4 Планирование деятельности по осуществлению государственного пожарного надзора
Организация и осуществление федерального ГПН ведется на плановой основе. План – это документ, устанавливающий перечень намеченных к выполнению мероприятий, их последовательность, объём (в той или иной форме), сроки, ответственных исполнителей, выделенные им ресурсы [24].
Важнейшими требованиями, предъявляемыми к планам, являются их обоснованность и реальность, преемственность, стабильность и конкретность.
Обоснованность и реальность плана – это учет данных анализа обстановки и конкретных задач, стоящих перед сотрудником, вытекающих из особенностей его функциональных обязанностей, а также требований приказов и указаний МЧС России. Нельзя перенасыщать план непомерно большим количеством трудоемких мероприятий. Нужен резерв и для внеочередных заданий. А они зачастую бывают не менее ответственными и сложными.
Преемственность означает, что план должен исходить из результатов выполнения предыдущего плана и иных ранее принятых решений, включать в себя мероприятия, исполнение которых должно продолжаться в планируемом периоде, а также все то, что предусмотрено другими планами и программами.
Стабильность плана – это устойчивость намеченных мер, что в свою очередь достигается правильным определением актуальных задач, исключающим необходимость разработки многочисленных планов и невыполнение уже запланированных мероприятий. Корректировка плана должна осуществлять при наличии серьезных изменений в оперативной обстановке или прямых на этот счет предписаний.
Конкретность плана – это, прежде всего, четкие и ясные формулировки с определением точных сроков. Здесь недопустимы призывы и пустословие, а равно механическое перенесение предписаний из должностных инструкций, планов, приказов и указаний министерства. Конкретность обеспечивается контролируемостью планов, а это крайне важно, ибо сам по себе план, даже отвечающий всем требованиям, не гарантирует планомерности в работе. Для этого необходима высокая исполнительская дисциплина и персональная ответственность руководителей и всего личного состава органа ГПН, четко наладить контроль и проверку фактического исполнения предусмотренных планом мероприятий.
Планирование служебной деятельности органов ГПН и государственных инспекторов по пожарному надзору, не связанной с исполнением государственной функции на объектах защиты, осуществляется в порядке, установленном приказом МЧС России от 21 июля 2005 г. № 576 «Об утверждении Перечня единых регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России». Мероприятия по осуществлению федерального ГПН могут включаться в планы оперативно-служебной деятельности территориальных органов МЧС России в качестве самостоятельного раздела.
Порядок планирования деятельности органов ГПН и государственных инспекторов по пожарному надзору по исполнению государственной функции на объектах защиты установлен Административным регламентом МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности.
Деятельность государственных инспекторов по пожарному надзору по исполнению государственной функции на объектах защиты осуществляется в соответствии с:
– перспективными пятилетними планами плановых проверок, разрабатываемыми в органах ГПН региональных центров МЧС России, органах ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, территориальных отделах (отделениях, инспекциях) органов ГПН ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, в органах ГПН специальных и воинских подразделений, с учетом административно-территориальных образований, а также зданий, сооружений, строений, технологических установок и иного имущества, расположенных на территории, обслуживаемой указанными органами ГПН (далее – перспективный план);
– ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, разрабатываемыми органами ГПН на основе перспективных планов;
– личными планами-графиками работы, составляемыми ежемесячно с учетом должностных обязанностей государственных инспекторов по пожарному надзору.
Перспективный план разрабатывается не позднее 15 августа перед началом первого календарного года в пятилетнем плане. В перспективный план включаются:
– адреса мест нахождения объектов надзора;
– наименование органа ГПН, на который возлагается ответственность за организацию и проведение плановой проверки, наименование иного органа государственного надзора (при проведении совместных плановых проверок);
– дата и сроки проведения плановой проверки.
Планы хранятся в течение трех лет.
Перспективный план утверждается начальником органа ГПН до 20 августа года, предшествующего началу первого календарного года в пятилетнем плане. Сводный перспективный план по субъекту Российской Федерации и федеральному округу оформляются в электронном виде при сохранении дубликата информации на магнитном носителе.
Ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ежегодный план) разрабатываются по типовой форме и содержанию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Ежегодный план на предстоящий год разрабатывается не позднее 20 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок.
В ежегодных планах указываются следующие сведения:
1) наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;
3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) наименование органа ГПН, осуществляющего конкретную плановую проверку.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, проект ежегодного плана на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде направляется органом ГПН в орган прокуратуры заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Органы ГПН рассматривают поступившие предложения органов прокуратуры по проектам ежегодных планов и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.
Ежегодный план каждого органа ГПН, утвержденный начальником данного органа ГПН, публикуется региональным центром МЧС России, ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации, органом ГПН специальных и воинских подразделений на Интернет-сайтах, при наличии таковых, не менее чем за десять дней до начала наступающего года. Ответственными за публикацию планов проведения мероприятий по надзору на предстоящий год являются региональные центры МЧС России, ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, органы ГПН специальных и воинских подразделений.
Не подлежат опубликованию планы проверок в отношении особо важных и режимных организаций.
Планирование проверок осуществляется в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации, на основе анализа обстановки с пожарами, противопожарного состояния населенных пунктов, объектов защиты с учетом решений вышестоящих государственных инспекторов по пожарному надзору, сезонных и местных условий, с учетом сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а также официальных документов, полученных по результатам письменных запросов органов ГПН в соответствующие уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления о:
– наличии уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления;
– членстве в саморегулируемой организации;
– отнесении к субъекту малого (малое предприятие или микропредприятие) или среднего предпринимательства;
– ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;
– государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
– государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество.
Юридические лица или индивидуальные предприниматели, предполагающие осуществлять производство пожарно-технической продукции (производство первичных средств пожаротушения, мобильных средств пожаротушения, установок пожаротушения, средств пожарной автоматики, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты и спасания людей при пожаре, пожарного инструмента, средств пожарной сигнализации, связи и оповещения), обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности органы ГПН.
Порядок предоставления уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» утверждены Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений.
В уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывается о соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Указанное уведомление может быть представлено в форме электронного документа.
Дополнительно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сообщаются сведения о следующих изменениях:
1) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;
2) изменение места жительства индивидуального предпринимателя;
3) реорганизация юридического лица.
Сведения об изменениях представляются в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) не позднее чем в течение десяти рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является:
– истечение срока, установленного Правительством Российской Федерации, – для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в жилищной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года;
– истечение пяти лет со дня государственной регистрации в качестве юридического лица или со дня окончания проведения последней плановой проверки – для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также проверки используемых данными органами объектов защиты;
– истечение трех лет – для иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки;
3) начала осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления предпринимательской деятельности.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
В отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 944 установлена следующая периодичность проведения плановых проверок:
– не чаще 1 раза в 2 года – оказание амбулаторно-поликлинической, стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи;
– не чаще 1 раза в год – дошкольное и начальное общее образование, основное общее и среднее (полное) общее образование;
–1 раз перед началом каникул – деятельность детских лагерей на время каникул;
– не чаще 1 раза в год – предоставление социальных услуг с обеспечением проживания.
Плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей – членов саморегулируемой организации плановые проверки предусматриваются из расчета не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации, если иное не установлено федеральными законами.
При планировании учитываются сведения о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах защиты, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, органами ГПН плановые проверки в отношении этих объектов защиты планируются не ранее чем через три года.
Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте защиты.
В органах ГПН ведется учет объектов защиты путем ведения журнала учета объектов защиты и контрольно-наблюдательных дел по объектам защиты (далее – журнал учета объектов), содержащего разделы с учетом классов функциональной пожарной опасности зданий (сооружений) и наружных установок, а для органов государственной власти и органов местного самоуправления – с учетом их территориальности. Журнал учета объектов подлежит ежегодной корректировке с учетом полученных по результатам письменных запросов органов ГПН официальных документов из соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащих необходимую информацию, а также копии решения уполномоченного органа государственной власти (органа местного самоуправления) о вводе в эксплуатацию построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства.
Государственные инспектора по пожарному надзору ежемесячно составляют личные планы-графики осуществления ГПН, утверждаемые их непосредственными начальниками. Личный план-график хранится в течение трех лет.
На мероприятия по контролю, проводимые государственными инспекторами по пожарному надзору, должно планироваться не менее 15 рабочих дней в месяц. В указанный срок включаются следующие стадии осуществления федерального ГПН:
подготовка (ознакомление с документами по объекту защиты, в том числе с документами предыдущих проверок) и проведение проверки;
оформление результатов проверки;
производство по делу об административном правонарушении;
участие в судебных заседаниях по рассмотрению дел об административных правонарушениях и жалоб на решения государственных инспекторов по пожарному надзору;
прием граждан, связанный с проведением проверок;
участие в проверках и проведении предварительного расследования по фактам пожаров.
В перспективные, ежегодные и личные планы могут вноситься изменения и дополнения, необходимость которых определяется постановкой на учет новых объектов защиты, созданием, реорганизацией, ликвидацией юридических лиц, результатами анализа обстановки с пожарами, изменением уровня противопожарного состояния населенных пунктов, предприятий и иных организаций, результатами проведения независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, выполненной аккредитованными в установленном порядке организациями.
Изменения, вносимые в ежегодный план, направляются начальником органа ГПН в орган прокуратуры с указанием оснований внесения изменений. Согласованные изменения утверждаются начальником органа ГПН и в установленном порядке публикуются, а также размещаются на информационных стендах в помещениях органов ГПН в течение пяти рабочих дней с момента получения материалов из органа прокуратуры.
Объекты защиты закрепляются ежегодным распоряжением начальника органа ГПН за государственными инспекторами по пожарному надзору по территориальному или ведомственному признаку, которое издается не позднее 30 декабря уходящего года.
Критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, перечень которых утверждается в установленном порядке, закрепляются за начальником органа ГПН ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации и его заместителями, начальником органа ГПН специальных и воинских подразделений и его заместителями. В исключительных случаях данные объекты могут закрепляться за наиболее подготовленными государственными инспекторами по пожарному надзору указанных органов ГПН.
В распоряжение могут вноситься изменения и дополнения, необходимость которых определяется изменением территории, обслуживаемой органом ГПН, кадровыми перестановками, реорганизацией (ликвидацией) объектов защиты. Распоряжение о закреплении объектов защиты хранится в течение трех лет.
Результаты надзорной деятельности должны ежеквартально анализироваться в органах ГПН для последующего их использования в государственном регулировании в области пожарной безопасности и для совершенствования организации и осуществления федерального ГПН, а также в целях своевременного реагирования на изменение обстановки с пожарами на обслуживаемой территории.
Анализ результатов деятельности органов ГПН является обязательной частью надзорной деятельности и должен охватывать все ее направления.
Таким образом, мы рассмотрели организацию государственного надзора (контроля) в сфере компетенции МЧС России, организацию и проведение проверок деятельности органов исполнительной власти, учреждений, организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, общественных объединений, иных юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, должностных лиц, граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты. Изучили порядок ведения учета объектов защиты и планирование проверок в органах ГПН, порядок и сроки проведения аттестации государственных инспекторов по пожарному надзору.
На следующем занятии мы продолжим изучение темы «Организация государственного пожарного надзора в Российской Федерации. Рассмотрим вопросы:
Семинарское занятие. «Организация государственного пожарного надзора в Российской Федерации».
1. Надзорная деятельность в сфере компетенции МЧС России.
2. Организация деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору.
3. Аттестация государственных инспекторов по пожарному надзору.
Планирование деятельности по осуществлению государственного пожарного надзора.
- I. Учебные цели
- II. Воспитательные цели
- III. Расчет учебного времени
- IV. Рекомендуемая литература
- IV. Учебно-материальное обеспечение
- 1 Надзорная деятельность в сфере компетенции мчс России
- При осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
- При осуществлении безопасности людей на водных объектах:
- При осуществлении государственного пожарного надзора: Положением о федеральном государственном пожарном надзоре (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290);
- 2 Организация деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору
- 2.1 Права, обязанности и ответственность государственных инспекторов по пожарному надзору
- 3 Аттестация государственных инспекторов по пожарному надзору
- 4 Планирование деятельности по осуществлению государственного пожарного надзора
- Доклады.
- Вопросы для самоконтроля
- 1. Организация государственного надзора (контроля) в сфере компетенции мчс России.
- 2. Организация и проведение проверок объектов защиты.
- Лист регистрации изменений