logo
1-67

31. Аварии на железнодорожном транспорте. Причины и последствия.

Железнодорожная авария — опасное происшествие на железной дороге, приведшее к повреждению одной или нескольких единиц подвижного состава до степени капиталь­ного ремонта и (или) гибели одного или нескольких человек, причинению пострадавшим телесных повреждений разной тяжести либо к полному перерыву движения на аварийном участке, превышающему нормативное время.

Причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются ошибки диспетчеров, машинистов, отказы техники, стихийные бедствия (землетрясения, наводне­ния, обвалы, сели, снежные лавины, ураганы, природные пожары, оползни).

Во избежание пагубных воздействий природной стихии на железнодорожные объ­екты предусматриваются и возводятся соответствующие инженерные сооружения. Так для защиты от каменных и снежных обвалов строят специальные галереи и подпорные стенки, от размыва земляного полотна — водоотводные и берегоукрепительные сооружения в виде канав, дамб, траверсов.

Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте могут быть двух видов: • аварии на производственных объектах, не связанных непосредственно с движением поездов (заводы, депо, станции и др.);

аварии поездов во время движения.

Аварии (катастрофы) на объектах железнодорожного транспорта (как и на объек­тах народного хозяйства) часто являются результатом нарушения правил технической экс­плуатации, технологических процессов при производстве и ремонте подвижного состава, несвоевременного и некачественного технического обслуживания, неисправности путей, подвижного состава, средств управления. Более 40% железнодорожных аварий и катастроф происходят по вине путейных рабочих. Участились аварии на железнодорожных переездах из-за нарушений правил проезда по ним водителями транспортных средств.

Внедрение новой техники и технологий позволило исключить некоторые опасные тех­нологические операции и значительно изменить характер работы многих работников желез­ной дороги. Однако полностью исключить нахождение людей в опасной зоне движения подвижного состава не представляется возможным.

Прием, обработка, расформирование, формирование и отправление поездов, обслужи­вание и ремонт станционных устройств и подвижного состава производятся круглосуточно при любой погоде, в основном на открытом воздухе, вне помещений. Работники станций и других служб выполняют эту работу в тесном взаимодействии друг с другом и под руко­водством дежурного по станции, от правильности действий которого зависит безопасность людей и поездов.

Составители поездов и их помощники, дежурные стрелочных постов, монтеры пути, приемщики поездов и другие работники, занятые обслуживанием станционных устройств и обработкой поездов, работают в непосредственной близости от колеи или прямо на путях. В условиях движения поездов и маневренной работы эти и другие лица подвергаются зна­чительной опасности. Кроме того, в вагонах, обрабатываемых на станциях, перевозят лег­ковоспламеняющиеся, взрывчатые и ядовитые вещества, негабаритные, пылящие и другие грузы, являющиеся источниками повышенной опасности. Деятельность дежурных по стан­ции, постам, паркам и путям, маневровых диспетчеров отличается большой психоэмоцио­нальной напряженностью, обусловленной сознанием ответственности за безопасность дви­жения поездов, работников и пассажиров, за сохранность подвижного состава и груза.

Чаще всего на железных дорогах происходят пожары, аварии электроснабжения и кру­шения поездов.

Основными их причинами являются:

неисправности пути;

•  поломки подвижного состава;

•  выход из строя средств сигнализации и блокировки;

•  ошибки диспетчеров;

•  невнимательность и халатность машинистов;

•  столкновения, наезды на препятствия на переездах;

•  пожары и взрывы непосредственно в вагонах;

•  повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов и пр.;

•  изношенность технических средств.

  1. Аварии на воздушном транспорте. Причины. Последствия.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДЕКОМПРЕССИИ

ДЕКОМПРЕССИЯ – это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его герметичности.Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит возд3ух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике. В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это Ваш ребенок: если Вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, вы оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристигните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЖАРЕ НА САМОЛЕТЕ

Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками – возможен взрыв.

В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.

КАК ДЕЙСТОВАТЬ ПРИ «ЖЕСТКОЙ» ПОСАДКЕ И ПОСЛЕ НЕЕ

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.

Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.