимаемой равной допустимому расстоянию между поперечными температурными швами. Так, например, для ряда предприятий машиностроительной промышленности были получены секции с размерами в плане 144 х 72 м, высотой пролетов 10,8 м и с использованием мостовых кранов грузоподъемностью 10 и 20 т. Для ряда отраслей производства (заводы по производству сборного железобетона, здания ТЭЦ и др.), где использование крупноразмерных УТС не оправдано, были разработаны у н и ф и ц и -рОЕанные типовые пролеты (УТП).
Использование УТС и УТП позволяло значительно упростить процесс проектирования зданий, сократить число типоразмеров конструкций и деталей и самих видов зданий, осуществлять изготовление основных сборных элементов по единому каталогу. Вместе с тем, использование
' и УТП связано с повышением затрат из-за несовпадения унифицированных параметров с требованиями технологии того или иного производства. Дальнейшее совершенствование унификации промышленных зданий было направлено на переход к межвидовой унификации. Межвидовая унификация предполагает объемно-планировочные и инструктивные решения, единые для производственных, общественных и сельскохозяйственных зданий.
В этом случае представляется возможность строительства зданий по единому каталогу типовых стандартных конструкций и изделий со значительно меньшим числом типоразмеров, чем предусмотрено каталогом для УТС и УТП.
Модульная система и параметры зданий. Унификация объемно-планировочных и конструктивных решений стала возможной на базе единого подхода к правилам назначения основных параметров зданий, расположения разбивочных (координационных) осей и строгого соблюдения правил привязки к ним несущих и ограждающих конструкций.
Назначение основных параметров зданий (пролет и высота) производят в соответствии с действующей единой модульной координацией размеров в строительстве (ЕСМК) и ГОСТами. Развитие ЕСМК в нашей стране происходило с различными тенденциями. Так, в 1950-1970 гг. преобладала тенденция использования укрупненных модулей, что позволяло сократить число типоразмеров зданий и конструкций. Однако, как уже указывалось, это приводило к завышению объемов и площадей зданий. В целях экономии материалов и энергоресурсов в последнее время стали допускать разукрупнение модулей с соблюдением обязательной кратности их, как и прежде, единому модулю (М = 100 мм).
В настоящее время, исходя из функциональных, экономических и архитектурных требований, размеры модульных пролетов L0, модульных шагов B0 и модульных высот этажей Hо объемно-планировочных элементов зданий назначают кратными укрупненным модулям в соответствии с таблицей 1У-3.
Таблица 1У-3
Размеры объемно-планировочных элементов зданий и укрупненные модули
Предельные величины, мм
| Укрупненный модуль | |
принимаемый | допускаемый | |
Модульные пролет L0 и шаг Вк: до 18 000 свыше 18 000 |
30 М 60М |
15 М 30 М |
Модульная высота этажа H0: до 3 600 свыше 3 600 |
3м 6М |
- 3м |
В соответствии с установленной модульной координацией пролеты зданий могут быть (м): 9; 10,5; 12; 13,5; 15; 16,5; 18; 21; 24; 27; 30 и т.д.; шаги колонн (м) - 6; 7,5; 9; 10,5; 12; 13,5; 15; 16,5 и 18; высоты этажей (м) - 3; 3,3; 3,6; 3,9; 4,2; 4,5; 4,8 и т.д. через 0,3 м до 18 м включительно. Допускается применение высоты этажей 2,8 м, кратной основному модулю М = 100 мм.
Назначение параметров зданий за указанными пределами производят исходя из комплексной необходимости обеспечения экономного и рационального размещения технологического процесса, включая архитектурно-художественную сторону здания, но с обязательным подчинением укрупненным модулям.
В многоэтажных зданиях выбор размеров пролета и шага колонн {сетки колонн) производят с учетом нормативной полезной нагрузки на 1 м2 перекрытия. Так, при нагрузке до 15 кН/м2 (1500 кг/м2) применяют сетку колонн 9x6 м, а при нагрузках до 30 кН/м2 (3000 кг/м2) -6х хб м. Применение более крупных сеток колонн увязывают как с ограничением нагрузок на перекрытия, так и с количеством этажей. Например, при использовании сетки колонн 12x6 м и при нагрузках до 10 кН/м2 (1000 кг/м3) количество этажей при сборных железобетонных каркасах не должно превышать шести.
Укрупненные модули лежат в основе назначения номинальных размеров конструктивных элементов зданий (стеновые блоки и панели, плиты покрытий и перекрытий и др.) Оптимальные габариты сборных' конструкций выбирают с учетом грузоподъемности механизмов и транспортных средств, технологии монтажа и других факторов.
15-18. Привязка конструктивных элементов зданий к разбивочным осям.
15.Использование унифицированных объемно-планировочных и конструктивных решений промышленных зданий требует соблюдения единых правил привязки конструктивных элементов к разбивочным осям. Под размером привязки понимают расстояние от разбивочной оси до грани или геометрической оси сечения конструктивного элемента.
Единые правила привязки конструкций к разбивочным осям и единство систем сопряжений их между собой обеспечивают взаимозаменяемость конструкций и позволяют исключить или свести к минимуму число доборных элементов.
В одноэтажных каркасных зданиях при привязке колонн крайних и средних рядов, наружных продольных и торцевых стен, колонн в местах устроиства температурных швов, а также в местах перепада высот между пролётами и примыкания взаимно перпендикулярных направлений пролётов используют привязки "нулевая", "250" и "500" ("600") мм.
Нулевая" привязка должна быть преимущественной, так как при ней исключается применение доборных ограждающих и несущих элементов вместах устройства температурных швов, высотных перепадов и примыкания пролетов различного направления. Ее используют при всех видах материалов каркаса в бескрановых зданиях и в зданиях с подвесными и опорными кранами, если высота от пола до низа несущих конструкций не превышает 14,4 м, а грузоподъемность кранов - 32 т.
При "нулевой" привязке внешние грани колонн крайних продольных рядов (рис. IV-!, а, б) совмещают с разбивочными (координационными) осями. При этом внутренняя поверхность продольных наружных стен и положение разбивочной оси совпадают за исключением случаев применения крупноразмерных навесных (самонесущих) конструкций стен. В этих случаях для удобства монтажа и расположения приборов крепления предусматривают зазоры 30 мм между внешними гранями колонн и внутренней поверхностью стен.
При привязке "250" и более (кратной 50 мм) внешние грани колонн смешают наружу с разбивочной оси на 250 мм (рис. IV-!, в). Такая привязка допускается в зданиях с мостовыми кранами грузоподъемностью более 32 т, при высоте пролета более 14,4 м и шаге колонн 6 м, а также в зданиях при шаге колонн 12 м и высоте пролетов более 12 м. В таких зданиях использование привязки "250" и более вызвано увеличением размеров сечения колонн и подколенников, а в ряде случаев необходимостью устройства проходов для ремонта и обслуживания подкрановых путей мостовых кранов.
В торцах зданий геометрические оси сечения основных колонн средних и крайних рядов смешают с разбивочной оси внутрь на 500 мм, а сама разбивочная ось совмещается с внутренней поверхностью торцевой стены. В случае необходимости между поверхностью стены и разбивочной осью оставляется зазор 30 мм (рис. IV-!, г). Такое правило привязки позволяет производить конструктивно оправданное размещение фахверковых колонн у торцевых стен и подстропильных и стропильных конструкций покрытия без доборных элементов.
17.
Поперечный температурный шов между парными колоннами в зданиях с пролетами равной высоты устраивают с использованием привязки колонн к одной или двум разбивочным осям (рис. IV-!, д, е). Привязки к двум разбивочным осям применяют в зданиях со сборным железобетонным каркасом и при расстоянии между поперечными температурными швами более 144 м, В обоих случаях привязка предусматривает смешение геометрических осей сечения колонн на 500 мм в обе стороны от разби-вочных осей.
В настоящее время в связи с совершенствованием унификации рекомендуется переход на новые, более экономичные привязки. В частности, вместо привязки "500" в случаях, рассмотренных на рис. IV-!, г-е, рекомендовано использование привязки "600".
Продольный температурный шов между парными колоннами в зданиях с пролетами равной высоты осуществляют, предусматривая две раз-бивочные оси со вставкой между ними (рис. IV-!, ж-к). Размер вставки зависит от способов привязок в примыкающих пролетах и может составлять 500, 750 и 1000 мм.
Привязку колонн разновысоких пролетов осуществляют к двум продольным разбивочным осям со вставкой между ними
Привязка колонн к этим осям должна соответствовать правилам при-'язок "О" или "250". Размер вставки С (мм) должен быть кратным 50 мм (но не менее 300 мм) и равняться сумме следующих размеров:
С= “0”(“250”)*1(2)+d+e+50
где: d толщина стены, мм; е - зазор между наружной гранью колонн повышенного пролета и внутренней плоскостью стены, мм, обычно е=30мм; 50мм зазор между наружной плоскостью стены и гранью колонн пониженного пролета.
В местах примыкания взаимно перпендикулярных пролетов привязку колонн осуществляют также к двум разбивочным осям со вставкой между ними. Размер вставки С (мм) зависит от способа привязки в поперечном (более высоком) пролете ("О" или "250") и может быть
С =0(250) + e+d +50.
Этот размер округляют до кратности 50 мм, и он не должен быть менее 300 мм.
При наличии продольного температурного шва между пролетами, примыкаюшими к перпендикулярному пролету, этот шов продлевают до пролета, где он будет поперечным швом. При этом вставка между раз-бивочными осями в продольном и поперечном швах должна иметь одинаковую величину (500, 750 или 1000 мм), а каждую из парных колонн по линии поперечного шва смещают с ближайшей парной оси на 500 мм.
В зданиях с покрытиями из железобетонных оболочек внешние грани колонн крайних рядов смешают с разбивочных осей наружу на 250 мм, а внутренние плоскости наружных стен из панелей горизонтальной разрезки располагают на 30 мм от грани этих колонн. Ширину вставки между парными разбивочными осями в местах продольных и поперечных температурных швов принимают равной 1000 мм, а колонны, обращенные в сторону швов, относят от разбивочных осей наружу на 250 мм.
Несущие наружные стены привязывают к продольным разбивочным осям следующим образом. При опирании стропильных ферм (балок) или прогонов на кирпичные стены толщиной 380 мм или мелкоблочные стены 400 мм внутренние плоскости стен смещают внутрь с разбивочных осей на 100 мм. Для опиранин несущих конструкций предусматривают пилястры, выступающие внутрь здания из плоскости стены не менее чем на 130 мм (рис. 1У-2, е). При большей толщине стен их привязки принимают равной 200 мм, а надобность в пилястрах определяют из условия обеспечения устойчивости стен (рис. 1У-2, ж).
При опирании плит покрытия непосредственно на наружные стены внутренние плоскости их смещают с разбивочных осей внутрь здания на 130 или 150 мм соответственно кирпичных или мелкоблочных стенах. Так же производят привязку к поперечным разбивочным осям несущихторцевых стен при опирании на них плит покрытия.
Геометрические оси внутренних стен совмещают с разбивочными.
16-18
В многоэтажных зданиях с балочными перекрытиями размер привязки колонн крайних рядов к продольным разбивочным осям зависит от нормативных нагрузок на покрытия. Так, в зданиях с нагрузками на них 5-10 кН/м2 (500-1000 кг/м2) внешнюю грань колонн смещают с раз-бивочной оси наружу на 200 мм, а между внутренней плоскостью стены и гранями колонн предусматривают зазор 30 мм (рис. 1У-3, а).
В зданиях с нагрузками на перекрытия 10-25 кН/м2 внешние грани колонн совмещают с разбивочной осью и оставляют зазор в 30 мм между колоннами и стеной (рис. 1У-3, б).
В торцах многоэтажных зданий внешние грани колонн относят от крайних поперечных разбивочных осей на 200 мм (рис. 1У-3, а) или геометрические оси сечения крайних колонн смещают с разбивочных осей внутрь на 500 мм (рис. ГУ-3, 6). В первом случае между внутренней плоскостью торцовой стены и внешней гранью колонн оставляют зазор 30 мм, а во втором такой зазор предусматривают между стеной и разбивочной осью.
Поперечные температурные швы устраивают на двух рядах колонн со вставкой между ними размером 1000 мм или без нее. В первом случае геометрические оси сечения парных колонн совмещают с разбивочными осями (рис. 1У-3, а), во втором - температурный шов совмещают с одинарной разбивочной осью и каждую из парных колонн смещают с разбивочной оси на 500 мм (рис. 1У-3, б).
В многоэтажных и двухэтажных, зданиях с укрупненными пролетами верхнего этажа привязку крайних колонн и наружных стен к продольным и поперечным разбивочным осям производят так же, как в одноэтажных
зданиях.
Колонны средних продольных и поперечных рядов многоэтажных зданий различных конструктивных решений привязывают так, чтобы геометрические оси сечения колонн совпадали с разбивочными осями.
Геометрические оси сечения крайних и средних колонн в зданиях с безбалочными перекрытиями совмещают с разбивочными осями, а наружные стены и температурные швы привязывают согласно указаниям по применению этих конструкций.
В месте примыкания к одноэтажному зданию многоэтажного не допускается смешать разбивочные оси, перпендикулярные к линии пристройки и общие для обеих частей сблокированного здания. При этом вставку между разбивочными осями по линии поперечных температурных швов многоэтажного здания предусматривают тогда, когда нельзя смещать оси в обеих частях здания (рис. 1У-4).
Размер вставки между параллельными крайними разбивочными осями по линии примыкания многоэтажного объема к одноэтажному принимают таким, чтобы в этом месте можно было использовать по возможности типовые стеновые панели (рядовые или доборные).
- 1. Требования к промышленным зданиям.
- 2. Область применения одноэт многоэт и смш этажн зданий
- 6. Требования к освещенности и способы освещения помещений.
- 7. Естественное освещение помещений
- 9. Искусственное освещение помещений.
- 14. Цель унификации и типизации в пром стр-ве. Модульная система и параметры зданий.
- 19. Производственно-технологическая схема как основа объемно-планировочного решения здания.
- 20. Виды планировок и блокирование цехов.
- 24. Противопожарные мероприятия.
- 25. Эвакуация людей из зданий и помещений.
- 26. Технико-экономическая оценка зданий.
- 27. Приемы и средства архитектурной композиции промышленных зданий
- 29. Охрана окружающей среды
- 30. Благоустройство территории
- 1. Железобетонные подкрановые и обвязочные балки.
- 3. Несущие конструкции покрытий из сборного железобетона,
- 4. Стальные несущие конструкции покрытия,
- 5. Выбор конструктивной схемы и материалов каркасов
- 6. Железобетонные каркасы одноэтажных промышленных зданий.
- 7. Стальные каркасы
- 8. Конструктивные решения многоэтажных зданий с техническими этажами.
- 9. Пространственные покрытия
- 10. Фахверк
- 11. Требования к стенам и их классификация.
- 12. Стены из облегченных конструкций
- 14. Заполнения оконных проемов
- 15. Требования к ограждающим конструкциям. Основные виды.
- 16. Покрытие по прогонам.
- 17. Кровли и другие элементы ограждающих конструкций покрытия.
- 19. Типы фонарей и их назначение.
- 20. Световые и светоаэрационные фонари
- 21. Аэрационные фонари
- 24. Полы с покрытиями из штучных, рулонных и листовых материалов
- 25. Ворота