8,Что изучает физиология труда. Классификация условий трудовой деятельности. Дать определение тяжести и напряженности труда.
Физиология труда – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности.
Классификация условий трудовой деятельности могут быть оптимальными, допустимыми, вредными и экстремальными (опасными) .
Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и наименьшую напряженность организма. Факторы среды и труда не превышают безопасных гигиенических норм (нормативов).
Допустимые условия труда характеризуются такими факторами среды и труда, при которых гигиенические нормативы не превышают допустимых значений.
Вредные условия труда характеризуются такими производственными факторами, которые превышают допустимые гигиенические нормы и приводят к ухудшению здоровья человека или оказывают негативное влияние на потомство.
Экстремальные условия труда – это такие условия, когда факторы труда и среды при воздействии во время работы приводят к риску возникновения тяжелых заболеваний или создают реальную угрозу жизни.
Напряженность труда определяется, в основном, эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующим преимущественно интенсивной работы мозга.
Тяжесть труда определяется, в основном, физической нагрузкой на организм при труде, требующим преимущественно мышечных усилий и энергетического обеспечения.
9. Работоспособность и ее динамика.
Работоспособность определяется величиной функциональных возможностей человека, количеством и качеством работы за определенный промежуток времени и определяется двумя группами факторов – внешними и внутренними.
Внешние факторы – это информационная структура сигналов, т.е. количество и форма представления информации, характеристика рабочей среды (удобство рабочего места, температура, освещенность, наличие вредных факторов и т.п.), взаимоотношения в коллективе.
Внутренние факторы – уровень подготовки, тренированность, выносливость, эмоциональная устойчивость.
Предел работоспособности для любого человека не является постоянной величиной. Изменение предела работоспособности во времени называется динамикой работоспособности.
Различают следующие фазы трудовой деятельности по уровню работоспособности:
Предрабочее состояние ,Врабатываемость, Период устойчивой работы, Период утомления, Период возрастания продуктивности, Период прогрессивного снижения работоспособности и эмоционально-волевого напряжения. Период восстановления.
Динамика работоспособности в течение рабочего дня:
1 фаза – врабатывание или нарастание работоспособности (20минут – 1 час)
2 фаза – высокая устойчивость работоспособности (2…2.5 часа)
3 фаза – снижение работоспособности или развитие утомления
Динамика суточной работоспособности
С 22 до 6 - минимум
Недельной работоспособности:
Среда-четверг – лучшая работоспособность
Гигиеническая классификация труда необходима для оценки конкретных условий и характера труда на рабочих местах:
1 класс -- оптимальные условия труда -- такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, а создаются предпосылки для поддерживания высокого уровня работоспособности.
2 класс -- допустимые условия труда -- характеризуются такими уровнями факторов производственной среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются за время регламентированного отдыха или до начала следующей смены и не оказывают неблагоприятного влияния на состояние здоровья работающих и их потомство в ближайшем и отдаленном периодах.
3 класс -- вредные условия труда -- характеризуются наличием вредных производственных факторов, которые превышают гигиенические нормативы и способны вызвать неблагоприятное влияние на организм работающего и (или) его потомство.
Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов подразделяются на четыре ступени (3.1--3.4).
4 класс -- опасные (экстремальные) -- условия труда, которые характеризуются такими уровнями факторов производственной среды, влияние которых в течение рабочего времени (или же ее части) создает высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений, отравлений, увечий, угрозу для жизни.
10. В чем заключается инженерно-психологическое и эргономическое обеспечение трудовой деятельности. Раскрыть содержание информационной, биофизической, энергетической, пространственно-антропометрической и технико-эстетической совместимости в СЧМ.
Эргономика – наука, занимающаяся проектированием систем, включающих в себя кА к технические звенья, так и человека.
Под психологией безопасности труда понимается применение психологических знаний для обеспечения безопасности деятельности человека. Психологией БТ рассматриваются психологические процессы, психологические свойства.
Психологические процессы: познавательные, эмоциональные и волевые (ощущения, восприятия, память)
Психологические свойства (качества личности) – это ее существенные особенности (направленность, характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Свойства устойчивы и постоянны.
Виды совместимости человека с технической системой:
Биофизическая совместимость –человека и системы состоит в достижении разумного компромисса между физиологическим состоянием и работоспособностью человека, с одной стороны, и различными факторами, характеризующими систему – с другой.
Энергетическая совместимость – создание органов управления системы и выбор оператора так, чтобы они гармонировали в отношении затрачиваемой мощности и, скорости, точности итд.
Пространственно-антропометрическая совместимость – учет размеров тела человека и некоторых физиологических особенностей человека при создании рабочего места
Технико-эстетическая совместимость состоит в творческой и удовлетворенности человека от процесса труда как совокупности физических и интеллектуальных сил с элементами творческой целенаправленности.
Информационная совместимость должна соответствовать возможностям человека по приему и переработке всего потока закодированной информации и эффективному приложению управляющих воздействий к системе.
11.Чем занимается инженерная психология. Дать определения общих характеристик анализаторов и рецепторов.
Инженерная психология изучает процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учетом психических свойств человека.
Анализаторы – это совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, которые осуществляют восприятие и анализ информации о явлении, которое происходит как в окружающей среде, так и внутри самого организма.
Все рецепторы разделяются на две большие группы - внешние (экстерорецепторы) и внутренние (интерорецепторы).
К экстерорецепторам относятся: слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные.
К интерорецепторам относятся висцерорецепторы - (сигнализирующие о состоянии внутренних органов) и проприорецепторы (рецепторы опорно-двигательного аппарата).
По характеру контакта со средой рецепторы делятся на дистантные (зрительные, слуховые, обонятельные), получающие информацию на некотором расстоянии от источника раздражения и контактные - возбуждающиеся при непосредственном соприкосновении с ним.
Общие характеристики анализаторов
- нижний и верхний пределы раздражителя, последний вызывает боль и нарушает деятельность анализатора
- диапазон чувствительности анализатора - интервал от минимальной до максимальной величины раздражителя
- минимальная величина – нижний абсолютный порог чувствительности, максимальная – верхний
- порог различения - минимальная разница между интенсивностями двух раздражителей, вызывающая еле заметное различие ощущений
- латентный период - время проходящее от начала воздействия раздражителя до появления ощущений
Датчиками анализаторов являются специальные окончания нервных волокон, называемые рецепторами, которые преобразуют внешнюю энергию различных видов раздражителей в особую активность нервной системы.
- 2. Система Человек-среда обитания и основы взаимодействия с ней.
- В составе окружающей среды выделяют:
- Классификация условий для человека в системе "человек — среда обитания":
- 4. Чем суть основных положений теории бжд. Аксиомы бжд
- 5.Что является количественной мерой опасности. С какой целью вводится концепция приемлемого риска. Классификация рисков.
- 6. Что такое и как подсчитать: критерии комфортности и критерии негативности техносферы ?
- 7. На какие группы и классы подразделяются принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Раскрыть их содержание.
- 8,Что изучает физиология труда. Классификация условий трудовой деятельности. Дать определение тяжести и напряженности труда.
- 12. Основные параметры анализаторов. Схема рефлекторной дуги. Органы чувств и их характеристики по скорости передачи информации.
- Рефлекторная дуга
- 13. Какие законы составляют основу российского природо- и трудо-охранного законодательства и в чем их основное содержание.
- 14.Каковы основные нормативные и нормативно-технические документы в области охраны труда. Что такое ссбт?
- 16.Теплообмен человека с окружающей средой. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека.
- 17.Защита от воздействия теплового излучения, высоких и низких температур ос.
- 18. Какие законодательно-правовые акты обеспечивают защиту населения и территории в чс природного и техногенного характера.
- 19. Что такое микроклимат. Как осуществляется нормирование параметров микроклимата. Каким образом можно нормализовать его параметры.
- 20.Привести примеры очистки воздуха от вредных веществ. Классы опасности вредных веществ.
- 21.Промышленная вентиляция, общеобменная и местная. Виды, устройство. Основы расчета вентиляции Системы вентиляции
- Классификация систем вентиляции
- Приточная система вентиляции
- Система вытяжной вентиляции
- 22. Каковы основные виды, типы и системы освещения. Их преимущества и недостатки.
- 23. С помощью каких качественных и количественных величин можно охарактеризовать освещение, их определение и единицы измерения.
- 24.Характеристики освещения и световой среды. Зрительный комфорт.
- 25. В чем заключается влияние освещения на условия деятельности человека. Каков алгоритм расчета искусственного и естественного освещения.
- 26.Действие ик, уф, Лазерного излучения. Нормирование.
- Нормирование ультразвука
- Меры защиты
- Лазерное излучение
- 27. Вибрация. Величины характеризующие вибрацию, влияние на человека.
- 28.Объясните принцип действия вибродемпфирования, виброгашения и виброизоляции.
- 29. Каким образом нормируется вибрация. Каковы основные способы защиты от вибрации.
- 30. Акустические колебания. Воздействие шума на человека. Способы его снижения в бытовой и производственной среде.
- 31.В чем заключается акустическое загрязнение окружающей среды. Способы его снижения в бытовой и производственной средах.
- 33. Характеристика инфра- и ультразвука. Нормирование. Влияние на человека.
- 34. Эмп. Какова физическая природа явления. Как осуществляется нормирование эмп, в чем проявляется характер воздействие на человека.
- 35.Классификация методов и средств защиты от эмп.
- 36.Организационные и инженерно-технические мероприятия по защите полей и излучений. Характеристики поглощающих мероприятий.
- 37. Ионизирующие излучения. Их виды. Влияния на человека.
- 37.Ионизирующие излучения. Их виды. Влияния на человека
- 41. Как классифицируются помещений по опасности поражения электрическим током.
- 42. Привести примеры различных схем включения человека в сеть и пояснить их.
- 43.Явления стекания тока в землю. Виды заземляющих устройств.
- 44.Напряжения прикосновения и шага.
- 45. Что такое чс, их классификация. Каковы основные причины возникновения чс и их профилактика.
- 46.Как классифицируется чс техногенного и природного происхождения.
- 47.Каким образом должна быть организована работа по защите персонала объекта при угрозе и возникновении чс. В чем заключаются функции единой государственной системы предупреждения и ликвидации чс.
- 48.Причины пожаров и взрывов на промышленных предприятиях Пожаро- взрывоопасные свойства веществ.
- 49. Категории помещений и зон по взрывоопасности. Способы и средства тушения пожаров.