3.2. Чс техногенного характера.
ЧС техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время – это промышленные аварии с выбросом опасных отравляющих химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метрополитене.
В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия (ЧП) делятся на аварии, при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.
Независимо от происхождения катастроф, для характеристики их последствий применяются критерии:
число погибших во время катастрофы;
число раненных (погибших от ран, ставших инвалидами);
индивидуальное и общественное потрясение;
отдаленные физические и психические последствия;
экономические последствия;
материальный ущерб.
К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.
Современные сложные производства проектируются с высокой степенью надежности. Однако, чем больше производственных объектов, тем больше вероятность ежегодной аварии на одном из них. Абсолютной безаварийности не существует.
Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (например – Чернобыль). Анализ таких ситуаций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.
На первой из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки. Поэтому еще возможно предотвращение аварии.
На второй стадии происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, в этот период у операторов обычно не бывает ни времени, ни средств для эффективных действий.
Собственно авария происходит на третьей стадии, как следствие двух предыдущих.
Основные причины аварий:
просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;
некачественное строительство или отступление от проекта;
непродуманное размещение производства;
нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.
- Содержание:
- 1. Введение.
- 2. Определение чрезвычайной ситуации.
- 3. Классификация чс по характеру источника.
- 3.1. Чс природного характера.
- 3.1.1. Землетрясения.
- 3.1.2. Наводнения.
- 3.1.3. Ураганы, тайфуны, штормы, бури, смерчи.
- 3.1.4. Сель.
- 3.1.5. Оползни.
- 3.1.6. Снежные лавины.
- 3.1.7. Метели, бураны, пурга, вьюга, снежные заносы.
- 3.1.8. Ландшафтные пожары.
- 3.2. Чс техногенного характера.
- 3.2.1. Радиационно-опасные объекты.
- Характеристика радиоактивных излучений.
- Радиоактивное загрязнение (заражение).
- 3.2.2. Опасные химические вещества (охв).
- Аммиак.
- 2.2.3. Аварии на гидротехнических сооружениях.
- 2.2.4. Аварии на транспорте. Аварии на железнодорожном транспорте.
- Аварии в метрополитене.
- Аварии на автомобильном транспорте.
- Аварии на морском и речном транспорте.
- Аварии на авиационном транспорте.
- 4. Список литературы.