Список сокращений, символов и определений
A - авария;
ЗЦУ - зональный центр управления;
ВС - самолет;
ALERFA - фаза оповещения о чрезвычайной ситуации;
ОРВД - организации воздушного движения;
ОВД - обслуживания воздушного движения;
C - авария;
DETRESFA - фаза бедствия;
Eurocontrol - Европейская организация по безопасности воздушной навигации;
ИКАО - Международная организация гражданской авиации;
INCERFA - фаза неопределенность;
SAR - поиск и спасение;
SARPs - стандарты и рекомендуемая практика ИКАО;
СУБ - Система управления безопасностью;
СИ - серьезный инцидент;
TLS - целевой уровень безопасности.
авария -- авиационное происшествие, не повлёкшее за собой человеческих жертв или пропажи без вести кого-либо из пассажиров или членов экипажа, вследствие которого:
а) человек смертельно или тяжело ранен в результате:
- Находясь в самолете;
- прямой контакт с любой частью воздушного судна, включая части, отделившиеся от данного воздушного судна;
- Прямого воздействия струи газов реактивного двигателя, кроме случаев, когда телесные повреждения получены в результате естественных причин, к себе самому или нанесены другими лицами, или когда телесные повреждения нанесены безбилетных пассажиров, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам и членам экипажа;
б) воздушное судно получает повреждение или разрушение конструкции:
- Нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики воздушного судна;
- обычно требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента,
- или повреждены только воздушные винты, законцовки крыла, антенны, пневматики, тормозные устройства, обтекатели, небольшие вмятины или отверстия прокола в коже воздушного судна; или для отказа или повреждения двигателя, когда поврежден только сам двигатель, его капоты или вспомогательные исключением
в) самолет отсутствует или полностью недоступен.
Уведомлений (ALRS) это услуга, предоставляемая уведомить соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся поисково-спасательных служб, и помочь таким организациям.
Оповещение(ALERFA) является ситуация, когда опасения существует в отношении безопасности воздушного судна и его пассажирах.
Фаза Оповещения, когда:
- после фазы неопределенности, последующие попытки установить связь с воздушным судном или запросы от других соответствующих источников не удалось выявить никаких известий о самолете;
- Самолет был допущен к посадке, но в течение пяти минут расчетного времени посадки, связи не было восстановлено с самолета;
- была получена информация, которая указывает, что эффективность работы самолета была снижена, но не до такой степени, что есть необходимость вынужденной посадки;
Кроме случаев, когда существуют доказательства, что бы развеять опасения в отношении безопасности воздушного судна и его пассажирах.
- Самолет, как известно или предполагается, что они являются объектом незаконного вмешательства.
Фаза бедствия (DETRESFA) является ситуация, когда существует обоснованная уверенность в том, что воздушное судно и его пассажиры находятся под угрозой и неминуемой опасности или требуется немедленная помощь.
Фаза бедствия, когда:
- После фазы оповещения, далее неудачных попыток установить связь с воздушным судном и более широко распространенных неудачных запросов указывают на вероятность того, что воздушное судно находится в бедственном положении;
- Полученная информация, которая указывает, что эффективность работы самолета была снижена до такой степени, что вероятно вынужденная посадка;
- получены сведения или имеются достаточные основания полагать, что самолет собирается сделать или уже совершил вынужденную посадку;
Кроме случаев, когда имеется обоснованная уверенность в том, что самолет и его пассажиры не угрожает серьезной и непосредственной опасности и не требуют немедленной помощи.
Опасность определяется как состояние или объекта с потенциалом, чтобы вызвать травмы персонала, повреждению оборудования или конструкций, потери материала, или сокращения способности выполнять предписанную функцию. Опасности нормальные компоненты или элементы социально-технических систем. Они являются неотъемлемой частью контекстов, где предоставление услуг системами социально-технических производственных имеет место. Опасности не обязательно разрушительные или отрицательные компоненты системы. Только тогда, когда опасность интерфейс с операциями системы, направленной на предоставление услуг, что их разрушающий потенциал может стать проблемой безопасности.
Инцидент является событие, кроме авиационного происшествия, связанное с использованием воздушного судна, которое влияет или могло бы повлиять на безопасность эксплуатации. Примечание. Типы инцидентов, представляющих основной интерес для Международной организации гражданской авиации для аварийных исследований профилактики перечислены в ИКАО авиационных происшествиях / инцидентах (Doc 9156).
Риск определяется как оценка, выраженная в терминах прогнозируемой вероятности и тяжести, последствий опасности, принимая в качестве эталона худший обозримом ситуацию. Как правило, риски безопасности, обозначены через алфавитно-цифровой конвенции, которая позволяет их измерения.
Управление рисками является выявление, анализ и устранение (и/или смягчение до приемлемого или допустимого уровня) из тех опасностей, а также последующие риски, которые угрожают жизнеспособности организации.
Безопасность является состояние, в котором возможность причинения вреда лицам или ущерба собственности сводится к, и поддерживается на уровне или ниже, уровне accepta-BLE через непрерывный процесс выявления опасных факторов и управления рисками безопасности.
Система управления безопасностью полетов (СУБП) является организованный подход к управлению безопасностью полетов, в том числе необходимых организационных структур, подотчетности, политики и процедур.
Показатели уровня безопасности являются мерами показатели безопасности организации авиационной или секторе промышленности. Показатели безопасности должны быть легко измерить и быть связаны с основными компонентами программы безопасности того или иного государства или SMS-провайдера оператора сотовой связи. Поэтому показатели безопасности будет отличаться между сегментами авиационной промышленности, таких как эксплуатантами воздушных судов, эксплуатантов аэродромов или поставщиков ОВД.
Поисково-спасательные службы (SAR) является любой постоянный гражданского создание оборудования и персонала, ведущихся для целей предоставления поисково-спасательных служб.
Серьезный инцидент является инцидент, обстоятельства которого указывают, что авария почти произошло. Примечание 1. Разница между аварии и серьезного инцидента заключается лишь в результате. Примечание 2. Примеры серьезных инцидентов можно найти в дополнении D Приложения 13 и в ИКАО авиационных происшествиях / инцидентах (Doc. 9156).
Серьезные травмы является травма, которое получено лицом во время авиационного происшествия и которое:
- требует госпитализации более чем на 48 часов в течение семи дней с момента получения повреждения;
- привело к перелому любой кости (за исключением простых переломов пальцев рук, ног или носа);
- Связано с разрывами ткани, вызывающими сильное кровотечение, повреждение нервов, мышц или повреждение сухожилия;
- Связано с повреждением любого внутреннего органа;
- Включает в себя ожогов второй или третьей степени или любых ожогов, поражающих более 5 процентов поверхности тела;
- Связано с подтвержденным фактом воздействия инфекционных веществ или поражающей радиации.
Фаза неопределенности (INCERFA) является ситуация, когда существует неопределенность в отношении безопасности воздушного судна и его жильцах. Uncertainty phase when:
- Никакой связи не было получено с самолета в течение тридцати минут после времени сообщения, должно были получены, или с момента неудачной попытки установить связь, с таких самолетов впервые было сделано, в зависимости от того, что произошло раньше;
- Воздушное судно не прибудет в течение тридцати минут после расчетного времени прибытия в прошлом доведенных до или оцененных органами обслуживания воздушного движения, что наступит позднее. Кроме случаев, когда нет есть сомнения в безопасности самолета и его пассажиров.
Задание 1. Анализ общего состояния аварийности в Украине за период с 1998 по 2007 год
Необходимо определить ряд аварий, происшествий и серьезных инцидентов, которые произошли в Украине за десятилетний период, для расчета коэффициента аварийности за каждый год и в полной мере проанализировать распределение аварий, происшествий и серьезных инцидентов в соответствии с факторами аварийности.
Безопасность авиации является сложным категория, которая охватывает все элементы системы "человек-техника-среда». Как правило, она рассматривается как комплексная характеристика авиационной транспортной системы для выполнения своих функций без потерь (или с минимальными потерями) в самой системе или для пользователей, для которых эта система функционирует и развивается. Основные компоненты безопасности полетов авиации являются безопасность полетов, авиационная безопасность и экологическая безопасность. Любой тип человеческой деятельности, ни любой искусственной системы можно считать абсолютно безопасным, поэтому свободна от риска. Безопасность является относительным понятием, которое предполагает, что в "безопасном" о присутствии системы природных факторов риска рассматривается как приемлемая ситуация. Безопасность является все более и более рассматривается в качестве контроля факторов риска. В целом аварии случай, происшествия и серьезные инциденты случаются под влиянием:
- человеческий фактор (нарушение нормативных документов экипажами воздушных судов, неправильное решение задатки во время взлета и посадки, нарушение правил технической эксплуатации воздушных судов экипажами и нарушение технологии обслуживания самолетов оперативным персоналом);
- организационный фактор (неудовлетворительное состояние нормативно-правового обеспечения деятельности гражданской авиации в Украине, игнорируя нормативные правовые акты лидерами авиакомпаний в коммерческих интересов, отсутствие системы профилактики и авиационных происшествий, предупреждающие, неудовлетворительное профессиональную подготовку, которая появляется в контроле убывающую и участие со стороны государственных органов в поддержку авиационной персонала).
Система управления безопасностью полетов создается в авиационных организаций с целью обеспечения безопасности для пассажиров, членов экипажей воздушных судов, производственных объектов от террористических, диверсионных и других актов незаконного вмешательства посредством организации и проведения государственных норм, правил и процедур, предусмотренных надлежащие нормативные акты и предписывающие документы, принятые в Украине.
Для выполнения первой задачи курсовой работы необходимо проводить общий анализ безопасности полетов в Украине, используя официальную публикацию Государственной авиационной администрации Украины "Анализ состояния аварийности в гражданской авиации Украины в период с 1998 по 2007 год".
Так что с помощью этой публикации необходимо:
- Проанализировать состояние безопасности полетов с 1998 по 2007 год и создать три гистограммы, характеризующие аварий, несчастных случаев и уровень серьезных инцидентов в Украине.
"right">Таблица 1.1Пример аварийности Украины за период с 1998 по2007 год
Год |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
Катастрофы (К) |
3 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
|
Аварии(A) |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
5 |
6 |
|
Серьезные Инциденты (СИ) |
8 |
11 |
2 |
4 |
5 |
5 |
9 |
7 |
15 |
8 |
Согласно (таблице 1.1) Построим соответствующие гистограммы, характеризующие ряд авиакатастроф, аварий и серьезных инцидентов в гражданской авиации Украины с 1998 по 2007 год.
Рис.1 Количество авиационных катастроф, аварий и серьезных инцидентов в период с 1998 по 2007 год
Рис. 2. Количество авиационных катастроф в период с 1998 по 2007 год
Рис. 3. Количество авиационных аварий в период с 1998 по 2007 год
Рис. 4. Количество авиационных серьезных инцидентов в период с 1998 по 2007 год
Так что теперь, надо рассчитать общие коэффициенты аварийности для катастроф(CК), аварии (CА) и серьезные инциденты (CСИ) в течение с 1998 по 2007 год. Соответствующие коэффициенты аварийности мы можем рассчитать, используя такие формулы:
CК,A,СИ = 105 * NК,A,СИТ,
Где: СК,СА,ССИ - это коэффициенты аварий, происшествий и серьезных инцидентов; NК, NA, NСИ - количество аварий, происшествий и серьезных инцидентов; T-количество летных часов (Из "анализа состояния аварийности в гражданской авиации Украины в период с 1998 по 2007 год ".).
Таким образом общие коэффициенты аварийности в 1998 году будут:
- коэффициент катастроф:
CК =105*3/168202=1.78;
- коэффициент аварий:
CA=105*3/168202=1.78;
- коэффициент серьезных инцидентов:
CСИ=105*8/168202=4.75
Примечание. Таким же образом мы вычисляем все показатели коэффициентов аварийности для всего периода исследования.
"right">Таблица 1.2Количество летных часов.
Год |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
T |
168202 |
119776 |
162776 |
158993 |
132486 |
193833 |
229435 |
188698 |
250000 |
266153 |
Рассчитанные коэффициенты показателей аварийности катастроф аварий, серьезных инцидентов
Year |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
|
CC |
1.78 |
0 |
1.23 |
1.26 |
1.5 |
1.03 |
1.3 |
0.52 |
0.4 |
0.37 |
|
CA |
1.78 |
1.67 |
1.23 |
0.63 |
0.75 |
1.03 |
0.8 |
2.64 |
2.0 |
2.25 |
|
CSI |
4.75 |
9.18 |
1.23 |
2.51 |
3.77 |
2.57 |
3.9 |
3.7 |
6.0 |
3.0 |
Мы можем рассмотреть факторы, влияющие на безопасность в определенной системе с двух сторон:
- анализ сопутствующих факторов, которые могут приводить к ситуациям влияющих на уровень безопасности;
- анализ скрытых факторов при проектировании системы, для уменьшения вероятности появления негативных происшествий, приводящих к нарушению безопасности.
Активные отказы и скрытые условия. Причинами активных отказов являются неисправности оборудования, или ошибки совершенные эксплуатационным персоналом. Причиной этому является воздействие человеческого фактора в скрытых условиях. Также активные отказы могут возникнуть в результате незаметных структурных дефектов или в связи с непризнанными опасными последствиями официально утвержденных процедур.
Неисправное оборудование (неконтролируемое функционирование).
Ошибка человека. Ошибка появляется в тех случаях, когда результат человеческой задачи не соответствует намеченным результатам. Методы реализации для того или иного задания по человека-оператора зависят от характера задачи и как он известен под оператора. Профессиональные навыки, знания и опыт человека являются основой для результатов работы. Ошибки могут быть следствием несовершенной реализации задач или в результате ошибок, разрешенных в процессе принятия решений. Много факторов влияет на безопасность полетов, от которых зависит качество функционирования авиационной транспортной системы. Это довольно сложно рассказать все факторы, принимая во внимание сложность процессов ОВД. Давайте разделим характеристики ОВД на четыре основные группы, которые имеют наибольшее влияние на риск столкновения воздушных судов:
- Структура воздушного пространства и организации воздушного движения взятие управления учетом транспортных потоков;
- сходимость самолета с другими воздушными судами, идентификации и решения конфликтных ситуаций;
- связи, навигации и наблюдения характеристики сооружения;
- человеческий фактор в гражданской авиации.
Так что следующий шаг состоит в изучении распределение аварий, происшествий и серьезных инцидентов для таких категорий, как человеческий фактор, технический фактор и окружающей среды. Для выполнения этого шага мы используем официальную публикацию Государственной авиационной администрации Украины "Анализ состояния аварийности по гражданской авиации Украины в период с 1998 по 2007 год".
воздушный судно авария безопасность
"right">Таблица 1.4Распределение факторов аварий в период с 1998 по 2007
человеческий фактор |
Технический фактор |
окружающая среда |
||
Катастрофы |
30 |
1 |
4 |
|
Аварии |
28 |
3 |
8 |
|
Серьезные инциденты |
59 |
7 |
9 |
Теперь мы можем сделать соответствующие диаграммы, которые графически представляют ряд аварий, происшествий и серьезных инцидентов, которые были вызваны человеческим фактором, технический фактор и фактор окружающей среды с 1998 до 2007 года.
Рис. 1.5 Распределение факторов аварийности, которые вызывают аварий, несчастных случаев, серьезные инциденты
Рис. 1.6 Распределение факторов аварии, которые вызывают катастрофы
Рис. 1.7 Распределение факторов аварийности, которые вызывают аварии.
Рис. 1.8 Распределение факторов аварийности, которые вызывают серьезные инциденты
Вывод: проанализировав 1 задание можно сказать, что в Украине за период
1998-2007 произошло 17 катастроф, 28 аварий и 75 серьёзных инцидента. Исходя из этих данных, можно сказать, что большинство происшествий произошло по вине человеческого фактора. Поэтому на данный момент остается понижение влияния человеческого фактора на безопасность авиации.
- § 4. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов
- 1.2. Метод коэффициентов аварийности
- 3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности
- Вопрос 63. Анализ статистических данных о дтп. Показатели аварийности.
- 3.4. Анализ динамики изменения состояния аварийности
- 3.7. Методы анализа аварийности в местах концентрации дтп
- 9.3.3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности