logo search
Л

Вопрос 4.Резервуары. Причины нарушения прочности резервуаров.

Резервуарами называются стационарные или передвижные сосуды разнообразной формы и размеров. Резервуары являются наиболее ответственными сооружениями, в них хранятся в больших количествах различные жидкости. Резервуарный парк предназначен для оперативного учета нефти по приему, хранению, откачке.

В зависимости от материала, из которого они изготавливаются, резервуары делятся на металлические и неметаллические. Металлические сооружают преимущественно из стали, иногда из алюминия. К неметаллическим относятся железобетонные и пластмассовые резервуары.

Резервуары бывают по форме: вертикальные цилиндрические, горизонтальные цилиндрические, прямоугольные, каплевидные и др.

По схеме установки резервуары делятся на: наземные, у которых днище находится на уровне или выше планировочной отметки прилегающей площадки; подземные, когда нанаысший уровень жидкости в резервуаре находится ниже наинизшей планировочной отметки прилегающей площадки (в пределах 3 м) не менее чем на 0,2м.

В зависимости от объема и месторасположения резервуары подразделяются на три класса:

Класс 1 – особо опасные резервуары объемом 10 000 м3 и более, а также резервуары объемом 5000 м3 и более, расположенные непосредственно по берегам рек, крупных водоёмов и в черте городской застройки;

Класс 2 – резервуары повышенной опасности объемом от 5000 до 10 000 м3;

Класс 3 – опасные резервуары объемом от 100 до 5000 м3.

Основными видами работ в процессе эксплуатации резервуаров и резервуарных парков являются:

• Определение вместимости и градуировка резервуаров;

• Оперативно-технологическое обслуживание резервуаров и резервуарных парков;

• Техническое обслуживание и текущий ремонт резервуарных парков и их отдельных резервуаров;

• Техническое диагностирование резервуаров;

• Поддержание каре резервуарного парка в нормативном состоянии;

• Реконструкция резервуаров

Причины нарушения прочности резервуаров.

Нарушения прочности и герметичности в резервуарах в большинстве случаев вызываются совокупностью различных неблагоприятных воздействий на конструкции.

При монтаже и эксплуатации резервуаров наиболее часто встречаются следующие дефекты и повреждения:

а) трещины в окрайках днища по сварным соединениям и основному металлу;

б) трещины в нижнем уторном уголке по сварным соединениям и основному металлу;

в) трещины в сварных соединениях полотнища днища с выходом или без выхода на основной металл;

г) выпучины, вмятины и складки на днище;

д) трещины в поясах стенки по сварным соединениям и основному металлу;.

е) непровары, подрезы основного металла, шлаковые включения и другие дефекты сварных соединений;

ж) негерметичность (отпотины) в сварных, клепаных соединениях и основном металле днища, стенки, кровли и понтона;

з) изменения геометрической формы верхних поясов стенки резервуара и кровли резервуара повышенного давления;

и) коррозионные повреждения днища, стенки, понтона и кровли резервуара;

к) значительные деформации и разрушения отдельных несущих конструктивных элементов покрытия резервуара;

л) отрыв центральной стойки от днища резервуара;

м) отрыв от стенки резервуара опорных столиков кронштейнов понтона;

н) затопление понтона с образованием деформации направляющих труб, стоек и кронштейнов с зависанием или без зависания понтона;

о) повреждения, провисания и потеря эксплуатационных свойств резинотканевых ковров-понтонов и уплотняющих затворов;

п) обрыв анкерных болтов и деформации вертикальных стенок анкерного столика у резервуаров повышенного давления;

р) деформация днища по периметру резервуара;

с) значительные равномерные и неравномерные осадки (просадки) основания;

т) потеря устойчивости обвязочного уголка в сопряжении стенок с днищем у горизонтальных резервуаров;

у) осадка опор (фундаментов) горизонтальных резервуаров.

Устранение дефектов и ремонт резервуаров — ответственные операции, определяющие во многом дальнейшую безопасность и бесперебойную эксплуатацию резервуаров.

Причины снижения эксплуатационной надежности элементов конструкций резервуаров

Конструктивные элементы стальных резервуаров подвержены износу. В резервуарах головных нефтеперекачивающих станций встречаются случаи местной коррозии днища в местах скопления отстаивающейся агрессивной подтоварной воды.

Кроме того, при эксплуатации резервуаров встречаются такие дефекты как: просадка оснований и связанная с ней непредвиденная деформация стенки и других расчетных элементов металлических конструкций резервуаров, и как следствие нарушение прочности и плотности сварных швов, трещины в стенке, днище и крыше резервуаров.

Предлагается следующая классификация основных причин снижения эксплуатационной надежности резервуаров (рис.4).

Рис.4. Основные причины разрушения резервуаров.

В дальнейшем детальный анализ результатов комплексной дефектоскопии большого количества резервуаров находящихся в длительной эксплуатации выполненный нашими учеными позволил им существенно дополнить и конкретизировать приведенную выше классификацию основных причин разрушения РВС (см. рис. 5).

Рис.5. Классификация дефектов, влияющих на эксплуатационную надежность РВС

Продолжение рис.5. Классификация дефектов, влияющих на эксплуатационную надежность РВС