logo search
Анализ вибраций на повреждение системы органов машинистов железной дороги

2. Вибрация как вредный фактор в деятельности машинистов железной дороги

Труд машинистов локомотивов представляет собой типичный пример управляющей и операторской деятельности с большой загрузкой органов чувств. Машинист обязан быстро и точно оценивать внезапно меняющуюся ситуацию и правильно реагировать на нее. Создавая необходимые условия труда для машинистов, гигиенисты стремятся не только сохранить их здоровье, но и обеспечить безопасные условия вождения поездов. По гигиеническим условиям кабины машиниста отечественных локомотивов превосходят зарубежные.

Существенной особенностью труда машинистов является гиподинамия и монотонное влияние ряда факторов («набегание» шпал, контактной сети, однообразие ограждающих путь лесополос и др.). С учетом этого разработана комплексная система повышения надежности профессиональной деятельности машиниста локомотива, которая включает профессиональный отбор, рациональный режим труда и отдыха, предрейсовые медосмотры, упрочение и тренировку профессионально важных действий, гигиеническую и инженерно-психологическую оптимизацию условий труда в кабине локомотива, автоматизацию физиологического контроля и поддержание должного уровня бодрствования машиниста.

Регламентируется содержание вредных веществ в воздухе кабины машиниста. Система вентиляции на тепловозах должна исключать возможность попадания отработавших газов в головную кабину локомотива. В кабине машиниста локомотива не должно быть разрежения воздушной среды при закрытых дверях и окнах. Температура, скорость движения воздуха и его влажность в кабине машиниста при закрытых дверях должны поддерживаться на постоянном уровне, который зависит от климатической зоны, шум и вибрация регламентируются санитарными нормами.

Лица, обеспечивающие безопасность движения поездов, проходят обязательное медицинское освидетельствование при поступлении на работу, затем через каждые 3 года, а после достижения 45-летнего возраста -- ежегодно; члены локомотивных бригад, работающих на скоростных поездах, проходят переосвидетельствование ежегодно. Кроме того, с целью выявления внезапно возникающих заболеваний, остаточных явлений употребления алкоголя, начальных форм заболеваний (гипертонической болезни и др.) проводятся предрейсовые медосмотры членов локомотивных бригад.

Работа локомотивных бригад характеризуется специфическим режимом труда и отдыха: начало и окончание работы в разные часы суток, наличие ночной работы, частый отдых вне дома, длительное пребывание на локомотиве при ограниченной подвижности и т. д. В связи с повышением скорости движения возросло нервно-эмоциональное напряжение членов бригады, увеличился поток информации -- более частое мелькание сигналов (путевых знаков), набегание шпал и т. д.

Такие факторы, как шум, вибрация, микроклимат и др., не безразличны для организма машинистов и могут также быть причиной преждевременного утомления. Наиболее неблагоприятное воздействие на машинистов оказывают шум и вибрации.

При высоких дозах вибрации может потребоваться предварительный анализ пригодности работников и создание соответствующих мер безопасности. Кроме того, может рассматриваться необходимость регулярных проверок здоровья людей, постоянно подвергаемых вибрации Капцов В. А. Физические факторы производственной среды и безопасность движения /В. А. Капцов, А. Г. Лексин //Гигиена и санитария. - № 5. 2009. - С. 88..

Вибрационная патология стоит на втором месте (после пылевых) среди профессиональных заболеваний машинистов. Рассматривая нарушения состояния здоровья при вибрационном воздействии, следует отметить, что частота заболеваний определяется величиной дозы, а особенности клинических проявлений формируются под влиянием спектра вибраций. Выделяют три вида вибрационной патологии от воздействия общей, локальной и толчкообразной вибраций. При действии на организм общей вибрации страдает в первую очередь нервная система и анализаторы: вестибулярный, зрительный, тактильный. Вибрация является специфическим раздражителем для вестибулярного анализатора, причем линейные ускорения - для отолитового аппарата, расположенного в мешочках преддверия, а угловые ускорения - для полукружных каналов внутреннего уха.

У машинистов отмечены головокружения, расстройство координации движений, симптомы укачивания, вестибуловегетативная неустойчивость. Нарушение зрительной функции проявляется сужением и выпадением отдельных участков полей зрения, снижением остроты зрения, иногда до 40 %, субъективно - потемнением в глазах.

Под влиянием общих вибраций отмечается снижение болевой, тактильной и вибрационной чувствительности. Особенно опасна толчкообразная вибрация, вызывающая микротравмы различных тканей с последующими реактивными изменениями. Общая низкочастотная вибрация оказывает влияние на обменные процессы, проявляющиеся изменением углеводного, белкового, ферментного, витаминного и холестеринового обменов, биохимических показателей крови. Вибрационная болезнь от воздействия общей вибрации и толчков регистрируется у водителей транспорта и операторов транспортно-технологических машин и агрегатов, на заводах железобетонных изделий.

Для машинистов, подвергающихся воздействию низкочастотной и толчкообразной вибраций, характерны изменения в пояснично-крестцовом отделе позвоночника. Рабочие часто жалуются на боли в пояснице, конечностях, в области желудка, на отсутствие аппетита, бессонницу, раздражительность, быструю утомляемость. В целом картина воздействия общей низко- и среднечастотной вибрации выражается общими вегетативными расстройствами с периферическими нарушениями, преимущественно в конечностях, снижением сосудистого тонуса и чувствительности Капцов В. А. Физические факторы производственной среды и безопасность движения /В. А. Капцов, А. Г. Лексин //Гигиена и санитария. - № 5. 2009. - С. 88..