2.2 Физический и умственный труд
Труд – целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека.
Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.
Физическим трудом (работой) называют выполнение человеком
энергетических функций в системе «человек — орудие труда». Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую.
Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве; статическая — с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при которой в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, — называется общей, при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) — региональной, при локальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (например, набор текста на компьютере).
Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.
Легкие физические работы (категория I) подразделяются на две подкатегории: I а, при которой энергозатраты составляют до 139 Дж/с, работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием;
I б при которой энергозатраты составляют 140—174 Дж/с, работы, проводимые
сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.
Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются также на две подкатегории: II а, при которой энергозатраты составляют 175—232 Дж/с, работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий; II б, при которой энергозатраты составляют 233—290 Дж/с, работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.
Тяжелые физические работы (категория III) характеризуются расходом энергии более 290 Дж/с. К этой категории относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.
Ручной труд - это труд, в основе которого происходят преимущественно затраты физических усилий с использованием простейших ручных орудий труда.
Ручной труд обусловлен низкой механо- и энерговооруженностью труда рабочих, отсутствием эффективных средств малой механизации, применением устаревших технологий производства работ, а также спецификой отрасли, связанной с особенностями технологии различных работ (например, ручной труд при сборке конструкций из большого количества различных элементов, имеющих сложные соединения). Существенно повышает уровень ручного труда такая особенность, как необходимость перемещения больших масс грузов и связанных с этим различного рода погрузочно-разгрузочных, транспортных, демонтажных и монтажно-сборочных работ. Ручной труд характеризуется большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно - сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и др.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, но из-за низкой производительности социально не эффективен. Сопутствующими
условиями, ухудшающими негативные стороны ручного труда является то, что все эти процессы протекают обычно на открытом воздухе, в неблагоприятных климатических условиях и без достаточного набора социально-бытовых услуг.
Ручной труд имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.) и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж(4000-6000 ккал) и выше в сутки. Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективен, имеет низкую производительность, потребность в длительном отдыхе.
Механизированный труд — это вид трудовой деятельности, который характеризуется снижением мышечных нагрузок, по сравнению с тяжелым физическим трудом, и усложнением программы действий. Механизированный труд изменяет характер мышечных нагрузок и усложняет программы действий. Повышается нагрузка на мелкие группы мышц, увеличиваются требования к точности и скорости движений. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объёма мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Типичным примером механизированного труда является работа станочника по обработке металлов (токаря, фрезеровщика, строгальщика). При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объём воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда. Программирующая (умственная) трудовая деятельность сводится к минимуму.
Следует отметить, что механизация вне зависимости от трех особенностей позволяет совершенствовать технологию, повышать качество и
производительность труда. В то же время обслуживание механизмов требует знания их конструкции, определенной умственной нагрузки. Это существенно отличает механизированный труд от простого физического труда.
Следует иметь в виду, что переход к механизированному труду может сопровождаться упрощением трудовых функций и снижением квалификации рабочих. Это особенно характерно для ручного механизированного и механизированного труда, имеющего вспомогательный характер.
Труд на конвейере это система поточной организации производства на основе конвейера, при которой оно разделено на простейшие короткие операции, а перемещение деталей осуществляется автоматически. Это такая организация выполнения операций над объектами, при которой весь процесс воздействия разделяется на последовательность стадий с целью повышения производительности путём одновременного независимого выполнения операций над несколькими объектами, проходящими различные стадии. Конвейером также называют средство продвижения объектов между стадиями при такой организации.
Подобное расчленение производственного процесса на простейшие операции позволяет одному рабочему выполнять какую-либо одну операцию, не тратя время на смену инструментов и передачу деталей другому рабочему, такая параллельность производственного процесса позволяет уменьшить количество рабочих часов, необходимых для производства одного изделия. Недостатком этой системы производства является повышенная монотонность труда.
Труд на конвейере примечателен еще большей однообразностью и огромной скоростью. Индивидуум, трудящийся на конвейере, осуществляет одно или пару действий. Так как он является звеном цепочки, состоящей из других работников, то каждое его движение должно производиться в строго определенное время. Не сложно понять, что это очень изматывает. Монотонность и огромная скорость труда также могут стать причиной быстрой
утомляемости.
Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотонней работа и проще ее содержание. Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в прежде временной усталости и нервном истощении. В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.
Труд на полуавтоматическом и автоматическом производстве затрачивает энергии меньше в связи с этим и напряженность труда меньше, чем на конвейерном. Работа заключается в периодическом обслуживании механизмов или выполнении простых операций - подаче обрабатываемого материала, включении или выключении механизмов. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы.
Физиологическая особенность автоматизированных форм труда – это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние “оперативного ожидания” различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т.д.
Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж
(2000-2400 ккал) в сутки. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно - сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения. Умственный труд выражается в следующих формах.
Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план функции управления и контроля за работой технологических линий процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенное нервно-эмоциональной напряженностью. Операторский труд связан с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами. Оператором считают любого человека, работающего в системе "человек — машина", в отличие от системы "человек — человек". Для операторских профессий характерна высокая нагрузка на зрительный анализатор, связанная с восприятием малых размеров объектов различения, работа с оптическими приборами, видеодисплейными терминалами: чтение и редактирование буквенной, цифровой и графической информации на экране. Нагрузка на слуховой анализатор зависит от разборчивости слов при наличии слуховых помех. Нагрузка на голосовой аппарат характерна для таких операторских профессий, как телефонисты, авиадиспетчеры.
Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно — управленческими работниками функций
управления в организации. Профессиографические особенности трудовой деятельности руководящих работников свидетельствуют, что в данной группе доминируют факторы, обусловленные чрезмерным ростом объема информации, дефицитом времени для ее переработки, повышением материальной значимости и личной ответственности за принятие решения. Современному бизнесмену и руководителю необходима большая совокупность различных качеств (организаторских, деловых, личных), широкий круг знаний экономики, управления, техники, психологии. Эта работа характеризуется нестандартными решениями, нерегулярностью нагрузки, сложными межличностными отношениями, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации, типизации. К тому же круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной стороны, трансформации методов управления и областей их применения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использованием новых технических средств хранения, передачи, накопления, обработки информации. Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые информационные технологии.
Творческий труд (научные работники, писатели, конструкторы, артисты, художники). Наиболее сложная форма, так как требует большого объёма памяти, напряжения, внимания. Приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций.
Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг, труд учащихся и студентов - постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-
эмоциональному напряжению. Суточный расход энергии при умственном труде повышается на 48% при чтении вслух сидя; на 90% при чтении лекций; на 90-100% у операторов ЭВМ. Кроме того, мозг склонен к инерции, т.к. после прекращения работы мыслительный процесс продолжается, умственная работа не прекращается, что приводит к большему утомлению и истощению ЦНС, чем при физическом труде.
В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный. Но и физический труд, характеризуясь повышенной физической нагрузкой, может в некоторых случаях рассматриваться с отрицательной стороны. Вообще, недостаток необходимых человеку энергозатрат приводит к рассогласованию деятельности отдельных систем (мышечной, костной, дыхательной, сердечно-сосудистой) и организма в целом с окружающей средой, а также к снижению иммунитета и ухудшению обмена веществ. В то же время вредны и перегрузки. Поэтому и при умственном, и при физическом труде необходимо заниматься оздоровительной физической культурой, укреплять организм. В процессе физического и умственного труда у человека возникает определённый комплекс эмоций. Эмоции - это реакция человека на определённые условия. А производственная обстановка - комплекс факторов, которые положительно или отрицательно влияют на самочувствие и работоспособность нормального человека.
- Автономная некоммерческая организация
- Содержание:
- 2. Характеристика системы "человек - среда обитания"
- 3. Влияние микроорганизмов на жизнедеятельность организма человека
- 4. Роль флоры и фауны в жизнедеятельности человека
- 5. Влияние социальных, духовных и политических факторов на жизнедеятельность человека
- 6. Мотивация риска
- 7. Методы и средства обеспечения безопасной деятельности
- 8. Основные причины деградации окружающей среды
- 9. Современное состояние биосферы. Ноосфера - эволюционное состояние биосферы
- Тема 2. Взаимодействие человека и техносферы. План
- 1. Различные условия нахождения потоков энергии, веществ и информации.
- 2. Опасности.
- 3. Объекты защиты.
- 4. Проблемы в системах безопасности.
- 5.Задачи, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека.
- Тема 3. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека План
- Возникновение учений о безопасности жизнедеятельности
- 2. Цель изучения науки о безопасности жизнедеятельноcти
- 3. Ноксология – наука об опасностях
- 4. Закон толерантности
- Раздел II. Управление безопасностью жизнедеятельности
- Тема 4. Управление безопасностью жизнедеятельности План
- 1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности
- 2. Основные законодательные акты и нормативные документы
- 3. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и о безопасности труда.
- 4. Стандартизация в области безопасности труда
- 4. Расследование и учет несчастных случаев
- 5. Эффективность мероприятий по обеспечению безопасности на производстве
- 7. Принципы построения и функционирования системы управления безопасностью труда
- Тема 3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (рсчс ) и гражданской обороны (го) План
- 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (рсчс)
- 2. Гражданская оборона (го), её роль и место в Российской Федерации.
- 2.2 Понятия го
- 2.3 Организация и ведение го.
- 3. Основы государственной политики в го. Принципы организации ведения го
- 4. Степени готовности го и их краткая характеристика
- Раздел III. Основы физиологии труда и комфортные условия жизни
- Тема 4.Основы физиологии труда и комфортные условия жизни План
- 1. Анализаторы человеческого организма.
- 2. 1 Виды деятельности человека
- 2.2 Физический и умственный труд
- 2.3 Физиологические изменения в организме при работе
- 3. Понятие микроклимата, его параметры.
- 3.1 Общие требования к параметрам микроклимата
- 3.2 Терморегуляция организма
- 3.3 Методы и приборы измерения параметров микроклимата
- Аспирационный психрометр
- Дистанционный психрометр
- Крыльчатый анемометр -
- Термоанемометр по своей сути является акустическим прибором, то есть использует определение характеристик звука (а именно скорость звука), а затем эту информацию преобразует в нужный сигнал.
- 5. Общие санитарно - технические требования к производственным помещениям и рабочим местам
- 6. Приемы и способы создания комфортных условий для работы в производственных помещениях.
- 7. Порядок организации оптимального освещения рабочих мест, способы определения качества естественного освещения и коэффициента освещенности
- Раздел IV. Воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания
- 1.2 Повседневные абиотические факторы
- 1.3 Литосферные опасности
- 1.3.1 Землетрясение
- 1.3.2 Сели
- 1.3.3 Снежные лавины
- 1.3.4 Извержение вулканов
- 1.3.5 Оползни
- 1.4 Гидросферные опасности
- 1.4.1 Наводнения
- 1.4.2 Цунами
- 1.5 Атмосферные опасности
- 1.6 Космические опасности
- 1.2 Природные пожары
- 1.2.1 Понятие «пожар» и «пожарная безопасность».
- 1.2.2 Причины возникновения пожаров.
- Источники возникновения лесных пожаров. Основными источниками (местами возникновения) антропогенных пожаров являются:
- 1.2.3 Лесные пожары в России.
- Лесные пожары - одна из серьезнейших проблем российских лесов.
- 1.2.4 Приемы и средства ликвидации последствий лесных пожаров.
- 1.3. Массовые заболевания. Правила поведения населения при проведении изоляционно - ограничительных мероприятий
- 3.1 Массовые заболевания
- 1.3.2 Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в очаге бактериального заражения
- 1.3.3 Правила поведения населения при проведении изоляционно - ограничительных мероприятий
- 2. Техногенные опасности.
- 2.1 Вредные вещества.
- 2.1.1 Показатели токсичности химических веществ
- 4.1.2 Факторы, определяющие токсическое действие химических веществ
- 2.1.3 Гигиеническое регламентирование химических факторов среды обитания
- 2.1.4 Классификация промышленных ядов по характеру действия на организм человека
- 2.1.5. Комбинированное действие промышленных ядов
- 2.1.6 Пути поступления ядов в организм
- 2.1.7. Распределение ядов в организме, превращение и выведение
- 2.1.8. Оценка реальной опасности химических веществ
- 2.1.9. Защита от воздействия вредных веществ
- 2.2 Вибрация
- 2.3 Акустический шум
- 2.3.1 Акустические загрязнения
- 2.4 Инфразвук
- 2.4.1 Инфразвук в нашем повсевдневном окружении
- 2.4.2 Технотронные методики
- 2.4.3 Исследования медиков в области влияния на человека инфразвука.
- 2.4.4 Некоторые меры борьбы с инфразвуком
- 2.5 Электромагнитные поля и излучения
- 2.5.1 Воздействие электромагнитных полей
- 2.5.2 Воздействие электромагнитного излучения
- 2.6 Лазерное излучение
- 2.7 Электрический ток
- 2.7.1 Условия существования электрического тока
- 2.7.2 Основы электробезопасности
- 2.8 Механическое воздействие
- 2.8.1 Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
- 3.Защита и действия населения
- 3.1 Мероприятия по защите населения
- 3.1.1 Оповещение
- 3.1.2 Эвакуационные мероприятия
- 3.1.3 Укрытие населения в защитных сооружениях
- 3.2 Медицинские мероприятия по защите населения
- Тема 8. Основы социальной, медицинской и пожарной безопасности План
- 1. Виды социальных опасностей проживания человека в городских условиях
- 2. Виды психического воздействия на человека и защита от них
- 2.1 Защита от опасностей, связанных с физическим насилием
- 2.1.1 Насилие над детьми
- 2.1.2 Суицид
- 2.1.3 Сексуальное насилие
- 2.2 Психическое состояние человека, его безопасность.
- 2.2.1 Определение психических состояний
- 2.2.2 Типичные положительные психические состояния человека
- 2.2.3 Отрицательные психические состояния
- 2.2.4 Персеверация и ригидность
- 2.2.5 Основы информационной безопасности
- 2.2.4 Меры защиты: четыре уровня защиты
- 2.3 Основы информационной безопасности
- 2.3.1 Информационная безопасность
- 2.3.2 Меры защиты информационной безопасности
- 3. Оказание первой доврачебной помощи
- 3.1. Оказание первой помощи
- 3.1.2 Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца
- 3.1.3 Остановка кровотечения
- 3.1.4 Наиболее распространенные виды травм, их симптомы и оказание первой помощи
- 3.1.5 Оказание первой доврачебной помощи при переломах, вывихах, ушибах и растяжении связок
- 3.1.5 Оказание первой доврачебной помощи при химических отравлениях
- 3.1.6 Оказание первой доврачебной помощи при поражении электрическим током
- 3.1.7 Учреждения, оказывающие первую медицинскую помощь
- 4. Основы пожарной безопасности
- 4.1 Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности
- 4.2 Организационные противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в зданиях и помещениях с массовым пребыванием людей
- 4.3.Первичные средства пожаротушения
- 4.3.1 Огнетушащие свойства воды
- 4.3.2 К первичным средствам пожаротушения относятся:
- 4.3.3 Огнетушители
- 4.3.4 Оказание доврачебной помощи при пожаре
- Раздел V. Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
- 1. Транспортные аварии
- 2.Внезапное обрушение сооружений и зданий
- 2. Чрезвычайные ситуации природного характера
- Природные пожары.
- 3. Возможный характер будущей войны
- 4. Понятие оружия массового поражения.
- 4.1 Ядерное оружие
- 4.2 Химическое оружие
- 4.3 Бактериологическое (биологическое) оружие
- 5. Основные способы защиты населения
- 6. Основы организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств
- Раздел VI. Экстремальные ситуации криминального характера
- Тема 10. Основы безопасности жизнедеятельности в городских условиях План
- 1. Общая классификация опасностей (признаки и виды).
- 2. Источники опасностей.
- 3. Естественные опасности
- 4. Техногенные опасности
- 5. Антропогенные опасности
- 6. Система обеспечения безопасности
- Тема 11. Основы личной безопасности от преступлений террористического характера План
- Терроризм и его виды
- 1.2. Формы терроризма
- 1.2.1 Меры защиты при проведении террористических актов
- 1.2.2 Угон воздушного судна и иное преступное вмешательство в деятельность гражданской авиации
- 1.2.3 Захват и угон морского судна, и иное преступное вмешательство в деятельность международного судоходства
- 1.2.4 Захват заложников
- Необходимо усвоить следующие правила:
- 1.2.5 Иные формы терроризма
- 1.2.6 Причины терроризма
- 2. Нападение на особо опасные объекты.
- 2.1 Категория опасных объектов
- 2.2 Обеспечение антитеррористической защищенности промышленных объектов и объектов инфраструктуры