31. Аварии на железнодорожном транспорте. Причины и последствия.
Железнодорожная авария — опасное происшествие на железной дороге, приведшее к повреждению одной или нескольких единиц подвижного состава до степени капитального ремонта и (или) гибели одного или нескольких человек, причинению пострадавшим телесных повреждений разной тяжести либо к полному перерыву движения на аварийном участке, превышающему нормативное время.
Причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются ошибки диспетчеров, машинистов, отказы техники, стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, обвалы, сели, снежные лавины, ураганы, природные пожары, оползни).
Во избежание пагубных воздействий природной стихии на железнодорожные объекты предусматриваются и возводятся соответствующие инженерные сооружения. Так для защиты от каменных и снежных обвалов строят специальные галереи и подпорные стенки, от размыва земляного полотна — водоотводные и берегоукрепительные сооружения в виде канав, дамб, траверсов.
Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте могут быть двух видов: • аварии на производственных объектах, не связанных непосредственно с движением поездов (заводы, депо, станции и др.);
• аварии поездов во время движения.
Аварии (катастрофы) на объектах железнодорожного транспорта (как и на объектах народного хозяйства) часто являются результатом нарушения правил технической эксплуатации, технологических процессов при производстве и ремонте подвижного состава, несвоевременного и некачественного технического обслуживания, неисправности путей, подвижного состава, средств управления. Более 40% железнодорожных аварий и катастроф происходят по вине путейных рабочих. Участились аварии на железнодорожных переездах из-за нарушений правил проезда по ним водителями транспортных средств.
Внедрение новой техники и технологий позволило исключить некоторые опасные технологические операции и значительно изменить характер работы многих работников железной дороги. Однако полностью исключить нахождение людей в опасной зоне движения подвижного состава не представляется возможным.
Прием, обработка, расформирование, формирование и отправление поездов, обслуживание и ремонт станционных устройств и подвижного состава производятся круглосуточно при любой погоде, в основном на открытом воздухе, вне помещений. Работники станций и других служб выполняют эту работу в тесном взаимодействии друг с другом и под руководством дежурного по станции, от правильности действий которого зависит безопасность людей и поездов.
Составители поездов и их помощники, дежурные стрелочных постов, монтеры пути, приемщики поездов и другие работники, занятые обслуживанием станционных устройств и обработкой поездов, работают в непосредственной близости от колеи или прямо на путях. В условиях движения поездов и маневренной работы эти и другие лица подвергаются значительной опасности. Кроме того, в вагонах, обрабатываемых на станциях, перевозят легковоспламеняющиеся, взрывчатые и ядовитые вещества, негабаритные, пылящие и другие грузы, являющиеся источниками повышенной опасности. Деятельность дежурных по станции, постам, паркам и путям, маневровых диспетчеров отличается большой психоэмоциональной напряженностью, обусловленной сознанием ответственности за безопасность движения поездов, работников и пассажиров, за сохранность подвижного состава и груза.
Чаще всего на железных дорогах происходят пожары, аварии электроснабжения и крушения поездов.
Основными их причинами являются:
• неисправности пути;
• поломки подвижного состава;
• выход из строя средств сигнализации и блокировки;
• ошибки диспетчеров;
• невнимательность и халатность машинистов;
• столкновения, наезды на препятствия на переездах;
• пожары и взрывы непосредственно в вагонах;
• повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов и пр.;
• изношенность технических средств.
Аварии на воздушном транспорте. Причины. Последствия.
Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ
ДЕКОМПРЕССИЯ – это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности.Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит возд3ух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристигните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ НА САМОЛЕТЕ
Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.
После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками – возможен взрыв.
В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.
КАК ДЕЙСТОВАТЬ ПРИ «ЖЕСТКОЙ» ПОСАДКЕ И ПОСЛЕ НЕЕ
Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.
Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.
- Вопрос 1. Техногенная чс. Масштаб и критерии последствий.
- Вопрос 2. Классификация аварий и катастроф чс техногенного характера.
- Вопрос 3. Ионизирующее излучение. Действие альфа, бета, гамма излучения на окружающую среду.
- Вопрос 4. Рентген. Аварии на радиационных объектах. Радиационная авария. Последствия и воздействия на окружающий мир.
- Классификация радиационных аварий
- Общая характеристика последствий радиационных аварий
- Вопрос 6. Зоны радиационной аварии.
- Вопрос 7. Зоны на территории радиоактивного загрязнения в период ликвидации.
- Вопрос 8. Радиоактивное воздействие на человека и природу.
- Вопрос 9. Классификация возможных последствий облучения людей.
- Вопрос 10. Группы критических органов.
- Вопрос 11. Радиоактивное загрязнение при аварии на предприятии по его особенностям.
- Вопрос 12. Радиационная защита и профилактика.
- Вопрос 13. Определение допустимых доз облучения.
- Вопрос 14. Определение ахов. Крупные потребители ахов.
- Вопрос 15. Химическая авария. Определения.
- Вопрос 21. Пожар. Определение.
- Виды пожаров по месту возникновения
- Классификация пожаров по типу
- Условия протекания и стадии пожара
- Вопрос 22. Основные поражающие факторы пожара.
- Вопрос 23. Причины возникновения пожара.
- Вопрос 24. Средства пожаротушения и правила их применения.
- Вопрос 25. Взрыв. Определения. Зоны поражения.
- Вопрос 26. Причины взрывов и их действие на сооружения.
- Вопрос 27. Действие взрыва на человека.
- Вопрос 28. Автомобильные аварии и их последствия.
- Вопрос 29. Аварии на общественном транспорте и их последствия.
- Вопрос 30. Аварии в метрополитене и их последствия.
- 31. Аварии на железнодорожном транспорте. Причины и последствия.
- 33. Аварии на водном транспорте.
- 35. Чс на коммунальных системах.
- Вопрос 36. Чс на трубопроводе
- Вопрос 37. Действия населения при оповещении об аварии с выбросом ахов.
- Вопрос 38. Действия населения, вышедшего из зоны заражения
- Вопрос 39. Общие меры первой медицинской помощи при отравлении ахов
- Вопрос 40. Действия населения при пожаре в здании.
- 43. Действия населения при взрыве в соседнем здании.
- 46. Действия участников дорожного движения при падении автомобиля в воду
- 48. Действия пассажиров при пожаре в городском общественном транспорте.
- 49. Действия пассажиров при падении общественного транспорта в воду.
- 50. Зона опасности в метрополитене.
- 51. Пожар в вагоне поезда метрополитена
- 52.Действия пассажира, упавшего на пути (в метро).
- 53. Действия пассажиров поезда при его остановке в туннеле.
- 54. Действия пассажиров при крушении поезда (на железной дороге)
- 55. Действия пассажиров при пожаре в поезде
- 61. Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги.
- 62. Оставление судна прыжком в воду.
- 63. Действия населения при заблаговременном оповещении о гидродинамической аварии.
- 66. Действия населения при оповещении об аварии на радиационно-опасном объекте. (роо) – при отсутствии убежища и средств защиты.
- 67. Действия населения при оповещении об аварии на роо – при эвакуации.