logo
Анализ и повышение безопасности работающих в механическом цехе обработки деталей ОАО "Государственный Шарикоподшипниковый завод"

Глава 1. Литературный обзор

1.1 Правовое регулирование условий труда на предприятии

Существующая система управления охраной труда сформировалась под воздействием становления рыночного механизма хозяйствования, одновременно в ней сохранились отдельные элементы управления прежней плановой экономики, такие, как предоставление прав на компенсацию за работу во вредных и опасных условиях труда по спискам, например досрочных пенсий по спискам N 1 и N 2.

Правовая база управления закреплена в:

- Конституции РФ Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 30.12.2006 №6-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.;

- Трудовом кодексе РФ Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №271-ФЗ) // Российская газета, №256, 31.12.2001.;

- указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ по проведению административной реформы в 2004 г., разграничивших сферы деятельности федеральных органов исполнительной власти;

- федеральных законах, установивших принципы разделения полномочий между законодательными и исполнительными органами государственной власти, субъектов Федерации, а также принципы организации местного самоуправления;

- Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 №125-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 №259-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3803.".

Основополагающий принцип охраны труда сформулирован в Конституции РФ (статья 37 пункт 3): каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является важнейшим направлением государственной политики в области охраны труда (статья 210 Трудового кодекса РФ). В разделе Х. "Охрана труда" Трудового кодекса РФ установлены государственные гарантии по созданию благоприятных условий труда. Важнейшей статьей Трудового кодекса является статья 212, согласно которой обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Следствием возложения на работодателя обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда является то, что исполнительные органы государственной власти отвечают только за проведение государственной политики, создание законодательной и нормативно-правовой базы в сфере охраны труда, надзор и контроль за выполнением трудового законодательства.

Административная реформа 2004 г. установила, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Минздравсоцразвития вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ. Минздравсоцразвития самостоятельно принимает нормативные правовые акты в сфере охраны труда, такие, как нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты, нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов и т.д.

Основные направления государственной политики в области охраны труда, которые должно проводить Минздравсоцразвития, изложены в статье 210 Трудового кодекса РФ. В числе этих направлений - государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда. Эта функция возложена на Федеральную службу по труду и занятости, находящуюся в ведении Минздравсоцразвития.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и др.

Важнейшей особенностью административной реформы 2004 г. является введение принципа, установившего, что каждый федеральный орган исполнительной власти имеет функции только в установленной сфере деятельности, но не регулирует вопросы, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами и федеральными законами. Трудовой кодекс РФ является тем федеральным законом, который осуществляет правовое регулирование трудовых отношений, в том числе в сфере охраны труда, поэтому у министерств, ведающих вопросами, например, промышленности или сельского хозяйства, теперь нет функции по управлению охраной труда. Данное новшество противоречит положению статьи 216 "Государственное управление охраной труда" Трудового кодекса, в которой предусмотрено участие федеральных органов исполнительной власти в управлении охраной труда.

Принятые за последние годы федеральные законы о разграничении полномочий государственных органов власти дополнили и развили положения, изложенные в Трудовом кодексе РФ в статьях 6, 7, 210 и 211.

В статье 6 "Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений" изложены основы разграничения полномочий органов государственной власти, непосредственно относящиеся к охране труда.

"К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

- основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;

- основы правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;

- обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

- порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

- основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

- порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

- принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль;

- порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

- порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

- виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

- систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

- особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон".

Вследствие принятия федеральных законов о разграничении полномочий государственных органов власти субъектов Российской Федерации и проведении административной реформы произошли кардинальные изменения в государственном управлении охраной труда, ликвидирована вертикаль управления от федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств) до организаций (предприятий). В результате произошли:

- исчезновение функций по охране труда в положениях о федеральных органах исполнительной власти (министерств, комитетов) и ликвидация в них соответствующих отделов (департаментов);

- сокращение численности отделов по труду в государственных органах исполнительной власти субъектов Федерации.

О том, чем "управляет" государственный орган исполнительной власти (Минздравсоцразвития России), осуществляющий по поручению Правительства РФ государственное управление в сфере охраны труда, видно из перечисления видов полномочий Министерства: вносит в Правительство РФ проекты законов, нормативных правовых актов и принимает нормативные правовые акты, такие, как: нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты; правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания и рационы этого питания; предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет и т.д. (Положение о Минздравсоцразвития от 30 июня 2004 г. N 321 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2006 №254) // Российская газета, №144, 08.07.2004..)

В то время как в аналогичном Положении о Минтруде России от 23 апреля 1997 г. N 480 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 №480 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства от 11.12.2003 №750) // Собрание законодательства РФ, 28.04.1997, №17, ст. 2019 (документ утратил силу). было указано, что оно "осуществляет государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области" и ряд других организационных мероприятий. Иначе говоря, произошли существенные изменения в полномочиях министерства, что, в свою очередь, является логическим следствием того, что обеспечение безопасных условий и охраны труда возложено на работодателя. Он обязан выполнить 22 обязанности, перечисленные в статье 212 Трудового кодекса РФ, за счет средств организации.

В действующей ныне системе управления охраной труда государство возложило обязанности по обеспечению права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на работодателя, который действует, подчиняясь законам рыночной экономики, определяющей, что цель предпринимательской деятельности - получение прибыли.

Таким образом, в управлении охраной труда сочетаются и взаимодействуют рыночные механизмы и организующее начало государства. Такое взаимодействие уже предполагает наличие противоречий между целью экономической деятельности предпринимателя в рыночной экономике и социальными целями общества (в том числе - обеспечение достойного труда), которые должно выражать государство.

На уровне предприятий это противоречие проявляется в том, что работодатель должен обеспечивать эффективность (прибыльность) производства и выделять ресурсы на выполнение государственных нормативных требований по охране труда, на создание условий труда, соответствующих требованиям охраны труда и безопасности производства. Законы и нормативные правовые акты, предъявляемые со стороны государства, разрабатываются и утверждаются без обоснования стоимости их выполнения. В результате на уровне производств существует реальное противоречие между необходимостью обеспечивать эффективность производства и выделять финансовые и материальные ресурсы на обеспечение безопасных условий и охраны труда. О том, что прежде всего решается первая проблема, свидетельствует динамика показателей, характеризующих условия труда. Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, растет. Этот показатель суммарно в отраслях промышленности, строительства, транспорта и связи в 1997 г. составил 17,1%, в 1998 г. - 17,3%, в 1999 г. - 17,5%, в 2000 г. - 18,1%, в 2001 г. - 18,8%, в 2002 г. - 19,2%, в 2003 г. - 19,9%, в 2004 г. - 21,3%.

Значительный масштаб занятых в неблагоприятных условиях труда, оказывающих отрицательное влияние на здоровье работающих, подрывает воспроизводство рабочей силы, необходимой для нормального функционирования экономики и ее роста. Государство, выражая общественный интерес в успешном развитии экономики, должно активно влиять на обеспечение благоприятных условий труда, так же, как государство способствует развитию деятельности здравоохранения, образования, культуры на общественной основе.

По нашему мнению, подобно тому как государство способствует развитию сфер деятельности, во многом определяющих уровень воспроизводства рабочей силы, оно должно активно содействовать становлению достойного труда. Достойный труд по концепции МОТ - это производительный труд, включающий безопасность и здоровые условия труда.

Отрицательная динамика показателей, характеризующих занятость в неблагоприятных условиях труда в России, свидетельствует о том, что выполнение государством двух функций (создание правовой базы и контроль за выполнением норм законодательства) недостаточно для обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Государство должно делать то, чего не может сделать рыночный механизм, всегда нацеленный на прибыль. В предпринимательской деятельности обеспечение благоприятных условий труда выступает как обязанность, выполнение которой требует немалых финансовых средств. Даже краткое ознакомление с содержанием статьи 212 Трудового кодекса РФ "Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда" показывает, что работодатель одновременно должен выполнить 22 обязанности, но вопрос об их экономической достижимости никогда не ставился. У работодателя возникает реальное противоречие между необходимостью обеспечить эффективность (прибыльность) производства и необходимостью выделять ресурсы на обеспечение благоприятных условий труда. Целесообразно в каждом конкретном случае анализировать причины неблагоприятных условий труда и оценивать величину финансовых средств, необходимых для ликвидации вредных и опасных факторов производства или рабочих мест с вредными условиями труда. В условиях массового невыполнения государственных нормативных требований по охране труда, о чем свидетельствует тот факт, что более 40% всех занятых установлена хотя бы одна компенсация за работу в неблагоприятных условиях труда, актуальна постановка задачи по разработке специальных мер, облегчающих работодателям выполнение обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда Кульбовская Н.К. Государственное управление охраной труда // Трудовое право, 2006, №№6 - 7..

1.2 Условия труда и их воздействие на эффективность деятельности предприятия

В компаниях и других организациях потребности в улучшении производственной среды и ожидания результатов такого улучшения во многом связаны с экономическим значением конкретного дела или проблемы производственной среды. В силу этого экономические факторы оказывают влияние на роль администрации в каждой ситуации, а также на целесообразность и эффективность метода контроля. В программе развития экономики производственной среды, составленной для Управления по охране труда, даётся следующее деление:

1) Улучшение производственной среды, экономически выгодное для предприятия: осуществление выгодно всем, реализация является вопросом информированности и умения.

2) Улучшения производственной среды, выгодное с точки зрения национального хозяйства, но не выгодное для предприятия: официальные власти оказывают влияние, устанавливая нормы и осуществляя контроль; следует выработать новые экономические методы управления.

3) Экономически невыгодные улучшения производственной среды: официальные власти оказывают влияние, устанавливая нормы и осуществляя контроль; их следует осуществлять в максимально возможной степени экономно, может быть необходимо выработать новые экономические методы управления.

Следует, однако, помнить, что вопросы безопасности и здоровья всегда являются и вопросами этики.

Округ по охране труда часто реализует свои задачи при помощи различных проектов. В этом отношении методы деятельности различных округов отличаются друг от друга. Когда начинается осуществление проекта, задачей ведущей его группы становится планирование поэтапных задач для достижения конечной цели. Таким образом, обычно приходится принимать решение, какими методами следует стремиться к цели, и какие способы контроля для этого необходимы. Учёт экономических аспектов при выборе метода контроля может повысить эффективность контроля.

Соотношение между методом контроля, с одной стороны, и соответствием объекта контроля требованиям закона и выгодностью мероприятия для предприятия, с другой стороны, можно изобразить в виде поля, разделённого на четыре части (рис. 1.1). Таким образом, инспектору тоже приходится играть различные роли в различных ситуациях. С точки зрения использования экономического подхода наибольший интерес на рисунке 1.1 представляет поле 2.

Рис. 1.1 - Повышение внимания мерам по контролю при взаимозависимости между рентабельностью (экономической прибыльностью) предприятия и его соответствию требованиям закона в области охраны труда

Экономическое стимулирование можно применять, естественно, лишь в тех случаях, когда принимаемые меры рассматриваются как экономически выгодные. Если состояние проверяемого объекта ниже минимальных требований закона, можно, кроме записей в протокол в соответствии с законом, заинтересовать предприятие в проведении различных мероприятий, обратив внимание на экономическую сторону вопроса. Положение будет совершенно иным, если мероприятия окажутся экономически невыгодны предприятию. В этом случае инспектор должен стремиться заинтересовать предприятие, ссылаясь на факторы здоровья, безопасности и благосостояния, но и при этом не забывать об экономическом подходе и иметь целью предложение о поддержке экономических и эффективных мер.

Улучшение производственной среды не всегда бывает, да и не должно всегда быть, экономически выгодным для предприятия. Капиталовложения, необходимые для обеспечения охраны труда, являются частью производственных издержек. Плохое планирование или плохое осуществление мероприятий по охране труда приводит, однако, к бесполезным издержкам. Для дела охраны труда и поддержанию его значения важно, чтобы инспектор охраны труда содействовал применению эффективных и экономичных мер.

Обширное исследование, проведённое в Северной Европе, показало, что наименьшие расходы для предприятия вызывает контроль, основанный на классификации проблем охраны труда и его состояния. Проблемы в области охраны труда необходимо анализировать тщательно, но их решение следует оставлять самому предприятию, чтобы предприятие могло самостоятельно выбрать наиболее экономичный метод для решения проблемы. По данным исследования, такой метод контроля наиболее экономичен при условии, что выдвигаемый законом уровень требований для решения проблемы будет безусловно чётко изложен в протоколе. Неформальная проверка, по данным исследования, не является, принимая во внимание издержки предприятия, наиболее экономичным методом контроля, так как стремление убедить работодателя оставляет его неуверенным относительно требований. В результате, работодатель может не провести мероприятий или затянуть их реализацию.

Инспектор не должен предлагать готовые способы и методы, так как в этом случае определение проблемы и поиски технических инноваций для решения проблем обычно оказываются малозначимыми.

При выборе метода контроля важно чётко представлять себе, выгодно ли экономически для предприятия решение данной проблемы или нет. На это обычно нет однозначного ответа. Экономически выгодные решения как правило предполагают, что мероприятия проводятся профессионально, содействуя деятельности компании. Однако, на основании различных исследований можно выработать такую классификацию экономических воздействий различных вопросов и проблем производственной среды, которая сможет помочь при выборе подходящего метода контроля.

При проведении некоторых мероприятий по контролю важно отдавать отчет в том, насколько решение проблемы рентабельно с точки зрения предприятия. Однако четкого ответа на этот вопрос нет. Исследования показывают, что показали, что экономически выгодные решения технически относительно просты и рентабельны. В шведском исследовании сделана оценка рентабельности мероприятий по улучшению производственной среды и сложности их технических решений. Как показывают результаты, улучшение эргономики оказалось технически простым делом и экономически выгодным. Устранение химической опасности и улучшение вентиляции также являются экономически выгодными мероприятиями. В то же время, работы по снижению травматизма, шума и вибрации экономически не так выгодны (рис. 1.2). Борьба с травматизмом оказалась экономически не рентабельной частично из-за тогдашнего страхового законодательства Швеции, в соответствии с которым большую часть расходов по возмещению вреда, полученного в результате несчастного случая, несёт общество.

Рисунок является вспомогательным материалом и иллюстрирует оценку ситуации в некоторых шведских компаниях. Он, однако, хорошо представляет рентабельность различных мероприятий по совершенствованию охраны труда. Для оценки возможностей экономического стимулирования можно на этапе планирования контроля проверить место, занимаемое типичными проблемами в области охраны труда в компаниях-объектах исследования на поле, показанном на рисунке 1.2. При помощи такого анализа можно выбрать различные мероприятия для решения разных проблем охраны труда. Если проблема попадает в область рентабельного решения, инспектор имеет возможность поддержать компанию экономическими аргументами и усилить таким образом эффективность контроля.

Основой роста экономического благосостояния является постоянный рост производительности. Производительность состоит из многих факторов, и одну группу из них образуют различные факторы производственной среды.

Рис. 1.2 - Рентабельность мероприятий по улучшению рабочей среды по данным шведского исследования (SFO, 1987).

По данным многих исследований, с точки зрения производительности среди элементов производственной среды важны факторы, связанные с персоналом. В наибольшей степени на производительность влияет управление и участие персонала, содержание труда и мотивация, а также производственная среда (рис. 1.3).

Рис. 1.3 - Влияние факторов рабочей среды на производительность (Министерство социального обеспечения и здравоохранения)

С точки зрения производительности важнейшее место из числа вопросов охраны труда принадлежит душевному состоянию работника, содержанию, разносторонности и организации работы. Эти факторы стоит принять во внимание и соединить с другими объектами контроля.

Факторы, оказывающие влияние на производительность работника, можно рассматривать также в свете результатов опроса, проведённого в малых и средних промышленных компаниях (Рис. 1.4). Треугольник, составленный на основе результатов опроса, показывает, что предпосылкой высокой производительности является то, основные вопросы, связанные с трудом, организованы должным образом. К таким основным вопросам относятся физические условия труда, человеческие взаимоотношения, планирование работы, надёжность работы и заработная плата. Повышение производительности требует трудовой мотивации, получения оценки своего труда и ощущения причастности к коллективу. Постоянное повышение производительности предполагает учёт потребностей роста человека. Инспектор, широко учитывающий в процессе контроля кроме физических условий работы ещё и душевное состояние работника и организацию труда, может оказать положительное влияние на факторы производительности предприятия.

Рисунок 1.4 - Эффект от улучшения производственной среды (Министерство социального обеспечения и здравоохранения) Экономический подход к контролю за состоянием охраны труда / Меморандум. М., 2000.

Глава 2. Характеристика деятельности предприятия и цеха и оценка его эффективности

2.1 Техническое описание цеха

Микроклимат производственных помещений в ОАО «Государственный Шарикоподшипниковый завод» - это климат внутренней среды этих помещений, который определяется действующими на организм человека сочетаниями температуры окружающих поверхностей.

Метеорологические условия рабочей среды на механическом участке термообработки деталей оказывает влияние на процесс теплообмена и характер работы.

Высокая температура воздуха на участке способствует быстрой утомляемости работающего, может привести к перегреву организма, становится причиной простудных заболеваний либо обморожения.

Влажность воздуха оказывает влияние на терморегуляцию организма человека. Высокая относительная влажность при высокой температуре воздуха способствует перегреванию организма, при низкой же температуре она усиливает теплоотдачу с поверхности кожи, что ведет к переохлаждению организма. Низкая влажность вызывает пересыхание слизистых оболочек.

В производственных условиях, когда температура воздуха и окружающих поверхностей ниже температуры кожи, теплоотдача осуществляется преимущественно конвекцией и излучением. Если температура воздуха и окружающих поверхностей равна температуре кожи или выше ее, теплоотдача происходит за счет испарения влаги с поверхности тела и с верхних дыхательных путей, если воздух не насыщен водяными парами.

На механическом участке термообработки деталей в условиях избыточной тепловой энергии ограничение или даже полное исключение отдельных путей теплоотдачи может привести к нарушениям терморегуляции, в результате которого возможно перегревание организма, т.е. повышение температуры тела, ускорение пульса, обильное потоотделение и при сильной степени перегревания- тепловой удар, расстройства координации движения, падение артериального давления, потеря сознания.

Вследствие нарушения водно-соляного баланса может развиться судорожная болезнь, которая проявляется в виде тонических судорог конечностей, слабости, головных болей и др.

Из карты аттестации приведем данные фактического состояния условий труда на рабочих местах (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Показатели микроклимата в рабочей зоне механического участка термообработки деталей

Наименование производственного фактора

ПДУ, допустимый уровень

Фактический

уровень

Степень

вредности

Температура, tc

15-21

15.4

2

Относительная влажность, W%

15-75

68

2

Скорость движ.возд., м/с

н/б 0.4

0.15

2

Как видно из таблицы 2.1, показатели микроклимата в механическом участке термообработки деталей соответствуют санитарным нормам микроклимата производственных помещений №548-96.

На механическом участке термообработки деталей фактором повышения работоспособности является соблюдение обоснованного режима труда и отдыха, сокращенный рабочий день, дополнительные перерывы.

Для координирования параметров микроклимата соответствующим санитарным нормам в термическом цехе используется изменение технологического процесса, направленное на ограничение источников тепловыделений и уменьшения времени контакта работающих с нагревающим микроклиматом, а также использование эффективного проветривания, рационализация режима труда и отдыха, питьевого режима, спецодежды, а также дополнительно уменьшают теплоизлучение в рабочую зону теплоизоляцию, отражательные экраны, водяные завесы и вентиляция.

Приведем расчет необходимого количества воздуха для проветривания помещений при избытке тепла.

Температура воздуха t=20C, относительная влажность ш=0.60, кратность воздухообмена К=10, объем помещения V=100м

1. Подставив значения газовых постоянных Rс и Rп с учетом парциального давления и относительной влажности ш, в формулу получим

,

где Рп.н. - парциальное давление; Р - давление воздуха в помещении, Па. Рп.н. при 20оС равно 2319,8 Па.

Подставив уже известные значения в формулы, получим:

1. Определим теплосодержание воздуха:

при Ср = 999,999 + 0,1046125t = 999,999 + 0,1046125 Ч 20 = 1002,091Дж/кгЧК:

г = Ср(t) + X(r + Cnt)

г = 1002,0912 + 0,0086631 Ч (2,5 Ч 106 + 1890 Ч 20) = 22827,17 Дж/кг

3. Определим необходимое количество воздуха, где Lуд = К Ч V = 10 Ч 100 = 1000

или

Таким образом, получаем: Lвр = 1138,97 м3/ч или Lвр = 0,316 м3/с.

Основными источниками загрязнения воздуха производственных помещений вредными веществами в ОАО «Государственный Шарикоподшипниковый завод» является сырье компоненты и готовая продукция. Заболевания, возникающие при воздействии этих веществ, называют профессиональными отравлениями (интоксикациями).

Вредным называется вещество, которое при контакте с организмом человека может вызвать травмы, заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами как в процессе контакта с ним, так и в отдаленные сроки жизни настоящего и будущих поколений.

На производстве токсические вещества поступают в организм работающего через дыхательные пути (ингаляционное проникновение), кожу и желудочно-кишечный тракт. Степень отравления зависит от их агрегатного состояния и от характера технологического процесса.

В механическом участке термообработки деталей преобладающее большинство профессиональных отравлений связано с ингаляционным проникновением в организм вредных веществ, являющихся наиболее опасным, т.к. большая всасывающая поверхность легочных альвеол, усиленно омываемых кровью, обусловливает очень быстрое и почти беспрепятственное проникновение ядов к важнейшим жизненным центрам.

Токсические вещества в организме распределяются неодинаково, причем некоторые из них способны к накоплению в определенных тканях. Здесь особо можно выделить электролиты, многие из которых весьма быстро исчезают из крови и сосредотачиваются в отдельных органах.

В ОАО «Государственный Шарикоподшипниковый завод» условия среды могут либо усиливать, либо ослаблять его действие. Так, при высокой температуре воздуха опасность повышается, отравления амидо- и нитросоединением бензола, например, летом, бывают чаще, чем зимой. Высокая температура влияет и на летучесть газа, скорость испарения. Установлено, что влажность воздуха усиливает токсичность некоторых ядов.

На механическом участке термообработки деталей в зоне газопламенных печей возможна загазованность воздуха рабочей среды токсичными газами, содержащимися в составе контролируемой защитной атмосферы и исходных газах, такими, как оксид углерода (СО), аммиак (NH3), диоксид серы (SO2), сероводород (H2S). Появление токсичных газов в воздухе рабочей зоны обычно связано с нарушением герметичности трубопроводов и оборудования; внезапным прекращением подачи воздуха в зону горения; плозим сжатием газа; отсутствием устройств для отсоса воздуха от окон и дверей печей. Отравление природным газом (удушье) может произойти при вдыхании воздуха, содержащего более 10% природного газа.

В ряде случаев при нагреве в электропечах возможно выделение и поступление в рабочую зону вредных веществ, например, оксида углерода, сернистого ангидрида, оксида азота, паров соляной кислоты, хотя и в меньшем количестве, чем при газопламенном нагреве.

При работе на щелочных ваннах возможно выделение паров щелочи, которые раздражают кожу и слизистую оболочку.

В механическом участке термообработки деталей при работе с расплавами образуются вредные выделения и может происходить их разбызгивание в результате химических реакций.

При работе с соляной кислотой (HCl) возникает опасность отравления хлористым водородом, мышьяком и другими примесями. При работе с азотной кислотой (HNO3) и ее растворами происходит выделение вредных оксидов азота.

При работе с серной кислотой при температуре свыше 60--65оС возможно сильное загрязнение воздуха. Неконцентрированная H2SO4 быстро разрушает стали с образованием железного купороса и выделением свободного водорода, соединение которого с воздухом создает гремучую смесь.

Сравнивая фактические значения концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны механического участка термообработки деталей с предельно допустимыми концентрациями вредных веществ в воздухе рабочей зоны (ГОСТ 12.1.005-88), я пришла к выводу, что воздушная среда рабочей зоны является безопасной для работающих.

Нормативами ГН 2.2.5.686-98 и ГОСТ 12.1.005-98 установлено, что при наличии в воздушной среде смеси вредных веществ, обладающих аддитивным (однонаправленным действием, должно соблюдаться следующее условие:

С1/ПДК1 + С2/ПДК2 + … + Сn/ПДКn ? 1,

где С1, C2, …, Cn - концентрации соответствующих вредных веществ в воздухе, мг/м3;

ПДК1, ПДК2, …, ПДКn - предельно допустимые концентрации соответствующих вредных веществ, мг/м3.

Оценим качество воздушной среды в рабочей зоне.

В воздух рабочей зоны поступают вредные вещества: оксид углерода - 12,1 мг/м3 (ПДКСО = 20 мг/м3), оксиды азота - 1,4 мг/м3 (ПДКNO = 20 мг/м3) и чугунная пыль - 3,5 мг/м3 (ПДКч.п. = 6 мг/м3).

Сумма отношений фактических концентраций вредных веществ к их ПДК будет равна:

12,1/20 + 1,4/2,0 + 3,5/6,0 = 1,89.

Вывод: несмотря на то, что величина каждого загрязняющего вещества не превышает ПДК, суммарное их значение превышает норму в 1,89 раза. Поэтому необходимо улучшить систему вентиляции в цехе.

На механическом участке термообработки деталей цеха повышенная температура материалов или поверхностей оборудования приводит к термическим ожогам при прикосновении к наружным частям оборудования (дверцам, ручкам и др.), при работе на газопламенных печах, температура которых повысилась вследствие выхода из строя теплоизоляции, в результате воспламенения горючих газов, применяемых в качестве контролируемых атмосфер.

Перегрев и ожоги возможны вследствие воздействия теплового потока, интенсивность которого без применения средств защиты на различных рабочих местах может достигать следующих значений (кВт/м2): при загрузке в закалочно-отпускной агрегат 1,11-1,74; при выгрузке из этого агрегата 0,35-0,49; при подъеме деталей из вертикальной закалочной печи 2,1-3,13; при подогреве в газовой печи с выдвижным подом 0,35-0,7.

Допустимая интенсивность теплового потока на постоянных рабочих местах равна 0,14 кВт/м2 (ГОСТ 12.1.005-88).

При эксплуатации электрических ванн вредным фактором является повышенная интенсивность теплового потока, она может достигать следующих значений (кВт/м2): при нагреве в ваннах с электродно-соляным подогревом 1,39-2,1; в масляных закалочных ваннах, селитровых и щелочных 0,35-0,7.

Несмотря на то, что интенсивность теплового потока при нагреве в электрических печах в 3-7 раз ниже, чем при нагреве в газовых печах и ваннах, последняя в ряде случаев оказывается достаточно высокой.

В ОАО «Государственный Шарикоподшипниковый завод» непосредственно в зоне термообработки деталей происходит достаточно высокое выделение теплоты, в то же время с учетом того, что термический участок не изолирован от других производственных участков цеха и происходят быстрые теплопотери (с учетом объема здания и движения воздушных масс внутри цеха) можно считать, что воздействие температур воздуха от печей ничтожно мало. Температура воздуха в рабочей зоне, где находится рабочий персонал не оказывает какого-либо отрицательного влияния.

В ОАО «Государственный Шарикоподшипниковый завод» эффективным средством обеспечения надлежащей системы и допустимых параметров микроклимата воздуха рабочей зоны является промышленная вентиляция. Вентиляцией называется организованный и регулируемый воздухообмен, обеспечивающий удаление из помещения загрязненного воздуха и подачу на его место свежего.

На заводе по способу перемещения воздуха различают системы естественной и механической вентиляции.

Система вентиляции, перемещение воздушных масс в которой осуществляется благодаря возникающей разности давления снаружи и внутри здания, называется естественной вентиляцией.

В механическом участке термообработки деталей неорганизованная естественная вентиляция осуществляется сменой воздуха в помещениях через неплотности в ограждениях и элементах строительных конструкций благодаря разности давления снаружи и внутри помещения.

Для постоянного воздухообмена, требуемого по условиям поддержания чистоты воздуха в помещении, необходима организованная вентиляция. Организованная естественная вентиляция может быть вытяжной без организованного притока воздуха и приточно-вытяжной с организованным притоком воздуха.

В ОАО «Государственный Шарикоподшипниковый завод» также используется организованная естественная общеобменная вентиляция в результате поступления и удаления воздуха через открывающиеся фрамуги окон и фонарей, называемая аэрацией. Воздухообмен в помещениях регулируют различной степенью открывания фрамуги (в зависимости от температуры наружного воздуха, скорости и направления ветра). Как способ вентиляции аэрация нашла широкое применение в цехах, характеризующихся технологическими процессами: большими тепловыделениями.

На заводе широко применяется вентиляция, с помощью которой воздух подается в производственные помещения или удаляется из них по системам вентиляционных каналов с использованием для этого специальных механических побудителей, называемые механической.

Механическая вентиляция по сравнению с естественной имеет ряд преимуществ - большой радиус действия вследствие значительного давления, создаваемого вентилятором; возможность изменять или сохранять необходимый воздухообмен независимо от температуры наружного воздуха и скорости ветра; подвергать вводимый в помещение воздух предварительной очистке, осушке или увлажнению, подогреву или охлаждению; организовывать оптимальное воздухораспределение с подачей воздуха непосредственно к рабочим местам; улавливать вредные выделения непосредственно в местах их образования и предотвращать их распространение по всему объему помещения, а также возможность очищать загрязненный воздух перед выбросом его в атмосферу.

На механическом участке термообработки деталей используется общеобменная приточно-вытяжная механическая вентиляция с подачей воздуха в верхнюю зону помещения или рассеяно в рабочую зону с такой скоростью, чтобы обеспечить на рабочем месте подвижность воздуха не более 0,6 м/с, а для помещений расфасовки химикатов - не более 0,3 м/с. Размер вытяжных отверстий на 25% превышает размер приточных отверстий.

Труд термиста относится в большинстве случаев к категории работ средней тяжести. Эти работы связаны со значительными перемещениями (ходьбой) в течение смены (более 4-5 км), переносом тяжестей массой до 10 кг, с неудобной позой в течение длительного времени.

На постоянных рабочих местах температура, относительная влажность и скорость движения воздуха для оптимальных и допустимых параметров соответствуют требованиям ГОСТ 12.1.005-88.

В целях профилактики тепловых (термических) травм температура ограждающих устройств не должна превышать 45оС. Предельная разность температур поверхности печи и воздуха в помещении не должна быть выше 30-40оС.

При интенсивности теплового потока 0,14-0,35 кВт/м2 увеличивают скорость движения воздуха по сравнению с нормой на 0,2 м/с, а при уровне 0,35-2,8 кВт/м2 необходимо предусматривать воздушное кондиционирование.

При ремонте печей и других агрегатов температура не должна превышать 40оС с обязательной защитой органов дыхания. При работе без средств защиты от воздействия теплового потока следует ограничивать время работы.

Также механический участок термообработки деталей цеха сборки мостов оборудован общеобменной вентиляцией с вытяжкой из верхней зоны и притоком свежего воздуха в рабочую зону и местной вытяжной вентиляцией.

Необходимый воздухообмен в устройствах местной вытяжной вентиляции рассчитывается, исходя из условия локализации примесей, выделяющихся из источника образования.

В ОАО «Государственный Шарикоподшипниковый завод» смешанная система вентиляции является сочетанием элементов местной и общеобменной вентиляции. Местная система удаляет вредные вещества из кожухов и укрытий машин. Однако часть вредных веществ через неплотности укрытий проникает в помещение. Эта часть удаляется общеобменной вентиляцией.

РАСЧЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ.

На медницком участке, где осуществляется пайка узлов, деталей, их предварительное травление выделяются вредные вещества, в частности, окись меди, ПДК = 0,2 мг/ч (среднесуточная), вещество 2 класса опасности. За стеной установлен вентилятор, который обеспечивает скорость вытяжки воздуха через воздухозаборники, равную 1,7 м/с. В воздух поступает 1800 мг/ч окислов меди.

Lмест=FЧVЧ3600, м3

Lмест=12Ч0,5Ч3600=21600м3/ч или 6м3/с.

Lвр=1800/0,2 = 9000 м3

F=9000/1,7Ч3600 = 1,4705 м2

Таким образом, получаем: Lвр=9000м3/ч и F = 173,61м2

РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ВОЗДУХА ПРИ ЕСТЕСТВЕННОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕАЛЬНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ВОЗДУХЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАЛЯРНЫХ РАБОТ В ПОМЕЩЕНИИ.

S = 20 м2, содержание летучих компонентов в красителе = 40%, удельный расход краски р=45 г/м2, проветривание помещения осуществляется через 3 форточки размером Sф = 0,6-0,4м2, фактическое время проветривания tф=45 мин, Т=1ч, количество маляров n=2, Vср=0,4 м/с, ?S=3х0,6-0,4 м2.

Таким образом, получаем: Lвр=VсрЧ?S= 0,4х3600х3х0,6-0,4=1036,8м3/ч, но т.к. tвр=45мин, то Lвр=Lврхt=(1036,8х45)/60 = 777,6м3/ч, где t=tф/60 - 1 час.

С=ВЧрЧПЧn, где , В=40%=0,4

С=0,4Ч45Ч20Ч2=720 г/ч

С=

1. Количество воздуха при естественной вентиляции Lвр=777,6м3/ч.

2. Реальная концентрация ксилола С=0,926г/м3

РАСЧЕТ НЕОБХОДИМОГО КОЛИЧЕСТВА ВОЗДУХА ДЛЯ ОБЩЕОБМЕННОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ПРИ ЗАГРЯЗНЕНИИ ПО ВРЕДНЫМ ВЕЩЕСТВАМ

В цехе в технологическом процессе используется вредное вещество, его среднесуточная ПДК=0,2 мг/м3. Загрязнение подаваемого на участок воздуха 2n=0. Концентрация вещества за пределами рабочей зоны, Zуд=0,5 мг/м3, объем помещения = 100м3, кратность воздухообмена, К=5; количество вредного вещества, поступающего в помещение, М=1800 мг/м3.

или 1,05 м3

Следовательно, Lвр=6300м3/ч или Lвр=1,05м3/с.

Освещение воздействует на организм человека и выполнение производственных заданий. Правильное освещение уменьшает количество несчастных случаев и повышает производительность труда на 15%.

В ОАО «Государственный Шарикоподшипниковый завод» производственное помещение - это важнейший показатель гигиены труда, неотъемлемая часть его научной организации и культуры производства. Освещение является главным фактором качества информации о внешнем мире, поступающей в наш мозг через глаза. Рационально устроенное освещение на заводе позволяет легко различать цвет и размеры объектов труда, снижает утомляемость, способствует длительному сохранению работоспособности, росту производительности труда и качества выпускаемой продукции, повышает безопасность труда, благотворно влияет на общее психологическое состояние работающего. На механическом участке термообработки деталей используется естественное освещение, создаваемое непосредственно солнцем и диффузным светом небесного излучения и искусственное, осуществляемое электрическими лампами (строительные нормы и правила - СНиП 11,4-79).

Естественное освещение на механическом участке термообработки деталей осуществляется через верхние световые проемы, фонари (8 шт).

Поскольку уровень естественного освещения может резко меняться в течение короткого времени, то нормируется он не освещенностью рабочего места, а коэффициентом естественной освещенности (КЕО), который показывает, какую долю наружной освещенности составляет освещенность в оцениваемой точке внутри помещения и определяется:

В ОАО «Государственный Шарикоподшипниковый завод» на механическом участке термообработки деталей естественное освещение не может в полной мере обеспечить необходимую освещенность, поэтому независимо от естественного имеется искусственное освещение.

Освещенность на заводе определяется люксметром. Он состоит из селенового элемента и миллиамперметра. При попадании света на селеновый фотоэлемент возникает фототок, который в миллиамперметре воздействует на стрелку прибора, показывающую освещенность рабочей поверхности по шкале прибора, проградуированной в максах.

В качестве источников света для освещения завода применяют лампы накаливания. На механическом участке термообработки деталей установлено на крыше 62 лампы накаливания. Срок службы ламп накаливания составляет до 1000 часов, а световая отдача от 7 до 20 лк/Вт.