Концертные залы
Архитектура впечатляет, прежде всего пространством, и особенно, сильным воздействием может обладать, по мнению Шаруна, «пространство муз», то есть такая воздействующая сила, которая подкрепляется происходящим в нем духовным, творческим процессом, втягивающим в свою орбиту присутствующих. Такое пространство наиболее характерно таким зданиям как театр и концертный зал. Задача состоит в том, чтобы зритель, слушатель были как можно более активными, чтобы воздействие такого пространства оставляло след в душе человека и после его ухода из театра.
Наиболее значительное и известное произведение Шаруна это здание берлинской Филармонии (1956-1963 гг.), где автор в полной мере реализовал волновавшие его идеи функционального и объемно-пространственного решения театрально-концертного здания, рассчитанного на особого рода контакт между происходящим на сцене действием и зрителем. Проект Филармонии был признан лучшим на конкурсе 1956 г и сразу же стал известным. Несмотря на это, здание, оконченное в конце 1963, было воспринято как неожиданное, вызвало самые ожесточенные споры. В здании Филармонии Шарун объединил свою идею об активном композиционном «пространстве середины» с идеей «пространства муз». Он спроектировал зал на 2200 мест, в центре этой аудитории разместив оркестр. Несмотря на свой размер, в характере аудитории есть известная интимность, и слушатели как бы непосредственно принимают участие в представлении.
Форма аудитории подсказана идеей ландшафта. Имеется в виду долина, в глубине, которой размещен оркестр, окруженный поднимающимися «виноградниками». В этом ландшафте небом служит потолок, его форма диктуется требованиями акустики: звук поднимается с пола в середине и опускается на слушателей.
Композиция здания в целом обусловлена аудиторией и градостроительными условиями участка, для которого первоначально проектировалась Филармония. По условиям конкурса вход в будущее здание предполагался через холл старой гимназии. Это условие привело к необычному сочетанию осевого, почти симметричного зала со свободной ассиметрией других помещений и «непарадным входом». Вход с низким навесом использован для создания эмоционального контраста с внутренним пространством, раскрывающимся за входом.
Посетители сразу же разделяются на 2 потока, направляющихся к расположенным один над другим на первом и втором этажах гардеробам в левой от входа части здания. К гардеробам второго этажа ведет развитая система лестниц, далее приводящих к местам в левой половине аудитории. От гардеробов первого этажа зрители проходят через большое фойе под аудиторией и по другой системе лестниц попадают на места в правой половине зала. Наклонное ступенчатое перекрытие над фойе, которое повторяет форму «виноградников» с местами для зрителей, позволяет угадывать объемно-пространственный характер аудитории. Фойе в плане почти симметрично относительно той же оси, что и аудитория над ним, но здесь симметрия нарушена размещением в правой половине лестниц, разницей в уровне пола и, главное, тем, что функциональное движение диагонально относительно этой оси. Благодаря такому своеобразному приему и сложному расчленению фойе системой окон и лестниц возникает впечатление непрерывного и бесконечного пространства.
Наибольшую критику вызвал внешний облик здания. Вместо представительной статичной композиции Шарун создал ассиметричный сложный объем нерегулярной формы с изменяющимся по высоте верхним краем стены и причудливой кровлей. «Шатер» снаружи имеет такой вид, будто изнутри он подперт несколькими шестами, из которых самый высокий расположен близко к геометрическому центру.
Шарун осуществил также проект Мьюзик-Холла в 1984-1987 гг.
Шарун по-своему подходит к взаимосвязи функций и формы: функция рассматривается не как данное, независимое от архитектуры, а как нечто гораздо более тесно связанное с архитектурой: своеобразие, индивидуальность композиции неизбежно вносят нечто новое в саму функцию, делают ее более индивидуальной. Этим закрепляется индивидуальность архитектурного решения, подчеркнутая неповторимость, а следовательно, усиливается эмоциональное и психологическое воздействие архитектурного образа.
В некоторых сооружениях Шаруна нет четкого деления на этажи. Проект бывает трудно воспроизвести в нескольких общепринятых ортогональных проекциях, из планов трудно представить себе особенности пространства зданий. Чтобы представить себе здания Шаруна обязательно нужна модель. Одним из первых архитектор пошел на сближение методов архитектуры с методами неизобразительной структуры.
Наружные массы построек и проектов Шаруна, как правило, ассиметричны, не имеют фасадного фронта в принятом представлении. С каждым незначительным движением вокруг здания или внутри его пространств картина меняется. Скульптурность форм усиливает игру светотени и еще более подчеркивает многоплановость, пластичность здания. Архитектурные формы выступают в непрерывной смене ракурсов, по мере обхода открываются новыми гранями. Зритель все время оказывается в потоке впечатлений. Эмоциональная напряженность и активность такого восприятия архитектуры значительно усиливаются по сравнению с привычным опытом зрителя.