Вопрос 3. Техническое обслуживание и ремонт трубопроводов.
Техническое состояние технологических трубопроводов газоперекачивающих компрессорных станций (КС) с увеличением сроков их эксплуатации, требует разработки системы специальных мероприятий по обеспечению заданного уровня надежности, так как эксплуатация за пределами расчетного ресурса сопровождается повышением вероятности аварий, в том числе и с тяжелыми экологическими последствиями. В настоящее время, внедрение инновационных средств технической диагностики позволило заменить традиционную систему эксплуатации с регламентным ремонтно-техническим обслуживанием - на эксплуатацию по техническому состоянию, т.е. к обслуживанию в зависимости от степени риска, от реального состояния и фактических характеристик объектов. Для выполнения существующих повышенных требований к экологической и технической безопасности - требуется развитие и внедрение единой системы экспертно-диагностического обслуживания (ЭДО) трубопроводов, являющейся важным инструментом реализации стратегии эффективного управления основных фондов.
Цель функционирования системы ЭДО - обеспечение надежности объектов на заданном уровне, при оптимальном вложении финансовых средств на их эксплуатацию (рис.1).
Рис.1. Стратегия управления основными фондами
Структура экспертно-диагностического обслуживания
Принципиальным положением в ЭДО является концепция технического обслуживания и ремонта оборудования и трубопроводов по фактическому состоянию на основе диагностики. Это позволит обеспечить возможность обоснованного планирования технического обслуживания и ремонтов по объемам и срокам, что приведет к снижению эксплуатационных затрат за счет уменьшения обслуживаний и числа отказов.
Основные элементы экспертно-диагностического обслуживания (Рис.2 - Структура ЭДО трубопроводов):
· Контроль технического состояния - оценка технического состояния технологических трубопроводов и оборудования и сопоставление фактических параметров с проектными параметрами;
· Техническое обслуживание - работы по поддержанию работоспособного и исправного состояния технологических трубопроводов и оборудования в процессе эксплуатации;
· Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправного и работоспособного состояния технологических трубопроводов и оборудования;
· Замена оборудования - работы связанные с выводом из эксплуатации, демонтажем, ликвидацией оборудования и заменой его на новое оборудование.
Рис.2 - Структура ЭДО технологических трубопроводов КС.
Ремонт оборудования
Неотъемлемой частью рациональной системы обслуживания трубопроводов является их своевременный ремонт по результатам диагностирования. Эффективность ремонта зависит как от получения достоверных данных о дефектах и местах их расположения на трубопроводе (это позволяет определять объемы ремонта, сроки и средства на его проведение), так и от используемой технологии работ.
Решить проблему массового ремонта трубопроводов и арматуры с коррозионными и другими повреждениями, ориентируясь только на традиционную технологию - электродуговая сварка с заменой поврежденных участков, - в масштабах России за короткий срок практически невозможно и экономически неэффективно. Даже при наличии труб и финансовых средств на реконструкцию замена всех изношенных трубопроводов в стране займет десятки лет. К тому же, с точки зрения трудо- и материалоемкости, а также технологичности, использование для устранения коррозионных, эрозионных и других дефектов на магистральных трубопроводах электродуговой сварки не всегда целесообразно, поэтому она применима преимущественно при реконструкции.
В ситуации, сложившейся сейчас в трубопроводном транспорте, требуется новый подход к решению проблем ремонта, использование современных технологий, а следовательно, и нетрадиционных материалов.
000 "Газнадзор", задача которого контролировать надежность эксплуатации газовых объектов, проанализировав состояние магистральных газопроводов, результаты их диагностики разными способами, а также методы, темпы и возможности ремонта, определило новые подходы к нему. Прежде всего, технология ремонта должна быть универсальной и простой, обеспечивать массовый ремонт магистральных трубопроводов высокого давления и большого диаметра с повреждениями различного вида.
Необходимо, чтобы ремонт был выборочным и проводился без остановки эксплуатации газопроводов. Срок службы ремонтных конструкций должен быть сопоставим с остаточным ресурсом службы трубопровода. Важно, чтобы используемые в ремонтных конструкциях материалы изготовлялись преимущественно отечественными предприятиями. Ремонт должен быть экономичным, экологически безопасным.
Одним из современных способов ремонта труб и арматуры, удовлетворяющих указанным требованиям, является устранение дефектов по технологии "холодной" сварки с применением полимерных композитных материалов (ПКМ). На основе результатов многолетних исследований и полигонных испытаний 000 "Газнадзор" были опробованы различные материалы, определены эффективные технологии, разработаны конструкции с гарантийным сроком эксплуатации до 20 лет для ремонта трубопроводов и оборудования в нефтяной и газовой промышленности методом "холодной" сварки. "Холодная" сварка - это способ восстановления геометрии ремонтируемой трубы или оборудования, их прочностных характеристик, защита от коррозии и эрозии полимерными композитными материалами.
Совместно со специализированными институтами 000 "Газнадзор" разработал ВРД 39-1.10-013-2000 по применению композитных материалов для ремонтных работ на объектах нефтяной и газовой промышленности с дополнением "Оценка несущей способности трубопроводов диаметром 530 - 1420 мм, отремонтированных с применением композитных материалов".
В соответствии с этой технологией сначала, исходя из результатов внутритрубной дефектоскопии, поврежденный участок газопровода шурфуется. После очистки трубы от старой изоляции дефект идентифицируется по местоположению и размерам непосредственно на самой трубе и классифицируется по степени опасности.
Согласно ведомственному руководящему документу ремонт магистральных газопроводов подразделяется на консервационный и восстановительный.
Консервационный - это выборочный ресурсосберегающий ремонт, проводится при неопасных дефектах методом "холодной" сварки с применением ремонтной конструкции незамкнутого типа (РКНЗ), позволяющей остановить развитие дефекта в процессе эксплуатации трубопровода.
Восстановительный - это выборочный ремонт при опасных дефектах методом "холодной" сварки с использованием многослойной конструкции замкнутого типа (РКЗ). В результате восстанавливается несущая способность участка трубопровода, где был дефект.
Разрабатывается технологическая карта ремонта, которая предусматривает: участие обученных специалистов в работе с ПКМ, применение подходящих для данного ремонта материалов и конструкций из стекло-полимерной композиционной ленты (СПКЛ). Далее, после подготовки поверхности участка с дефектом, восстанавливается геометрия трубы с использованием полимерного композитного материала. Затем на него с помощью ПКМ-адгезива накладывается СПКЛ, имеющая память диаметра трубы и прочностные свойства более высокие, чем у металла. Установка и закрепление ленты осуществляются на газопроводе только при снижении давления не менее чем на 30 % от рабочего и без прекращения эксплуатации газопровода. Снижение давления регламентируется нормативно-техническими требованиями, чтобы обеспечить безопасное проведение ремонта, а также включение в работу ремонтной конструкции. Для достижения необходимой адгезии, уложенная на дефект СПКЛ с помощью шаблона, соответствующего кривизне наружной поверхности трубы, закрепляется домкратом или другими приспособлениями, обеспечивающими усилие до 1,5 - 2,0 кН (магнитные пластыри, бандажные хомуты, центраторы, натяжные лебедочные устройства и др.).
Благодаря дифференциации дефектов по степени опасности данная технология по сравнению с другими методами более экономична, поскольку требует намного меньше материалов и трудовых затрат. Наибольший экономический эффект достигается за счет того, что ремонт производится без остановки эксплуатации магистрального газопровода и без стравливания огромного количества газа, соответственно исключается плата за выбросы углеводородов в атмосферу.
Методом "холодной" сварки с применением ПКМ можно ремонтировать и различные корпусные детали, оборудование, металлические резервуары и бетонные емкости. Так, ремонтировать шаровые краны можно не прибегая к вырезке "гитары" компрессорной станции, а резервуары с нефтепродуктами и другими жидкостями - без опорожнения и пропарки. По оценкам 000 "Газнадзор", стоимость ремонта нефтегазопроводов без их останова экологически чистым методом "холодной" сварки с применением ПКМ и конструкционных элементов на их основе ниже стоимости ремонта традиционными способами в 3 - 5 раз. Ремонт резервуаров дешевле в 25 раз, а запорной арматуры без демонтажа на "гитаре" КС - в 15 раз.
1 - Тело трубы; 2 - Предварительно проработанный и заполненный ремонтным металлополимерным материалом (пастой) локальный дефект на теле трубы; 3 - Сформированная ремонтная конструкция из n-ого количества витков стеклополимерной композитной ленты ГАРС и клея.
Подготовка линейной части газонефтепроводов к ремонту
Большинство основных операций, выполняемых при капитальном ремонте являются общими, поэтому ниже рассматривается последовательность работ только по одной из них — ремонт с подъемом трубопровода и укладкой его на лежки
При ремонте с подъемом трубопровода и укладкой его на лежки технологические операции выполняются в следующем порядке: уточнение положения трубопровода; планировка полосы отвода в зоне движения машин, снятие плодородного слоя почвы и перемещение его во временный отвал; разработка траншеи до нижней образующей трубопровода; проверка технического состояния трубопровода, контроль поперечных сварных стыков и усиление их в случае необходимости; подъем трубопровода; очистка трубопровода от старого изоляционного покрытия; укладка трубопровода на лежки (опоры-крепи); восстановление стенки трубы; нанесение нового изоляционного покрытия; контроль качества изоляционного покрытия; укладка трубопровода с подбивкой грунта под ним; присыпка трубопровода и окончательная засыпка траншеи; рекультивация плодородного слоя почвы.
При значительной длине ремонтируемого участка трубопровода работы, как правило, выполняются поточным методом.
До производства работ во избежание повреждения трубопровода при его вскрытии ковшом экскаватора определяют его положение с помощью специальных приборов — трассоискателей.
Работы по снятию плодородного слоя почвы в зоне ведения ремонтных работ вдоль трассы трубопровода должны производиться в соответствии с проектом рекультивации земель, входящим в состав рабочего проекта.
Минимальная ширина полосы, с которой снимается плодородный слой почвы, должна равняться ширине траншеи по верху плюс 0,5 м в каждую сторону. Для сохранения плодородного слоя рекомендуется увеличивать ширину полосы, с которой снимается плодородный слой, включая 0,5 м с одной стороны траншеи, зону разработки траншеи и отвала минерального грунта и зону работы бульдозера.
Для снятия и транспортировки грунта в отвал используют бульдозеры, скреперы или экскаваторы При ремонте вскрытие трубопровода производится по двум схемам:
1) при ремонте с подъемом он вскрывается до нижней образующей (рис. 4.3, а);
2) при ремонте без подъема (с подкопом) трубопровод должен быть вскрыт ниже нижней образующей на глубину не менее 1 м (рис. 4.3, б).
При механизированном способе выполнения ремонтных работ размеры траншеи должны быть достаточными для свободного перемещения по трубе очистных и изоляционных машин. Ширина траншеи по низу должна быть не менее D„ + 1,0 м.
Рис. 2. Поперечный профиль траншеи трубопровода:
а - при ремонте с подъемом; б - при ремонте без подъема (с подкопом)
Ремонт подводных переходов трубопроводов
Одновременно с организацией сбора разлившейся нефти должно быть проведено водолазное обследование подводного перехода для уточнения места и характера повреждения, после чего руководитель работ определяет способ ремонта.
Основными видами аварийных дефектов на ППМН являются свищи, трещины в сварных швах, разрывы и пробоины. В зависимости от характера повреждения восстановление несущей способности трубопровода в русловой части может производиться: прокладкой новой нитки подводного перехода; ремонтом с применением кессоннов, полукессонов (рис. 3).
Отметим особенности второго способа. Ремонт с применением кессонов и полукессонов проводится на глубине до 30 м, для обеспечения их функциональности применяется комплекс спецоборудования (плавсредства грузоподъемностью 120 т и более; кран для опускания и монтажа кессона; компрессорная установка; дизель-электростанции мощностью 20 кВт и более; насосное оборудование для откачки воды, средства радиосвязи и др.).
Перед установкой кессона удаляется грунт с аварийного участка и вокруг него разрабатывается котлован необходимых размеров.
С трубопровода удаляется футеровка и изоляция на длине, равной длине кессона плюс 500 мм с каждой стороны.
Для монтажа кессона гидромониторами разрабатывается грунт, обе половины кессона и шахта установливаются на трубе и герметизируются. Воду из кессона откачивают погружным насосом, затем монтируют дренажный насос и системы жизнеобеспечения.
Выбор метода ремонта зависит от характера повреждения и выполняется способами, применяемыми для ремонта подземных трубопроводов. Работы по устранению дефекта ничем не отличаются от подобной наземной операции.
Через шахту (обычно изготовленную из трубы диаметром 1000 мм) в камеру подаются части ремонтной муфты. После установки муфты проводится контроль сварных швов. В качестве защитного слоя используются материалы на основе армированных изоляционных материалов. Изоляционное покрытие обычно наносится в кессоне, что позволяет проконтролировать его качество.
Рис.3. Схема расположения глубинного кессона при ремонте дефекта на подводном переходе магистрального нефтепровода в зимних условиях:
1 - система жизнеобеспечения; 2 - лед; 3 - шахта; 4 - камера; 5, 8 - балла-стировочная площадка (засыпается грунтом); 6 - уплотнительная обойма; 7 -ремонтная муфта
Контроль качества ремонта
Порядок контроля следующий:
а) в процессе монтажа и ремонта трубопроводов должен осуществляться систематический контроль качества сварочных работ: предварительный, пооперационный и контроль готовых сварных соединений;
б) при предварительном контроле подлежат проверке качество сварочных материалов и установление их соответствия требуемым нормам, квалификация сварщика, дефектоскописта, состояние сварочного оборудования, сборочно-сварочных приспособлений, аппаратуры и приборов для дефектоскопии;
в) при пооперационном контроле проверяется:
- соответствие материала свариваемых элементов принятым в проекте маркам стали;
- качество подготовки труб и деталей под сварку;
- качество сборки труб под сварку;
- в процессе выполнения сварки режим сварки, порядок наложения отдельных слоев, их форма, зачистка шлака между слоями, а также, нет ли надрывов, пор, трещин и других внешних дефектов в швах;
г) готовые сварные стыки трубопроводов подвергается следующему контролю:
- внешнему осмотру и измерению;
- ультразвуковой или радиографической дефектоскопии.
Оценка качества сварных соединений по результатам внешнего осмотра и измерения должна производиться в соответствии с требованиями PTM-1С-81.
Ультразвуковой или радиографической дефектоскопии в целях выявления возможных внутренних дефектов (трещин, непроваров, пор, шлаковых включений и др.) подлежат все сварные соединения, выполненные при монтаже и ремонте в период эксплуатации.
Ультразвуковая дефектоскопия сварных стыков производится в соответствии с ГОСТ 14782-76 и «Основными положениями по ультразвуковой дефектоскопии сварных соединений котлоагрегатов и трубопроводов тепловых электростанций (ОП № 501 ЦД-75)
Радиографическая дефектоскопия сварных соединений производится в соответствии с ГОСТ 7512-75, ОСТ 3-1458-80 и «Ведомственной инструкцией по радиографическому контролю сварных соединений металлоконструкций, трубных систем котлов и трубопроводов при изготовлении, монтаже и ремонте оборудования тепловых электростанций.
Оценка качества сварных соединений по результатам ультразвуковой и радиографической дефектоскопии должна производиться в соответствии с требованиями ОП № 501 ЦД-75 и PTM-1C-81.
Современные методы ремонта
В России, впрочем, как и за рубежом, в технологиях ремонта нефтепроводов проделан длительный путь от вырезки «катушек», для производства которой необходимо останавливать транспортировку продукта, до ремонтных муфт современных конструкций, которые позволяют обойтись без остановки перекачки. Вырезка «катушки» и сварка вместо него нового участка – метод, хорошо изученный и давно известный. Однако далеко не всем известно, что технология сварки с прошлого века принципиально изменилась
В конце 80-х годов прошлого столетия ремонт единичных механических и коррозионных дефектов начали выполнять с применением ремонтных муфт, у которых внутренняя полость заполняется быстро застывающими композитными материалами (композитно-муфтовая технология). При использовании композитов во время наложении постоянных муфт отпадает необходимость в проведении сварочных работ и даже в вырезке отдельных дефектных участков. Технология КМТ сегодня широко используется в «Транснефти».
Ремонт и диагностика: зарубежный опыт
Американские нефтяные компании тратят огромные финансовые средства на ремонт и диагностику трубопроводов, причиной этого являются возросшие штрафные санкции, применяемые в случаях утечки нефти в связи с принятием в 2002 году закона в области безопасности трубопроводов.
В США разработана «Концепция обеспечения целостности нефтепроводов», которая предлагала комплекс решений, способствующих сохранению пропускной способности старых трубопроводов с одновременным повышением уровня экологической и эксплуатационной защиты, а также достаточных экономических показателей, способствующих их безопасной эксплуатации. Новые принципы под названием «продление периода низкой вероятности возникновения дефектов» или «новые схемы эксплуатационной пригодности» дают возможность значительно увеличить срок эксплуатации нефтепроводов - до 80 -100 лет. Западноевропейские трубопроводные компании сегодня активно эксплуатируют 159 трубопроводов, общая длина которых - 35390 километров.
- Тема 8. Сервисная деятельность на газонефтепроводах и резервуарных парках.
- Вопрос 1. Анализ состояния трубопроводов. Причины возникновения аварий на трубопроводах.
- Вопрос 2. Классификация дефектов трубопроводов, износ оборудования.
- Вопрос 3. Техническое обслуживание и ремонт трубопроводов.
- Вопрос 4.Резервуары. Причины нарушения прочности резервуаров.
- Вопрос 5. Общие положения по ремонту резервуаров Виды ремонта резервуаров.