Рекомендации по выбору огнетушителей для мест стоянки и технического обслуживания воздушных судов.
В качестве первичных средств пожаротушения на местах стоянки и технического обслуживания самолетов и вертолетов используются передвижные огнетушители, предназначенные для ликвидации небольших очагов загораний или локализации более значительных пожаров, возможных на воздушных судах (ВС) или технологическом оборудовании для их обслуживания. Номенклатура таких огнетушителей и их количество определяется Наставлением по пожарной охране в гражданской авиации СССР (НПО ГА). Однако, как показывает опыт эксплуатации, на ряде авиапредприятий ГА на местах стоянки ВС используются и огнетушители по типам отличные от требуемых по НПО, но по эффективности, не уступающие им.
Для того, чтобы выбор огнетушителей был технически обоснованным, следует руководствоваться следующими рекомендациями.
1. Передвижные огнетушители, предназначенные для мест стоянки и технического обслуживания ВС, должны обладать тактико-техническими характеристиками, соответствующими условиям эксплуатации и требованиям, предъявляемым к тушению пожаров на гражданских ВС.
В результате специальных испытаний установлено, что огнетушители на местах стоянки и техобслуживания ВС, отвечающие указанным условиям к требованиям, должны иметь следующие тактико-технические характеристики:
- огнетушители должны обеспечивать тушение пожара на площади менее 10-12 м;
- огнетушащий состав, используемый в огнетушителе должен тушить пожары класса А, В и Е;
- длительность защитного действия должна быть не менее 60 с;
- радиус действий огнетушителя при фиксированном положении, определяемый длиной шланга, должен быть 10-12 метров;
- радиус действия огнетушителя с учетом его перемещения вручную за время 60 с должен быть не менее 80-100 метров;
- время приведения огнетушителя в действие должно не превышать 10 с;
- масса и конструкция огнетушителя должны обеспечивать его буксировку одним человеком (максимум двумя);
- конструкция огнетушителя должна обеспечивать приведение его в действие одним человеком;
- огнетушитель должен быть пригоден для эксплуатация в диапазоне температур от -50°С до +50°С;
- конструкция огнетушителя должна быть простой и обеспечить высокую эксплуатационную надежность.
В таблице 2.6 приложения 2 представлены значения тактики технических характеристик передвижных (буксируемых) огнетушителей применяемых на местах стоянки и технического обслуживания.
Проверка соответствия характеристик передвижных огнетушителей вышеизложенным требованиям позволяет заключить, что наиболее полно им отвечает огнетушитель ОУ-80. Этот огнетушитель рекомендован как основное первичное средство пожаротушения на местах стоянки и технического обслуживания ВС.
Существенным недостатком огнетушителя ОУ-80 является недостаточный диапазон эксплуатационных температур в области отрицательных значений. Поэтому при температурах ниже -25°С для оснащения мест стоянок ВС могут рекомендоваться порошковые огнетушители. Особенно необходимы такие огнетушители на аэродромах Севера Сибири, Дальнего Востока.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что другие огнетушители, из представленных в таблице 2.6, имеют более существенные недостатки, ограничивавшее возможность их применения.
В частности к недостаткам огнетушителя ОУ-25 относятся:
- небольшая площадь тушения (не более 5 м);
- недостаточное время действия (не более 20 с);
- недостаточный запас углекислого газа для тушения пожара в салонах и отсеках ВС больших объемов;
- короткий шланг, затрудняющий подачу газа во внутрь салона и отсеков самолета.
Наиболее существенными недостатками огнетушителя ОУ-25 считаются:
- невозможность перемещения огнетушителя вручную ограниченным количеством людей (требуется не менее 4-х человек);
- сравнительно большое время приведения в действие.
Огнетушитель ОВП-100 невозможно использовать при повышенных температурах, для тушения загораний электрооборудования напряжением, затруднительно применять для тушения пожаров в отсеках и салонах ВС.
Для определения количества огнетушителей, в частности ОУ-25 необходимого для оснащения мест стоянки, используется расчетная схема размещения огнетушителей, представленная на рис. 1.
1, 2, 3, 4, 5, 6 - стоянки ВС
- огнетушитель ОУ-80
Рис. 1. Примерная схема размещения огнетушителей
- Рекомендации
- По тушению пожаров на воздушных судах на
- Аэродромах гражданской авиации
- Договор ¹ 80.123-1540
- 1. Общие положения
- 2. Особенности развития пожаров на воздушных судах на земле
- Пожары вс в разлитом авиатопливе
- Пожары внутри фюзеляжа.
- Пожары силовой установки
- Пожары органов приземления
- 3. Требования к аэродромным средствам тушения пожаров на воздушных судах
- Время развертывания па, обеспечивающих впп-1, с.
- Время развертывания па, обеспечивающих впп-2,с
- Размеры (минимальные) пенных полос
- 4. Общий порядок действий при тушении пожаров на воздушных судах и спасании пассажиров и экипажа
- Характерные случаи аварийной ситуации
- 5. Тушение пожара авиатоплива разлитого под воздушным судном
- 6. Тушение пожара внутри фюзеляжа
- Минимально необходимые количества отс для тушения пожаров внутри фюзеляжа.
- Количество хладонов и комбинированных составов для тушения пожаров в отсеках вс, кг
- 7. Тушение пожара силовой установки
- 8. Тушение пожаров органов приземления (извлечение)
- 9. Дымоудаление и вентиляция в салонах и отсеках воздушных судов
- Варианты вентиляции и дымоудаления в салонах (отсеках) самолетов га.
- 10. Действия пожарно-спасательных расчетов при аварийной посадке воздушного судна
- Типы и минимальные размеры пенных полос, наносимых на впп
- Минимально необходимое количество воды и пенообразователя для нанесения пенных полос, м
- Производительность подачи пены (по раствору) при покрытии впп л/с
- Остаточная толщина пенного слоя за заданное время, %
- 11. Меры безопасности при тушении пожаров на воздушных судах
- 12. Рекомендации по подготовке и обучению личного состава пожарно-спасательных расч¨тов
- Оперативный план
- 2. Пожарная охрана аэропорта
- 3. Организация и порядок действий пожарной охраны аэропорта при тушении пожара
- Примерные схемы
- Тактико-технические характеристики аэродромной пожарной техники и средств
- Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей, рекомендованных для тушения пожаров на вс
- Тактико-технические характеристики устройства для покрытия впп пеной
- Тактико-технические характеристики пенообразователей, рекомендуемых для тушения пожаров на гражданских воздушных судах
- Тактико-технические характеристики порошка п-2ак
- Тактико-технические характеристики дыхательных
- Изолирующих аппаратов на сжатом воздухе,
- Рекомендованных для пожарно-спасательных
- Расчетов авиапредприятий га
- Тактико-технические и эксплуатационные характеристики передвижных огнетушителей, используемых на местах стоянок и технического обслуживания вс
- Технические характеристики учебно-тренировочного полигона в авиапредприятиях га.
- Рекомендации по выбору огнетушителей для мест стоянки и технического обслуживания воздушных судов.
- На местах стоянки вс