logo search
1-67

Вопрос 36. Чс на трубопроводе

По протяженности магистральных трубопроводов для транспортировки нефти, газа, воды и сточных вод Россия занимает второе место в мире после США. Но в тоже время, российские трубопроводные магистрали являются самыми изношенными в мире. С каждым годом аварийность на трубопроводах России возрастает, доводя показатель изношенности до 70%. Происходящие аварии и утечки из нефтепроводов наносят стране как экономический, так и экологический ущерб. И если экономический ущерб восполнить можно за довольно короткое время, то восстановление благоприятной экологической обстановки в местах аварий и прорывов трубопроводов порой затягивается на многие годы. Особенно страдает природа от утечек нефти из магистральных нефтепроводов. А если эти утечки произошли вблизи водных ресурсов - это и вовсе может обернуться экологической катастрофой...

Довольно часто аварии на трубопроводах происходит в городах. Причина все та же - изношенность коммуникаций: канализационных, тепловых и водопроводных. Из аварийных трубопроводов вода просачивается в грунт, а из-за этого повышается уровень грунтовых вод, что приводит к провалам и просадкам грунта, а также затоплению фундаментов. А это может привести и к обрушению зданий...

Как отмечают специалисты, проблему аварийности магистральных трубопроводов можно решить, если использовать при строительстве вместо стальных трубы из пластмассы либо из других более прочных и надежных материалов, прокладку новых и ремонт изношенных трубопроводов осуществлять не открытым, а бестраншейным способом, проводить регулярные работы по выявлению аварийных участков. В настоящее время рынок трубопроводной арматуры, труб, задвижек, затворов, клапанов и прочего предлагает высококачественные материалы и изделия для прокладки и модернизации трубопроводов. Используя новейшие технологии можно свести к минимуму аварии на трубопроводах, исключить экономические потери и не допустить экологической катастрофы в месте прорыва трубопровода.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Росприроднадзор не раз заявляли, что большинство российских нефтепроводов не соответствуют современным техническим требованиям. Только в этом году в России произошло уже более десятка крупных аварий на нефтепроводах, в результате который природе и окружающей среде был нанесен значительный ущерб. Так, например, 15 апреля 2009 года из-за аварии произошел крупный разлив нефти на магистральном нефтепроводе Холмогоры - Клин. Площадь загрязнения в результате аварии составила 1,2 тысячи кв. м. Причина аварии - износ трубы. Немногим ранее произошел пожар на нефтепроводе Самара - Лисичанск в Саратовской области, который затем повредил проходящий параллельно нефтепровод Самара - Тихорецк. Авария вывела из строя нефтеперерабатывающий завод в Волгограде, в течение пяти дней была прекращена прокачка нефти в порты Новороссийска и Туапсе. Причина - техническая неисправность задвижки, вызванная высоким износом. В феврале этого года в результате крупной аварии на нефтепроводе Пермь - Альметьевск на почву и в водоемы вылилось почти 2000 тонн нефти. Причиной аварии послужил недопустимо высокий износ трубы.

Как правило, ликвидировать последствия аварии значительно сложнее, чем предотвратить ее. Изношенность российских трубопроводов приближается к критической отметке. Обнадеживает одно - многие компании начинают осознавать ответственность перед потребителями и природой, которые могут пострадать в результате таких аварий. Да и ужесточение мер за техногенные аварии, которые проявляются в возросших штрафах, приводят к тому, что собственники трубопроводов начинают менять трубы, покупают задвижки, проводят регулярное техническое обслуживание своих магистральных трубопроводов. Положительные сдвиги в данном направлении уже отмечаются. Остается надеяться на то, что мировой финансовый кризис не скажется на хорошей намеченной тенденции к приведению в надлежащее состояние российских трубопроводов...