16.4. Пожарная техника на базе летательных аппаратов, судов и железнодорожных средств
Применение пожарных автомобилей во многих случаях ограничено или невозможно. Так, их трудно использовать при тушении лесных пожаров, на железнодорожном транспорте. Невозможно их применять при тушении лесных пожаров в горах или на акваториях водоемов. Поэтому и создаются средства пожаротушения на базе летательных аппаратов, судов, железнодорожного транспорта.
Наиболее сложные условия характерны при тушении лесных пожаров. В последние годы для их тушения широко используются авиационные технологии.
Противопожарные летательные аппараты.
Авиационные технологии тушения пожаров имеют ряд достоинств:
точность определения границ пожара;
высокую оперативность доставки ОВ и пожарных в районы пожара;
большую эффективность тушения благодаря концентрированному выливанию воды.
Важно и то, что авиационная техника используется независимо от наличия дорог, она обеспечивает относительную безопасность боевых действий.
Подразделениями авиалесохраны и МЧС используются летательные аппараты различного назначения. Так, в течение пожароопасного сезона проводится патрулирование лесов самолетами АН-2 по всей территории России. На самолетах АН-24, АН-26 и других оперативно осуществляется доставка в районы пожаров работников парашютной и десантно-пожарной службы, средств пожаротушения и полевого снаряжения. Все самолеты оборудованы средствами связи. Некоторые параметры их характеристик представлены в табл. 16.10.
Таблица 16.10
Показатели | Размерность | АН-2 | АН-24 |
Дальность полета Продолжительность полета Скорость полета Мощность двигателей Высота патрульного полета Число паршютистов-пожарных Высота прыжка с самолета Время снижения на парашюте | км ч км/ч кВт м чел м с | 1000 6 170 736 1000 8 600 120 | 2000 4 450 1800 1000 40 600 120 |
Тенденция развития авиатехнологий по ликвидации лесных пожаров основывается на двух различных направлениях. Первое из них характеризуется тушением пожара по всей площади, а второе – локальным тушением отдельных участков.
Первое направление связано с применением лесопожарных авиатанкеров-самолетов. Они оснащаются специальными фюзеляжными баками и системами распыления ОВ над очагами пожаров.
Современные авиатанкеры представлены самолетами «АН-2П», «АН-26П» и гидросамолетом «Бе-200ЧС». На них устанавливаются баки с водой емкостью 2, 4 и 6 м3, соответственно.
В аваиаподразделениях МЧС применяется специально оборудованный для пожаротушения самолет «Ил-76МД». На борту самолета установлены съемные выливные авиационные приборы ВАП (ВАП-2) вместимостью 42 м3 воды. Кроме того, на самолете находится 0,16 т пенообразователя и 1,7 т раствора ингибиторов. Основные параметры технической характери- стики «Ил-76МД» приводятся в табл. 16.11.
Самолет предназначен в основном для локализации и тушения лесных пожаров. Он доставляет к месту пожара огнетушащие вещества, пожарно-техническое вооружение. С него осуществляется десантирование к очагу пожара парашютистов-пожарных. Он может использоваться для тушения пожаров методом искусственного вызывания осадков.
Площадь местности, покрываемая выливаемой водой, достигает при одновременном сливе 50000 м2 (500х100 м). При последовательном сливе она составляет 48000 м2 (600х80 м). Концентрация покрытия огнетушащей жидкостью находится в пределах 1,5 – 2 л/м2.
Таблица 16.11
Показатели | Размерность | Параметры |
Размеры грузовой кабины Максимальная взлетная масса Масса полезной нагрузки Максимальная скорость Крейсерская скорость Практический потолок Дальность с максимальной нагрузкой Высота полета при сливе | м т т км/ч км/ч м км м | 24,5х3,45х3,4 190 48 850 780 12000 4400 50 – 100 |
Для искусственного вызывания осадков на борту самолета имеется 384 метеопатрона типа «циклон-осадки».
Время заправки двух баков водой осуществляется в течение 20 – 30 мин, а время слива 6 – 8 с.
Из самолета может десантироваться 40 человек.
Самолеты-амфибии создают с турбовинтовыми или реактивными двигателями. Для тушения лесных пожаров в МЧС используется самолет-амфибия Бе-200ЧС. На нем установлены два двигателя Д-436П с тягой 2х7500 кг. Взлетная масса самолета 43 – 44 тыс.кг. Крейсерская скорость самолета равна 638 км/ч, высота полета достигает 8000 км, а дальность полета – 3000 км.
Взлетно-посадочные характеристики включают взлетную и посадочную дистанции. Взлетная дистанция – это расстояние от начала движения самолета до его подъема на высоту 25 м. Посадочная дистанция – это расстояние от спуска с высоты 25 м до полной остановки самолета.
Взлетно-посадочные характеристики устанавливаются с учетом высоты аэродрома (водоема) над уровнем моря, температуры воздуха и воды, взлетной массы самолета. Значения параметров самолетов-амфибий приводятся в табл. 16.12.
Таблица 16.12
Наименование | Условия | Расстояние, м |
Взлетная дистанция | Вода Суша | 500 – 1600 880 – 980 |
Посадочная дистанция | Вода Суша | 800 – 1250 950 – 1050 |
При аэродромном базировании важны величины разбега (от начала движения до взлета) и пробега (от приземления до остановки). В условиях бетонных взлетно-посадочных полос эти величины находятся в пределах 650 – 780 м.
Самолет-амфибия Бе-200ЧС может использоваться при высоте волны до 1,2 м.
Самолет может выполнять следующие задачи:
доставку в район бедствия и возвращение на базу пожарных команд (спасателей) и средств пожаротушения путем посадки на заранее выбранную акваторию или на аэродром;
сдерживание распространения и тушение средних и крупных пожаров, созданием заградительных полос путем многократных сбросов огнегасящей жидкости на кромку пожара;
ликвидацию мелких и зарождающихся пожаров.
Для тушения лесных пожаров на самолете имеется запас воды и специальное оборудование для ее набора и сброса.
Баки для воды (вместимостью 1,2 м3) и химжидкостей (вместимостью 1,2 м3) размещены по бортам самолета (рис. 16.25). Баки для воды оборудованы устройствами для ее набора при глиссировании самолета и створками для ее сброса.
Рис. 16.25. Противопожарный самолет-амфибия Бе-200ЧС:
1 – кабина; 2 – фюзеляж; 3 – бак для химжидкости; 4 – двигатель;
5 – бак для воды
Набор воды из водоемов осуществляется при скорости глиссирования 180 – 210 км/ч. При этом самолет может проходить расстояние 300 – 1500 м. Время набора воды около 14 с.
Минимальный размер водоема составляет около 3200 м, а радиус действия самолета достигает 250 – 350 км.
В условиях аэродромного базирования баки наполняют от гидрантов водопроводной сети, используя пожарные машины.
Сброс воды производится с высоты 50 – 100 м. Залповый сброс осуществляется в течение 2 – 3 с. Возможно сбрасывать воду из отдельных баков.
Полностью герметичный фюзеляж самолета позволяет использовать его для выполнения ряда других задач. Он может применяться для патрулирования, спасения терпящих бедствие на воде, решения экологических задач.
На самолете возможна перевозка до 50 спасателей или до 60 пострадавших, а на носилках – 30.
Самолет оснащен комплексом пилотажно-навигационного оборудования и средств связи, обеспечивающим навигацию и управление им на всех этапах в любых метеоусловиях в любое время суток и года.
Второе направление развития авиатехнологий пожаротушения связано с применением вертолетов. Достоинства их применения обусловлены следующим:
точностью сброса ОВ и высоким диапазоном удельного расхода;
высокой оперативностью заполнения емкостей водой (несколько секунд);
безопасностью летного состава, так как отпадает необходимость бреющего полета на высоте 50 – 80 м.
Пожарные вертолеты могут выполнять в зависимости от назначения различные функции: тушить пожары в зданиях повышенной этажности, промышленных объектах, в степной и лесистой местности, доставлять к месту пожара десант пожарных, пожарной техники и ПТВ.
Пожарный вертолет Ка-21А приспособлен для тушения пожаров в зданиях повышенной этажности, эвакуации людей с крыш, оконных проемов, тушения лесных пожаров.
Вертолет оборудован подвесной системой для работ с лебедкой, средствами группового спасения, имеет грузовой бак вместимостью 5000 л, может иметь специальные бортовые системы пожаротушения.
Скорость полета вертолета 230 – 250 км/ч, боевой расчет 2 человека, количество перевозимых людей 16 человек.
Вертолет пожарный Ми-8МТ(МТВ) имеет противопожарное оборудование из двух пусковых установок (по бортам) с импульсными средствами пожаротушения, мягкого водосливного устройства на внешней групповой подвеске и регулируемое спусковое устройство (СР-У), обеспечивающее беспарашютное десантирование шести пожарных. Основные параметры технической характеристики даны в табл. 16.13.
На вертолетах МИ-8МТ и МИ-8МТВ (рис. 16.26) могут устанавливаться специальные водосливные устройства (ВСУ) с емкостью из прорезиненной ткани или из металлических материалов.
Водосливные устройства из прорезиненной ткани предназначены для забора воды из открытых водоемов в режиме зависания и транспортировки ее в район пожара. Слив воды может производиться на очаги пожара или перед кромкой огня при полетах на малых высотах и скоростях и в режиме зависания.
Емкость с водой размещается на внешней подвеске вертолета. Заполнение ее водой производится опусканием ее в водоем. Слив воды осуществляется через сливной рукав емкости вместимостью до 4,3 м3. Время забора воды 30 – 40 с, а слива – 6 – 8 с. Управление сливом осуществляется с борта вертолета. Возможен аварийный сброс емкости.
Таблица 16.13
Наименование показателя | Размер-ность | Величина |
Суммарное количество пусковой установки Масса огнетушащего состава в одном стволе Предельная дальность выброса Количество зарядов на борту Время перезарядки стволов Вместимость водосливного устройства Минимальная глубина водоема для забора воды Время забора/слива Скорость доставки воды к очагу горения Высота разгрузки пожарной техники в режиме зависания | шт. кг м шт. мин м3 м с км/ч м
| 26 (13х2) 10,0 100 200 10 – 20 3,5 1,5 Не более 20/14 Не более 170 Не более 45 |
Емкость с водой может размещаться в грузовой кабине. Ее заполнение водой осуществляется через всасывающий рукав специальными насосами. Объем емкости 4 м3.
Слив воды может производиться через:
сливной клапан в днище емкости грузового люка вертолета;
систему форсунок под днищем вертолета;
водомет, расположенный в проеме двери на левом борту вертолета.
Водосливное устройство с емкостью из металлических материалов, с объемом жидкости 2 м3 может забирать воду из водоема глубиной не менее 1,5 м. Транспортировка его осуществляется на внешней тросовой подвеске. Из него возможен слив воды в режиме зависания вертолета, а также отцепка водосливного устройства на земле после его посадки. Управление сливом осуществляется с борта вертолета. Время забора воды 18 – 20 с, а слива – 12 – 14 с.
Кроме пожарных вертолетов, имеются комплексы противопожарные вертолетные различного назначения с разнообразным оборудованием. Они предназначены для локализации и тушения пожаров в степной, лесостепной, лесной местностях, а также в районах торфяников и гор. Возможно их использовать и для тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах промышленности.
Комплекс противопожарный вертолетный оборудован на вертолете Ми-26ТС, имеет водосливное устройство ВСУ-15 на внешней подвеске. Вместимость водосливного устройства 10 или 15 м3, средний расход воды при сливе (1000±100) л/с. Размеры смоченной полосы (при высоте полета 20 – 60 м и скорости полета 30 – 80 км/ч): по ширине 12 – 22 м и по длине125 – 300 м. При этом средняя плотность орошения составляет около 2 л/м2.
Вертолет забирает воду из водоема глубиной 2 – 3 м в количестве 9,2 – 15 м3 при времени забора максимального количества воды не более 10 с. Продолжительность подготовки комплекса к работе около 30 мин.
Комплекс может использоваться для доставки к месту пожара десанта пожарных, пожарной техники и ПТВ.
Комплекс вертолетный противопожарный ВПЖ-2 также оборудован на вертолете Ми-26ТС. На борту имеется четыре емкости общей вместимостью 15 м3 воды и емкости для химических добавок вместимостью 0,9 м3. Время сброса воды 35 – 45 с. Размеры смоченной полосы при высоте полета 30 м и скорости 30 км/ч: по ширине 12 м и длине 250 м. При этом обеспечивается средняя плотность орошения 2 – 2,55 л/м2.
Время заправки водой на земле не более 15 мин. А в режиме нависания – не более 4 мин двумя насосными станциями, спускаемыми на лебедках ЛПГ-150.
Время переоборудования вертолета в противопожарный вариант составляет не более одного часа.
Пожарные корабли (суда). Пожарные корабли (суда) предназначены для тушения пожаров на объектах, расположенных на море и прибрежных полосах, а также для проведения спасательных и профилактических работ на морских нефтегазодобывающих и других объектах. Они доставляют к месту пожара боевые расчеты, пожарно-техническое вооружение и огнетушащие вещества и подают забортную воду в очаги горения. Наличие на кораблях запаса пенообразователя позволяет тушить горящие нефтепродукты. Они могут также использоваться для буксировки горящих судов и вести спасание тонущих людей.
Пожарные корабли могут быть мореходные, базовые и речные. К пожарным судам относятся и пожарные катера. При небольших размерах корпуса и осадки они имеют повышенную скорость по сравнению с пожарными судами.
Пожарный корабль должен обладать рядом специфических свойств, прежде всего, навигационными качествами. К ним относятся:
Остойчивость – способность судна противостоять внешним силам, нарушающим его равновесие, и возвращаться в исходное положение после прекращения действия этих сил.
Непотопляемость – способность судна оставаться на плаву и сохранять остойчивость после заполнения одного или нескольких отсеков.
Ходность – способность судна развивать заданную скорость при минимальной мощности главного двигателя.
Управляемость – способность судна двигаться по заданному курсу и быстро реагировать на изменение положения органа управления.
Автономность – это продолжительность плавания корабля без пополнения эксплуатационными материалами, провизией и водой.
Пожарные корабли должны быть гладкопалубными. Иметь прочный стальной корпус и оконечности с плавными очертаниями носовой части.
Повышенная маневренность корабля обеспечивается двухвальными ходовыми машинами, иногда – установкой специальных водометов, а также подруливающих устройств.
По периметру пожарного корабля создаются водяные завесы для защиты его от теплового воздействия при тушении горящих объектов.
Пожарные корабли относятся к вспомогательным судам специального назначения. Они должны соответствовать требованиям Регистра страны. Он является органом государственного контроля, который рассматривает и согласовывает проекты судов, наблюдает за их постройкой, ремонтом и осуществляет контроль их технического состояния.
Пожарные корабли имеют общие элементы: корпус с надстройкой, иловую установку, пожарные насосы, водопенные коммуникации, системы орошения.
Корпус – это водонепроницаемая оболочка, усиленная внутри системой балок и специальных элементов: шпангоутов, бимсов, полубимсов и др., расположенных в продольном и поперечном направлениях. В совокупности – это корпус, разделенный на водонепроницаемые отсеки.
Надстройка служит для размещения служебно-бытовых помещений, кают, кают-компании, столовой. На ней расположена шлюпочная палуба и спарден (самая верхняя палуба) – это ходовой мостик. Рядом с ним устанавливается радионавигационное оборудование, штурманское помещение, радиорубка и т.д.
Судовая установка включает главные и вспомогательные энергетические установки. Главная энергетическая установка – установка, обеспечивающая кораблю движение, как правило, это дизели.
Для энергетических потребностей кораблей используются вспомогательные двигатели с генераторами переменного или постоянного тока.
Дизельные двигатели оборудуются двумя системами запуска – от аккумуляторных батарей и при помощи сжатого воздуха. Управление двигателями осуществляется как из машинного отделения, так и из ходовой рубки или центрального поста управления.
Пожарные насосы на кораблях центробежные, двухступенчатые. На кораблях устанавливают от 2 до 4 насосов.
Для привода насосов применяются отдельные двигатели. Допускается использование главных ходовых двигателей. В этом случае мощность к насосу подводится от коробки отбора мощности.
Все насосы устанавливаются ниже ватерлинии*. Этим обеспечивается быстрое заполнение насосов водой самотеком.
Насосами может подаваться вода в количестве до 1000 м3/ч при напоре до 100 м.
На пожарных кораблях имеется различное пожарно-техническое вооружение и устанавливается не менее двух лафетных стволов. Один из них устанавливается на верхней палубе, а второй в той оконечности, которой он отшвартовывается для боевой работы.
Продольный разрез пожарного корабля показан на рис. 16.27.
Рис. 16.27. Продольный разрез пожарного судна:
1 – лафетные стволы; 2 – монитор на подъемной мачте (башне); 3 – вьюшка для пожарных шлангов; 4 – камбуз; 5 - цепной ящик; 6 – кубрик команды; 7 – цистерна пресной воды; 8 – топливная цистерна; 9 – главный пожарный насос; 10 – главный дизель; 11 – главный генератор; 12 – гребной электродвигатель; 13 – распределительный щит; 14 – топливная цистерна; 15 – кормовая дифферентная цистерна
Наиболее совершенным можно назвать пожарный корабль «Генерал Гамидов». Некоторые его технические данные представлены в табл. 16.14.
Таблица 16.14
Наименование | Размерность | Величина | Примечание |
Водоизмещение Осадка средняя Длина Ширина Высота с мачтами Скорость полная Дальность плавания | т м м м м узлы миля | 918 3,1 62,6 10,2 23 17,25 2000 |
1 у = 0,524 м/с 1 миля = 1852 м |
Корабль может использовать свою технику для тушения пожаров при волнении воды до 4 баллов.
Непотопляемость его гарантируется при заполнении водой даже одного любого отсека.
Автономность судна обеспечивается запасом топлива 77 т, с мертвым его запасом 6 т. На корабле имеется запас питьевой и котельной воды в количествах, равных 26 и 18 т, соответственно. Запас пенообразователя около 16 м3.
Корабль оснащен двумя главными двигателями типа 40 ДМ мощностью каждый по 1850 кВт. Запуск и управление ими производится из центрального поста или с постов у главных двигателей в машинном отделении.
На корабле имеются три генератора переменного тока напряжением 400 В. Два генератора мощностью 200 кВт работают от двигателей 7Д-12 и один, мощностью 100 кВт, – от двигателя типа 7Д-6С.
Средства пожаротушения на корабле достаточные для тушения пожаров водой и пеной кратностью 9 – 12. Четыре насоса ДПЖН-14 подают воду по 1000 м3/ч (277,7 л/с) и развивают напор 100 м.
Специальная противопожарная система обеспечивает тушение различных пожаров, в том числе горящих нефтепродуктов и электрооборудования. Подача пенообразователя во всасывающие магистрали насосов производится специальными дополнительными насосами. Подача пены в очаги горения осуществляется стационарными лафетными стволами с пенными насадками, переносными лафетными стволами с пенными насадками, переносными лафетными стволами и ручными стволами. На корабле установлена одна гидропушка с диаметром спрыска 95 – 110 мм, обеспечивающая подачу воды 1100 – 1400 м3/ч на расстояние 130 – 140 м.
Каждый из установленных лафетных стволов с диаметром спрыска 63 – 65 мм подает 300 – 530 м3/ч воды на расстояние 100 – 110 м.
На корабле имеется четыре лафетных ствола, обеспечивающих подачу пены средней кратности в пределах 4500 – 6000 м3/ч на дальность до 80 м.
Для распределения огнетушащих веществ по рукавным линиям на судне имеются три шестиклапанные колонки с клапанами ДУ-80 и 1 – 2 раздаточные клинкеты (запорные приспособления с клиновидными задвижками) с ДУ-150.
Для отгона горящей на воде пленки нефтепродуктов и предохранения судна от теплового воздействия на нем имеется специальная система отгона пленки и водяная завеса.
На судне оборудованы установки жидкостного пожаротушения СЖБ с емкостями 78 л для внутренних нужд и 40450 л для тушения пожаров на аварийных объектах.
Корабль укомплектован 8 переносными лафетными стволами, пенными стволами, 8 ГПС-200. Кроме того, на нем имеется три погружных электронасоса ЭСП 16/П, электроэжектор ВЭЖ-21 и другое оборудование.
Для спасания людей на палубе имеются: катер, шлюпки, надувные жилеты.
Для маневрирования и удержания корабля в районе пожара на нем имеется подруливающее устройство, а для грузовых операций на нем установлен электрокран грузоподъемностью 1 т.
Тушение пожаров на причальных сооружениях портов осуществляется подачей огнетушащих веществ по развертываемым рукавным линиям. Оно может осуществляться с любой оконечности корабля присоединением рукавов с диаметрами 150, 88 и 66 мм к переносным раздаточным колонкам.
Для оказания экстренной помощи плавсредствам и береговым объектам при пожаре возможно использование ряда пожарных судов. Их тактико-технические характеристики приведены в табл. 16.15.
Таблица 16.15
Показатель | Размерность | Вьюн | КС-110-39 |
Экипаж и боевой расчет Главный двигатель, марка (дизель) Мощность (количество) Движитель Пожарный насос
Подача Количество лафетных стволов Запас пенообразователя Запас огнетушащего порошка Габаритные размеры Осадка
Водоизмещение Скорость хода | человек - кВт шт. - -
л/с шт. м3 кг м м
т км/ч | 2/6 М-119А 810 2 Водометный ПН-60Б (4 шт.) 60 3 2,2 450 30,8х5 0,81 (носом) 0,75(кормой) 67,4 36 | 6 ЯМЗ-238НД4 184 1 Водометный НЦПН-00/100 (1 шт.) 100 1 1000 - 17,8х3,22 0,415
15,0 22–25 |
На рассматриваемых судах используются в основном пожарные насосы и пожарно-техническое вооружение, применяемое на пожарных автомобилях.
Пожарно-спасательный водометный катер КС-110-39 – глиссирующий речной стальной катер с водометным двигателем. Он предназначен для:
доставки к месту пожара боевого расчета, ПТВ, запаса ОВ и комплекта аварийно-спасательного оборудования;
подачи в очаг пожара воды из открытого водоема через стационарный лафетный ствол и ручные стволы;
подачи в очаг пожара воздушно-механической пены с забором пенообразователя из штатных пенобаков.
Катер предназначен для эксплуатации на реках разряда «Р» по классификации Российского Речного регистра, в том числе, с малыми глубинами, засоренным фарватером.
Катер по санитарным правилам отнесен к группе судов без проживания людей на борту.
Дальность плавания по топливу на свободном ходу до 300 км. Продолжительность непрерывной работы двигателя пожарного насоса не менее 6 часов.
Размещение оборудования на катере показано на рис.16.28. В пожарном отсеке 3 размещено пожарное оборудование. Оно состоит из стационарной водопенной установки и переносного пожарно-спасательного оборудования.
Рис.16.28. Пожарно-спасательный водопенный катер КС-110-39
1 – главный двигатель; 2 – топливные баки; 3 – пожарный отсек; 4 – двигатель пожарного насоса; 5 – пожарный насос; 6 – водозаборник; 7 – санблок; 8 – пульт управления; 9 – каюта; 10 – диван; 11 – рубка; 12 – стол-тумба с раковиной; 13 – шкаф; 14 – пенобак; 15 – трап в пожарный отсек; 16 – аварийно-спасательное оборудование; 17 – стволы, генераторы пенные; 18 – выхлопная система главного двигателя; 19 – реверс-рулевое устройство
Стационарная водопенная установка включает: пожарный насос НЦПН-100/100 МК (поз.5 на рис.16.28) с приводом от дизеля ЯМЗ-238НДУ (поз.4), водозаборник (поз.6), бак для ПО (поз.14) и другое оборудование.
Лафетный ствол ЛСД—С100/150У с дистанционным управлением установлен на крыше пожарного модуля. Рядом с ним находится патрубок для соединения с рукавными линиями, обеспечивающими подачу воды на берег. Внешняя магистраль обеспечивается ПНР различных диаметров, общей длиной до 800 м. На катере предусмотрена система водяной защиты по бортам.
На катере имеется контейнер для хранения мотопомпы МЦП-800/80.
Переносное пожарно-спасательное оборудование комплектуется по индивидуальному договору с заказчиком.
Судовой пожарный инвентарь включает: два кара, огнетушители, лом пожарный, топор пожарный и покрывало пожарное.
На катере предусмотрена система объемного пожаротушения.
На катере имеется ручная переносная лебедка с канатом, длиной 30 м. Она предназначена для снятия катера с мели.
Для обеспечения управления на катере предусмотрено радиооборудование.
Радиостанция «Гранит-2Р-24» работает на внешнюю антенну. Ее питание от судовой сети 24В осуществляется через блок питания СВЭ-24. Радиостанция устанавливается стационарно.
Носимая радиостанция «Гранит-2Р-44» заряжается от судовой сети 12В. Вторая радиостанция носимая УКВ – радиотелефонная станция с зарядкой от сети 24В постоянного тока.
Транспортировка катера (без демонтажа) осуществляется по железной дороге или автомобильным транспортом (автомашинами МАЗ или КамАЗ).
Пожарные поезда. Объекты железнодорожного транспорта характеризуются рядом особенностей. Прежде всего, они дислоцированы на железнодорожных станциях. Площади, занимаемые станциями, имеют протяженность десятки и даже сотни гектаров. Количество путей на них достигает 50 – 80, при общей длине 15 – 16 км. Они характеризуются и спецификой пожарной опасности. На станциях могут быть сосредоточены составы со взрывопожароопасными грузами, твердыми горючими материалами, ЛВЖ и ГЖ и т.д. На станциях размещаются различные производственные здания и сооружения.
Подъезды к станционным объектам и вагонам с грузами затруднены для пожарных автомобилей и для прокладки рукавных линий. Поэтому технической основой противопожарной службы на железнодорожном транспорте являются пожарные поезда.
Пожарные поезда предназначаются для:
ликвидации пожаров и проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта;
оказания помощи при авариях, крушениях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях, сопровождающихся пожарами;
участия в ликвидации пожаров и проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ, не относящихся к транспорту в пределах своих тактико-технических возможностей.
Формирование, содержание и использование пожарных поездов определяется «Правилами содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации», а также приказами и инструкциями Министерства путей сообщения РФ.
Пожарные поезда являются средствами военизированной охраны железных дорог. Они дислоцируются на отделениях железных дорог по согласованию с Управлением военизированной охраны МПС.
Пожарные поезда находятся на крупных станциях, где имеется рабочий локомотивный парк. Участок выезда определяется из расчета времени (не более 1,5 ч), необходимого для доставки поезда на конечный пункт, расстояние до которого не должно превышать 100 км.
На вооружении военизированной охраны используются пожарные поезда двух категорий.
Пожарный поезд первой категории включает:
один четырехосный цельнометаллический вагон, в котором размещается личный состав, пожарная автоцистерна, насосные установки, электростанция, ПТВ, оборудование и средства пожаротушения;
две цистерны для хранения воды вместимостью 72,3 или 50 м3;
один четырехосный вагон с перекачивающей станцией для размещения насосных установок и дизель электропитания;
одну цистерну-приемник вместимостью 50 – 70 м3 для перекачки нефтепродуктов;
одну платформу (или вагон) под нейтрализующие материалы.
Типовой табель пожарного поезда второй категории включает:
один четырехосный цельнометаллический вагон;
водонасосную станцию;
две цистерны-водохранилища вместимостью 73,1 или 50 м3 и платформу для транспортной системы комбинированного пожаротушения (ТСКП).
В машинном отделении в вагоне с водонапорной станцией устанавливаются по 2 мотопомпы МП-1600 и по одной с подачей воды 600 – 800 л/мин. Они водопенными коммуникациями соединяются с цистернами для воды.
Для предотвращения замерзания воды в цистернах устанавливаются змеевики из труб, по которым циркулирует вода от котла.
На пожарных поездах первой и второй категории должен быть запас пенообразователя 10000 и 5000 кг. Кроме того, на них имеются углекислотные и порошковые огнетушители (ОП-5) по 5 штук и порошковые передвижные огнетушители ОП-50 по 2 штуки.
Пожарные поезда укомплектованы пожарно-техническим вооружением для прокладки рукавных линий и подачи по ним воды или раствора пенообразователя. К этому оборудованию относятся всасывающие рукава и сетки, стволы РС-50, РС-70 и РСК-50, генераторы пены ГПС-2000 и ГПС-600 и т.д.
Поезда укомплектовываются напорными рукавами диаметром 51 мм (700 и 500 м) и 66 мм (1000 и 800 м) для каждой категории поездов.
По табелю оснащенности на поездах полагается иметь большое количество необходимого инструмента, снаряжения и спецодежды (более 50 наименований). К ним относятся: ломы, топоры, пилы, ручной аварийно-спасательный инструмент, специальная теплозащитная и теплая одежда и т.д.
Поезда оборудуются радиостанциями, телефонными аппаратами, электромегафонами, фонарями и т.д.
В состав специализированного пожарного поезда может быть включена ТСКП. Эта система включает две емкости вместимостью по 10 м3. В одной из них находится порошок, цеолитовый песок; во второй – диоксид углерода. Оба сосуда соединены. Диоксид углерода служит вытеснителем порошка.
Сосуд с порошком оборудован аэроднищем.
Для предотвращения слеживания (уплотнения) порошка периодически под аэроднище от пневмосистемы тепловоза (электровоза) подается сжатый воздух. При повышении давления под аэроднищем газ поступает в объем сосуда по всей его площади.
На поверхности аэроднища образуется псевдоожиженный слой (кипящий слой). Порошок в объеме сосуда при этом взрыхляется.
По штату боевой расчет поезда состоит из 6–7 человек. При выезде на тушение пожара он пополняется за счет:
личного состава военизированной охраны, несущего службу на постах, объектах и в парке станции, на которой дислоцируется пожарный поезд;
свободных от дежурства работников пожарного поезда, проживающих вблизи от стоянки поезда, а также за счет добровольных пожарных дружин, подготовленных для включения в боевые расчеты.
Вызов пожарного поезда на место пожара производится поездным диспетчером или дежурным по станции. Отправление поезда должно быть произведено не более чем через 10 мин с момента получения извещения о пожаре.
При отсутствии на станции локомотива для пожарного поезда выдается локомотив любого поезда, находящегося на станции.
Аэродромные автомобили пожарные. На аэродромах тушение пожаров при авариях летательных аппаратов производится специальными аэродромными пожарными автомобилями (АА). С их помощью осуществляется спасание людей, тушение загораний пролитого топлива, как под фюзеляжами летательных аппаратов, на взлетно-посадочной полосе (ВПП), так и вне ее. Иногда появляется необходимость покрытия ВПП слоем воздушно-механической пены для облегчения посадки самолетов, терпящих бедствие.
Аэродромы гражданской авиации, в зависимости от габаритных размеров эксплуатируемых судов и интенсивности взлетов и посадок на них летательных аппаратов, разделяются на 9 категорий.
Для обеспечения пожарной безопасности на аэродромах должно быть по одному пожарному автомобилю с запасом огнетушащих веществ до 8 т (на аэродроме 9-й категории – 2 таких автомобиля). На аэродромах более 1-4 категории должно быть еще от 1 до 3 пожарных автомобилей с запасом огнетушащих веществ более 8 т.
В зависимости от категории аэродрома пожарные автомобили должны обеспечивать подачу огнетушащих веществ в количестве от 6 до 220 л/с.
С учетом расположения аварийно-спасательных станций на аэродромах и техническими характеристиками аэродромных пожарных автомобилей необходимо, чтобы АА для тушения пожара осуществлялось в течение не более трех минут. При этом следует учитывать и то, что до 30 % всех аварий с летательными аппаратами происходит на ВПП; до 30 % – вне ее, а около 16 % – за пределами ВПП.
По требованию международной организации гражданской авиации (ИКАО) аэродромные ПА должны развивать скорость более 100 км/ч, а разгон до 80 км/ч должен осуществляться за время 40 – 45 с.
Тушение пожаров на аэродромах осуществляется только огнетушащими веществами, которые содержатся в цистернах пожарных автомобилей. Поэтому аэродромные пожарные автомобили создаются на шасси транспортных средств большой грузоподъемности. Необходимость движения на взлетно-посадочной полосе и вне ее требует, чтобы использовались полноприводные шасси с колесной формулой 6х6 или 8х8.
Стартовые пожарные автомобили находятся на дежурстве вблизи ВПП непрерывно. Они, как и дежурные пожарные автомобили, оборудованы подогревающими устройствами цистерны с водой, пенобака, насосного отсека. Продолжительное время эксплуатировали аэродромные автомобили АА-40(131)139, АА-60(7310)* и др. Они имели дополнительные средства тушения. Такими средствами были переносные установки СЖБ-50, порошковые огнетушители ОП-100, углекислотные установки с запасом углекислоты в количестве 50 – 100 кг.
Аэродромные пожарные автомобили укомплектованы пожарными напорными рукавами различных диаметров (по 4 – 6 штук), всасывающими и напорно-всасывающими рукавами. Для вскрытия фюзеляжа на машинах могут быть одна-две механические дисковые пилы ПДС-400.
На аэродромных пожарных автомобилях устанавливают центробежные насосы ПН-40УВ или геометрически подобный ему центробежный насос ПН-60Б. Этот насос обеспечивает подачу воды 60 л/с, развивая напор, равный 100 м вод.ст. Эти параметры получены при глубине всасывания 3,5 м и частоте вращения вала насоса 3000 об/мин. Система забора воды и подачи пенообразователя аналогичны системам насоса ПН-40УВ.
_ Разработаны насосы НЦПН-70/100. Они обеспечивают подачу воды 70 л/с, развивая напор 100 м (при глубине всасывания 3,5 м и частоте вращения вала насоса 2500 об/мин). Насос двухступенчатый – на валу последовательно установлено два рабочих колеса. Манжетные уплотнения заменены торцовым уплотнением с использованием колец из силицированного графита.
__________________
* См. учебник «Пожарные автомобили» / Под ред. А.Ф.Иванова. – М.: Стройиздат, 1988.
Водозаполнение осуществляется пластинчатым насосом с электроприводом. Наибольшая геометрическая высота всасывания их равна 7,5 м.
Дозирующее устройство подачи пенообразователя ручное, уровень дозирования 6,0±1,2%. Наибольшее количество одновременно работающих пеногенераторов типа ГПС-600 – 10 штук.
Насос такого типа рекомендован на пожарном аэродромном автомобиле АА-8,5/(40-60)-50/3 (КамАЗ-43118), разработанном ОАО «Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования».
Аэродромные пожарные автомобили, имеющие сертификаты соответствия, представляют три модели с общим запасом огнетушащих веществ (вода и пенообразователь) 5,8 и 15 м3. Их производит ОАО «Пожтехника».
Обозначение АА уясним на примере АА-8/60-50/3 (КамАЗ 43118), где 8 – суммарное количество огнетушащих веществ (в 1000 ) (вода и пенообразователь), л; 60 – подача пожарного насоса, л/с; 50 – возимый запас углекислоты, кг; 3 – численность расчета.
Параметры технических характеристик АА приведены в табл.16.16.
Таблица 16.16
№ п/п | Наименование показателя | Размер- ность | Модель АА | ||
АА-5,3/40 | АА-8/60 | АА-15/60 | |||
1
2 3
4 5
6 7 8
9
10
11 | Тип шасси
Колесная формула Двигатель: тип мощность Вместимость цистерны для воды Вместимость бака для пенообразователя Возимый запас углекислоты Насос пожарный Количество и диаметр всасывающих патрубков Количество и диаметр напорных патрубков Количество рукавных катушек и длина рукавов Масса полная | -
-
- кВт л л
кг - шт/мм
шт/мм
шт/м
кг | КамАЗ-43114 6×6
дизельный 176 5000 300
50 ПН-40УВ 1/125
2/80
2/20
15600 | КамАЗ-43118 6×6
дизельный 176 7500 500
50 ПН-60 2/100
2/80
2/20
21000 | МЗКТ
8×8
дизельный 176 14000 1000
50 ПН-60 2/100
2/80
2/20
416000 |
Насосы пожарные размещены в кормовой части АА. В каждом из АА предусмотрено по три места для боевого расчета.
Все три АА в основном различаются запасом огнетушащих веществ и типом шасси. Поэтому представим описание одного из них.
Автомобиль аэродромный АА-8,0/60-50/3 (43118).
Общий вид автомобиля представлен на рис.16.29. Энергетической установкой на нем является дизель КамАЗ-740 с турбонаддувом мощностью 191 кВт при частоте вращения вала 2600 об/мин.
На автомобиле установлен центробежный насос ПН-60. Привод к нему осуществляется от коробки отбора мощности с помощью трех карданных валов и двух промежуточных опор. Насосный отсек оборудован подогревателем ОВ65.
Рис.16.29. Пожарный аэродромный автомобиль АА-8,0/60-50/3 (43118):
1 – шасси; 2 – проблесковый маячок; 3 – рукав; 4 – лафетный ствол; 5 – цистерна с пенобаком; 6 – кузов; 7 – пожарно-техническое вооружение; 8 – насосная установка; 9 – установка для покрытия ВПП пеной
Вакуумная система состоит из газоструйного вакуумного аппарата, вакуумного клапана и трубопровода.
Цистерна вместимостью 7500 л сварена из листовой стали. Пенобак вместимостью 500 л встроен в цистерну. Цистерна и пенобак имеют по пять датчиков уровня воды. Светодиоды сигнализатора уровня воды и пенообразователя расположены на панелях приборов в насосном отделении и в кабине водителя.
Лафетный ствол может подавать в очаг горения воду или воздушно-механическую пену. Управление им осуществляется вручную. Крепится он к специальной стойке.
Стойка предназначена для выдвижения лафетного ствола в рабочее положение и представляет собой сборную стальную конструкцию с подвижными фланцевыми соединениями. Крепится она к специальной раме.
Выдвижение стойки с лафетным стволом в рабочее положение производится гидроцилиндром под давлением воды, подаваемой насосом.
Необходимость тушения пожара под фюзеляжем и крыльями, а также наносить слой пены на взлетно-посадочную полосу (ВПП) для обеспечения аварийной посадки самолета обусловили особенности водопенных коммуникаций АА. Принципиальная схема одной их них (АА-8/60-50/3) представлена на рис.16.30. В исходном положении все задвижки В1...В7 закрыты.
К напорным патрубкам с задвижками В1 возможно подключать пеногенераторы ГПС-600, разветвления РТ-80 или рукавные линии с ручными стволами.
Забор воды насосом может производиться от водопроводной сети, естественных или искусственных водоисточников.
Заполнение цистерны 1 водой может осуществляться из посторонней цистерны, подавая ее через заправочный люк. В случае установки АА на водоисточник ее заполнение происходит при включенном насосе 5 и открытой задвижке В3. По окончании заполнения цистерны его закрывают.
Подача воды к напорным патрубкам или лафетному стволу 7 от цистерны производится при открытых задвижках В1 (или В7) и В4.
При подаче воды к рукавным линиям или лафетному стволу 7 должны быть соответственно открыты задвижки 1 или 7 (или обе одновременно).
Поступление пенообразователя из пенобака 3 к всасывающему патрубку 2 осуществляется при включении пеносмесителя 4 и открытых задвижках В2 и В5. Открывая задвижки В1 и В7 (или обе одновременно) раствор пенообразователя будет поступать в напорные рукавные линии или лафетному стволу.
Заполнение цистерны водой можно производить, заливая ее через люк от посторонних источников. При заправке с открытого водоема вода поступает через всасывающие рукава, предварительно подсоединенные к патрубку 6 насоса 7, работающий насос 7, открытую задвижку 12 и вентиль 17. Аналогичным образом осуществляется заправка цистерны и от водопроводной сети.
На автомобиле предусмотрена установка для покрытия пеной ВПП. Покрытие производится пеной средней кратности при аварийных посадках самолетов.
Рис. 16.30. Водопенные коммуникации АА-8/60-50/3 (43118)-549:
1 – цистерна; 2 – пенобак; 3 – вентиль Ду-25; 4 – пеносмеситель; 5 – клапан Ду-125; 6 – всасывающий патрубок; 7 – насос ПН-60; 8 – коллектор насоса; 9 – рукав напорный диаметром 77 мм; 10 – установка для покрытия пеной ВПП; 11 – вакуумный кран; 12 – задвижка; 13 – задвижка; 14 – лафетный ствол; 15 – гидроцилиндр подъема лафетного ствола; 16 – шаровой кран; 17 – вентиль; 18 – вентиль Ду-25
Установка является съемным агрегатом. Она состоит из двух пенных коллекторов 10. Каждый из них выполнен в виде трубы с одним подводящим и тремя отводящими патрубками. На отводящих патрубках устанавливаются генераторы пены ГПС-600. Подвод к ним раствора пенообразователя осуществляется по напорным рукавам 9, которые подсоединяются к напорным патрубкам с задвижками и В1 коллектора пожарного насоса.
Собранная установка навешивается на задний бампер автомобиля. После этого она соединяется с напорными задвижками.
После навешивания установки запускается насос, открываются задвижка В2 и В5 подачи пенообразователя, достигается давление 0,7 – 0,8 МПа (70 – 80 м вод.ст.) и открываются задвижки В1 напорных патрубков.
С началом выхода пены из генераторов начинается движение автомобиля в соответствии с выбранной схемой покрытия ВПП.
На автомобиле в передней части кузова крепится углекислотная установка. В ее состав входят два баллона с углекислотой массой по 25 кг в каждом и две катушки с рукавами 220 м. На одной катушке установлен раструб с рукавом, а на другой – ствол-пробойник. Интенсивность подачи углекислоты 3 кг/с.
На некоторых АА устанавливают специальные бамперные установки для тушения пожаров под фюзеляжами или крыльями самолета.
Промывка системы подачи пенообразователя может производиться водой из цистерны 1. При открытых вентилях В5 и В6. Ее возможно осуществлять и водой, подаваемой из коллектора 6 насоса. При этом вентили В3, В6 и В5 необходимо открыть. Промывка осуществляется в течение 2-3 минут.
- Инновационная пожарная и аварийно-спасательная техника
- 16.1. Многофункциональная аварийно-спасательная пожарная техника
- 16.2. Мобильные роботизированные комплексы пожаротушения
- 16.2.1. Назначение и классификация робототехнических средств (ртс)
- 16.2.2. Опыт использования ртс за рубежом
- 16.2.3. Мобильные роботизированные комплексы разведки
- 16.3. Пожаротушение температурно-активированной водой
- 16.3.1. Огнетушащая способность воды
- 16.3.2. Из истории разработки технологии тав
- 16.3.3. Технические характеристики и возможности уптав
- Использование тав позволяет решать следующие задачи
- 16.4. Пожарная техника на базе летательных аппаратов, судов и железнодорожных средств
- 16.5. Пожарная техника для тушения лесных пожаров